В данном практикуме представлены практические работы, предназначенные для учащихся 9-х классов в курсе освоения создания базы данных в Access 2010, а также поиска информации в готовой базе данных.
Практическая работа № 1
“Создание простейшей базы данных в Microsoft Access
2010
Ввод и сортировка записей”.
Цель работы:
- научиться создавать таблицы с помощью Шаблонов таблиц и Конструктора таблиц;
- осуществлять правильный ввод данных в таблицы;
- научиться выполнять сортировку записей в таблице.
Задание 1. Создание пустой базы данных с помощью шаблонов таблиц.
Порядок работы
- Запустите программу СУБД Microsoft Access. Для этого выполните: Пуск – Все программы – Microsoft office – Microsoft office Access 201).
- Перед Вами откроется окно следующего вида (Рисунок 1):
- Выберите команду Новая база данных. Затем введите имя файла –База работников и нажмите кнопку Создать. Перед Вами откроется окно следующего вида (Рисунок 2).
- Выберите команду Создание – Части приложения. Шаблоны – Контакты (Рисунок 3).
- В левой панели появляется таблица Контакты. Щелкните дважды мышью по имени таблице. Перед вами откроется вся таблица Контакты с заголовками (Рисунок 3).
- Переименуйте поля ИД, Область, край, Страна или регион на следующие новые имена полей соответственно: Код, Республика, Страна.
- Все поля после поля Страна удалите с помощью контекстного меню, выполнив команду Удалить поле.
- Заполните ее следующими данными (Таблица 1).
- У Вас должна получится таблица как на рисунке (Рисунок 4). Сохраните таблицу () под именем Работник.
- В данной таблице отсортируйте столбец “Организация” по алфавиту (Главная – ).
Таблица 1.
Задание 2. Создание пустой базы данных с помощью конструктора таблиц.
Порядок работы
- Создадим таблицу под именем “Студент” с помощью конструктора таблиц.
- Заполните Имя поля следующими данными (заголовками столбцов): КодСтудент, Фамилия, Имя, Отчество, Адрес, Номер телефона, Специализация соответственно типы данных для полей: КодСтудент – СЧЕТЧИК, Фамилия, Имя, Отчество, Должность, Адрес, Специализация – ТЕКСТОВЫЙ, Номер телефона – ЧИСЛОВОЙ.
- Далее Нажмите сохранить () и назовите таблицу “Студент”. Он автоматически запросит создать ключевое поле, нажмите кнопку ДА (поле КодСтудент будет Ключевое поле ).
- Затем двойным щелчком левой кнопкой мыши откройте слева на таблицу Студент. Перед Вами откроется таблица Студент для заполнения Рисунок 7).
- Заполните эту таблицу следующими данными (Таблица 2) и сохраните ее.
- Результаты покажите учителю.
Для этого выполните команду: Создание – конструктор таблиц.
Перед Вами откроется окно (Рисунок 5):
У Вас должно получиться как на рисунке (Рисунок 6):
Таблица 2.
КодСтудент |
Фамилия |
Имя |
Отчество |
Адрес |
Номер телефона |
Специализация |
1 |
Иванов | Сергей | Александрович | г. Новороссийск | 457896 | технолог |
2 |
Петров | Сергей | Петрович | г. Москва | 7458962 | технолог |
3 |
Гаврелеева | Ольга | Ивановна | г. Москва | 3698521 | бухгалтер |
4 |
Соколова | Инна | Олеговна | г. Новороссийск | 852967 | бухгалтер |
5 |
Мухина | Олеся | Петровна | г. Москва | 8625471 | технолог |
6 |
Апареева | Анна | Романовна | г. Люберцы | 748596 | технолог |
7 |
Глинкина | Дина | Евгеньевна | г. Люберцы | 919597 | технолог |
8 |
Сорина | Ольга | Сергеевна | г. Москва | 9191954 | бухгалтер |
Практическая работа № 2.
Создание базы данных, состоящей из двух таблиц
Цель работы:
- Проектирование структуры базы данных. Создать вариант базы данных с двумя таблицами: “Список”” и “ Группы”.
