Цели урока:
коррекционная: познакомить детей с понятием “слог”, учить делить слова на слоги, составлять графическую схему слогового состава слова, дифференцировать понятия “слог” и “слово”, обогатить словарный запас по теме “Цветы”;
развивающая: развивать зрительную память, операции логического мышления: анализ, синтез, сравнение;
воспитательная: воспитывать усидчивость, умение слушать других, работать в коллективе, формировать положительную мотивацию к учению.
Оборудование: плакат с изображением цветов, пособие “Собери клумбу”, предметные картинки с изображениями цветов.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед:
Прозвенел звонок для нас,
Все вошли спокойно в класс,
Встали мы у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Сядем прямо, не согнёмся
И друг другу улыбнёмся.
2. Развитие зрительной памяти.
Логопед: Посмотрите, какая красивую картину я вам сегодня принесла. Что здесь изображено?
(Используется плакат с изображениями цветов: розы, тюльпана, ромашки, колокольчика, ландыша, василька).
Логопед: Посмотрите на рисунок 30 секунд и постарайтесь запомнить все цветы, изображённые здесь.
Логопед: Выберите из предметных картинок у вас на столе те, где изображены цветы с нашей картины.
3. Введение понятия “слог”.
Логопед: Послушайте историю, которая приключилась с одним цветком.
Жила-была девочка Маша. Папа у неё был профессором русского языка. Он изучал слова. Одно слово даже жило у Маши дома. Звали слово “РОЗА”.(выставляется картинка с изображением розы). Но однажды с этим словом случилась беда: оно развалилось на две части: РО и ЗА. (выставляются две половинки розовой полоски). Позовёт Маша “РО”, а никто не идёт. Ведь не понятно о ком речь. Позовёт “ЗА”, опять никого нет. Горько плачет Маша. Но тут вернулся папа с работы и сказал: “Ничего, Маша, с твоим словом не случилось. Ведь РО и ЗА – это слоги, части слова. Просто они поссорились, вот и разбежались”. “Их нужно помирить!” - закричала Маша. “ А мы уже помирились,” - сказали слоги, и снова превратились в слово “РОЗА”. (половинки розовой полоски сдвигаются вместе).
“Оказывается, слова можно разделить на части – слоги, - сказала Маша – об этом нужно рассказать всем ребятам”.
4. Упражнения в дифференциации слогов и слов.
Логопед: Роза – это слово или слог?
Дети: Слово.
Логопед: Почему?
Дети: Потому что оно имеет своё значение, обозначает цветок.
Логопед: А ро, за – это слова или слоги?
Дети: Слоги, части слова.
Логопед: Сейчас мы поиграем в игру на внимательность. Если я буду называть слово, то хлопайте в ладоши, а если слог – топайте ногами.
Ма, малина, ал, дом, ро, шка, шкаф, машина, шина, на, сом, ом.
5. Упражнения в делении слов на слоги.
1) Логопед: Сегодня мы с вами говорим о цветах. Где растут цветы?
Дети: На поляне, в саду, на клумбе.
Логопед: Давайте посадим цветы на клумбы. На жёлтой клумбе будут расти цветы, в названии которых один слог, на синей – цветы, в названии которых два слога, а на красной – цветы, в названии которых три слога.
(Используется пособие: “Собери клумбу”, названия цветов: мак, роза, василёк, ландыш, пион, ромашка).
2) Логопед: Молодцы, вы посадили клумбы. А теперь отгадайте названия цветов, которые ещё растут в саду. Я буду говорить начало слова, а вы будете добавлять последний слог.
(Образец ответа: Л.: васи…, Д.: лёк, я добавил слог лёк, получился василёк).
Слова: тюль…, колоколь…, нар…, мимо…
6. Игра “Подскажи словечко”.
Логопед: Помогите мне закончить чистоговорки о цветах, добавьте название цветка.
Анчик, анчик, анчик – в небо улетает … (одуванчик).
Ак, ак, ак – вырос в поле красный … (мак).
Ашка, ашка, ашка – на лугу растёт … (ромашка).
Ан, ан, ан – мы подарим маме … (тюльпан).
7. Подведение итогов, рефлексия.
Логопед: О чём мы говорили сегодня на занятии? Что нового вы узнали?
(Ответы детей).