- Конструирование пустых таблиц базы данных.
- Создание схемы базы данных. В данном случае таблицы связаны связью один-ко-многим. Это значит, что в таблице “Группы” каждое значение связанного поля может встречаться только один раз, а в таблице “Список” – несколько раз (несколько человек могут быть из одной группы). Связи следует устанавливать при пустых таблицах.
- Ввод данных в таблицы. Создать форму для ввода данных.
- Порядок работы.
Задание 1. Создание базы данных – Учебная база.
- Запустите программу СУБД Microsoft Access. Для этого выполните: Пуск – Все программы – Microsoft office – Microsoft office Access 2010.
- Перед Вами откроется окно следующего вида (Рисунок 8):
- Выберите команду Новая база данных. Затем введите имя файла –Учебная база и нажмите кнопку Создать. Перед Вами откроется окно следующего вида (Рисунок 9):
Задание 2. Создание таблицы “Группы”.
- Создайте таблицу под именем “Группы” с помощью конструктора таблиц. Для этого выполните команду: Создание – конструктор таблиц.
- Заполните Имя поля следующими данными (заголовками столбцов): Учебная группа, Преподаватель и соответственно Тип данных для них: Учебная группа – ЧИСЛОВОЙ, Преподаватель – ТЕКСТОВЫЙ. Сделайте поле “Учебная группа” ключевым, установив курсор на имя поля и щелкнув по кнопке Ключевое поле .
- Сохраните таблицу под именем “Группы”, щелкнув по кнопке Сохранить .
- Закройте таблицу.
Задание 3. Создание таблицы “Список”.
- Создайте таблицу под именем “Список” с помощью конструктора таблиц. Для этого выполните команду: Создание – конструктор таблиц.
- Заполните Имя поля следующими данными (заголовками столбцов): Код, Фамилия, Имя, Отчество, Год рождения, Класс, Учебная группа. Выберите из ниспадающего списка числовой тип данных для поля “Код”. Сделайте поле “Код” ключевым, установив курсор на имя поля и щелкнув по кнопке Ключевое поле . Тип данных полей “Фамилия”, “Имя”, “Отчество” – текстовый, полей “Год рождения”, “Школа”, “Класс” – числовой. Установите тип данных поля “Учебная группа” числовой. Общие свойства поля не меняйте. Выберите вкладку Подстановка, тип элемента управления – Поле со списком, источник строк – Группы. Получите значения элементов, как показано на рисунке (Рисунок 10).
- Сохраните таблицу под именем “Список”, щелкнув по кнопке Сохранить .
- Закройте таблицу.
Задание 4. Создание схемы данных.
- В ленточном меню выберите вкладку Работа с базами данных, щелкните по кнопке Схема данных . Появится окно Схема данных.
- В появившемся окне Добавление таблицы выделите таблицу “Группы” и щелкните по кнопке Добавить, выделите таблицу “Список” и щелкните по кнопке Добавить. В окне Схема данных появится условный вид этих таблиц. Щелкните по кнопке Закрыть окна Добавление таблицы.
- Увеличьте окно таблицы “Список” так, чтобы были видны все поля.
- Установите курсор мыши на имя поля “Учебная группа” в таблице “Группы” и, не отпуская кнопку мыши, перетащите курсор мыши на поле “Учебная группа” таблицы “Список”. Отпустите кнопку мыши. Появится диалоговое окно Изменение связей, представленное на рисунке (Рисунок 11).
- Установите флажок Обеспечение целостности данных. Это невозможно будет сделать, если типы полей “Учебная группа” заданы не одинаково.
- Установите флажок каскадное обновление связанных полей. Это приведет к тому, что при изменении номера группы в таблице “Группы” автоматически изменится соответствующий номер в таблице “Список”.
- Установите флажок каскадное удаление связей. Это приведет к тому, что при удалении записи с номером группы из таблицы “Группы”, будут удалены все записи из таблицы “Список”, в которых находились соответствующие номера групп.
- Щелкните по кнопке Создать. Появится связь “один-ко-многим”. Схема данных представлена на рисунке (Рисунок 12).
- Закройте схему данных, щелкнув по кнопке в верхнем правом углу окна и ответив утвердительно на вопрос о сохранении схемы данных.
Задание 5. Заполнение таблицы “Группы” значениями.
- Откройте таблицу “Группы” в режиме Таблицы.
- Заполните ее записями из таблицы 1.
Таблица 1
Учебная группа |
Преподаватель |
101 |
Смирнова З.В. |
102 |
Вильданова Р.Ш. |
103 |
Зайцева С.А. |
104 |
Зазулина И.В. |
105 |
Друк Н.Н. |
Задание 6. Создание формы для ввода данных.
- В окне базы данных выделите имя таблицы Список и выполните команду Создание – Форма.
- Появится пустая форма ввода, представленная на рисунке (Рисунок 13).
- Сохраните введенные данные. Имя формы – Список. Закройте форму.
- Перейдите в окно Таблицы. Откройте таблицу Список. Убедитесь, что в таблице появились новые записи.
- Щелкнув по кнопке Сохранить, сохраните текущую таблицу.
- Закройте таблицу.
Заполните форму данными, приведенными в таблице 2.
Таблица 2
Код |
Фамилия |
Имя |
Отчество |
Год рождения |
Школа |
Класс |
Учебная группа |
1 |
Чернова | Наталья | Алексеевна | 2001 |
5 |
9 |
101 |
2 |
Куликов | Клим | Алексеевич | 1999 |
2 |
10 |
103 |
3 |
Архипов | Виктор | Александрович | 2000 |
5 |
9 |
101 |
4 |
Баранкова | Александра | Николаевна | 1998 |
5 |
11 |
104 |
5 |
Новоселов | Алексей | Иванович | 2000 |
3 |
9 |
105 |
Задание 7. Проверка каскадного обновления связанных полей.
- Откройте таблицу “Группы”.
- Исправьте номера учебных групп на 201, 202, 203, 204, 205. Сохраните таблицу.
- Откройте таблицу “Список”. Убедитесь, что значения поля “Учебная группа” изменились. Закройте таблицу “Список”.
Задание 8. Проверка каскадного удаления связанных полей.
- Откройте таблицу “Группы”.
- Удалите первую запись (Выделите первую строку, правой кнопкой мыши вызовите контекстное меню и выберите команду Удалить запись.
- Ответьте утвердительно на запрос об удалении. Закройте таблицу “Группы”.
- Откройте таблицу “Список”. Убедитесь, что исчезли записи с номером группы 201.
Предъявите преподавателю: таблицу Группы, таблицу Список на экране, форму Список.
Задание 9. Завершение работы с программой Access.
- Выполните команду Файл – Выход.
- Если вы производили редактирование в базе данных, появится вопрос о сохранении изменений. Ответьте утвердительно.
Практическая работа №3
Тема: Создание запросов к готовой базе данных.
Цель работы:
- научиться создавать запросы простые и сложные к готовой базе данных.
Задание 1. Открытие базы данных, изготовленной на прошлом занятии.
- В папке Для уроков в своей личной папке откройте файл База работников.
- На экране появится окно с основными элементами базы данных. В базе данных должны быть две таблицы: Работник и Студент.
Задание 2. Создание запроса на выборку.
- Выполните команду Создание – Конструктор запросов.
- В появившемся диалоговом окне Добавление таблицы выберите из списка имя таблицы Студент, щелкните по кнопке Добавить (Рисунок 14).
- Закончите выбор, щелкнув по кнопке Закрыть. Появится возможность выбора полей из таблицы “Студент”. Для этого достаточно дважды щелкнуть по именам полей или перетащить мышью названия полей в клетку запроса.
- Создайте телефонную книгу для всех студентов, фамилии которых начинаются на букву С. Для этого в поле Условие отбора напишите условие Like “С*” (Рисунок 15):.
- Сохраните запрос, щелкнув по кнопке Сохранить. Введите имя запроса Телефонная книга и щелкните по кнопке ОК.
- Щелкните по кнопке Выполнить для представления запроса. Закройте запрос.
- Убедитесь в правильности полученного запроса, щелкнув по имени запроса Телефонная книга слева в окне Все объекты Access. Закройте таблицу.
- Создайте запрос на выборку тех студентов, которые приехали из Москвы или Люберцы.
- Для этого выполите команду Создание – Конструктор запросов.
- В появившемся диалоговом окне Добавление таблицы выберите из списка имя таблицы Студент, щелкните по кнопке Добавить (Рисунок 14).
- Закончите выбор, щелкнув по кнопке Закрыть. Появится возможность выбора полей из таблицы “Студент”. Для этого достаточно дважды щелкнуть по именам полей или перетащить мышью названия полей в клетку запроса.
- В поле Условие отбора напишите условия для поля Адрес так, как показано на рисунке (Рисунок 16):
- Сохраните запрос, щелкнув по кнопке Сохранить. Введите имя запроса Адрес и щелкните по кнопке ОК.
- Щелкните по кнопке Выполнить для представления запроса. Закройте запрос.
Самостоятельное задание.
- Составьте запрос на выборку тех студенток, имя которых – Ольга.
- Составьте запрос на выборку работников организаций, названия которых начинаются на букву Р, используя таблицу Работник.
- Составьте запрос на выборку всех студентов, которые обучаются по специальности технолога.
- Составьте запрос на выборку работников организаций, которые работают по должности инженер или бухгалтер.
- Результаты предъявите учителю.
Задание 3. Завершение работы с программой Access.
- Выполните команду Файл – Выход.
- Если вы производили редактирование в базе данных, появится вопрос о сохранении изменений. Ответьте утвердительно.
Практическая работа №4.
Тема: Создание и использование запросов.
Цели работы:
- закрепить навыки по редактированию таблиц базы данных;
- научиться создавать запросы на выборку различными способами.
Порядок работы.
Задание 1.
- Откройте базу данных “Учебная база” из своей личной папки, которая должна находиться в папке Для уроков на Рабочем столе.
- В базе данных должны быть две связанные таблицы: Группы и Список.
Задание 2. Коррекция данных в таблице “Группы”.
- Откройте таблицу Группы, выделив ее и щелкнув по кнопке Открыть.
- Добавьте недостающие записи. Исправьте существующие. В предыдущей работе с “Учебной базой” Вы удаляли первую запись. Необходимо ее восстановить. Вы исправляли номера учебных групп на 201, 202, 203, 204, 205. Верните первоначальные значения группам. Добавьте еще одну запись в таблицу Группы: Учебная группа – 106, Преподаватель – Ф.И.О. вашего классного руководителя, например, как на рисунке (Рисунок 17):
- Закройте таблицу Группы, предварительно сохранив ее.
Задание 3. Коррекция данных в таблице “Список”.
- Откройте таблицу Список, выделив ее и щелкнув по кнопке Открыть.
- Восстановите недостающие две записи. Добавьте еще три новые записи, содержащие информацию о ваших одноклассниках и о Вас, например (Рисунок 18):.
- Перейдите в режим Конструктор. Добавьте еще два поля – Номер телефона и Адрес, тип оставьте Текстовый. Сохраните изменения, щелкнув по кнопке Сохранить.
- Перейдите в режим Таблицы и заполните соответствующими данными поля Номер телефона и Адрес.
- Закройте таблицу Список, предварительно сохранив ее.
Задание 4. Создание запроса на выборку.
- Выполните команду Создание – Конструктор запросов.
- В появившемся диалоговом окне Добавление таблицы выберите из списка имя таблицы Список, щелкните по кнопке Добавить.
- Закончите выбор, щелкнув по кнопке Закрыть. Появится возможность выбора полей из таблицы “Список”. Для этого достаточно дважды щелкнуть по именам полей или перетащить мышью названия полей в клетку запроса.
- Создайте телефонную книгу для всех учащихся, имена которых начинаются на букву А. Для этого в поле Условие отбора напишите условие Like “А*” (Рисунок 19):
- Сохраните запрос, щелкнув по кнопке Сохранить. Введите имя запроса Номера телефонов и щелкните по кнопке ОК.
- Щелкните по кнопке Выполнить для представления запроса. Закройте запрос.
- Убедитесь в правильности полученного запроса, щелкнув по имени запроса Номера телефонов слева в окне Все объекты Access. Закройте таблицу.
- Создайте запрос на выборку учащихся 9-х классов, которых обучает преподаватель Смирнова З.В.
- Для этого выполите команду Создание – Конструктор запросов.
- В появившемся диалоговом окне Добавление таблицы выберите из списка имена таблиц Список и Группы, щелкая по кнопке Добавить (Рисунок 20).
- Закончите выбор, щелкнув по кнопке Закрыть. Появится возможность выбора полей из таблиц Список и Группы. Для этого достаточно дважды щелкнуть по именам полей или перетащить мышью названия полей в клетку запроса.
- В поле Условие отбора напишите условия для поля Преподаватель из таблицы Группы и поля Класс таблицы Список так, как показано на рисунке (Рисунок 20):
- Сохраните запрос, щелкнув по кнопке Сохранить. Введите имя запроса Смирнова и щелкните по кнопке ОК.
- Щелкните по кнопке для представления запроса. Закройте запрос.
Задание 4. Создание запроса с использованием логических операций в условии отбора.
- Создайте запрос на выборку тех преподавателей, которые обучают учащихся школ в 102 или 103 группе из школы №2 и №3.
- Для этого выполите команду Создание – Конструктор запросов.
- В появившемся диалоговом окне Добавление таблицы выберите из списка имена таблиц Список и Группы, щелкая по кнопке Добавить.
- Закончите выбор, щелкнув по кнопке Закрыть. Появится возможность выбора полей из таблиц Список и Группы. Для этого достаточно дважды щелкнуть по именам полей или перетащить мышью названия полей в клетку запроса.
- Сохраните запрос, щелкнув по кнопке Сохранить. Введите имя запроса Преподаватель и щелкните по кнопке ОК.
- Щелкните по кнопке для представления запроса. Закройте запрос.
В поле Условие отбора напишите условия для полей Школа и Учебная группа таблицы Список так, как показано на рисунке (Рисунок 21):
Самостоятельное задание.
- Составьте запрос на выборку фамилий только тех учеников, которые родились в 1999 и 2000 годах.
- Составьте запрос на выборку учащихся школы №5, которые учатся в 9 и 11 классах.
- Составьте запрос на выборку всех фамилий от Куликова до конца алфавита.
Задание 5. Создание запроса на выборку с использованием построителя.
- Выделите запрос Номера телефонов и откройте его в режиме Конструктор с помощью контекстного меню (правой кнопкой мыши).
- Смените поле Номер телефона на поле Адрес.
- Сохраните запрос под именем Адрес, выполнив команду Файл – Сохранить объект как.
- Установите курсор в строку Условие отбора под столбцом Фамилия.
- Щелкните по кнопке Построитель. Появится окно, в котором можно строить сложные запросы (Рисунок 22).
- В столбце Элементы выражений щелкните по кнопке Операторы, затем в столбце Категории выражений выберите Логические, в столбце Значения выражений щелкните по кнопке Not. Это слово появится в верхнем окне. Фамилию Архипов в кавычках введите вручную.
- Щелкните по кнопке ОК. В строке Условие отбора появится данное выражение.
- Щелкните по кнопке для представления запроса.
- Закройте запрос, сохранив его под именем Не_Архипов.
Предъявите преподавателю на экране запросы: Номера телефонов, Смирнова, Преподаватель, Год рождения, Школа 5, Куликов, Адрес, Не_Архипов.
Задание 6. Завершение работы с программой Access.
- Выполните команду Файл – Выход.
- Если вы производили редактирование в базе данных, появится вопрос о сохранении изменений. Ответьте утвердительно.