Цели урока:
1) сформулировать представление учащихся о том, какие методы ценообразования используются в маркетинге;
2) научить определять исходный (базовый) уровень цен для товара.
Тип урока – комбинированный.
Оборудование: карточки с заданиями.
Что дёшево обходится, то мало ценится.
Сервантес.
Что не нужно, то всегда слишком дорого.
Катон.
Ход урока
I. Организация класса. Постановка цели урока.
II. Изучение нового материала.
Попробуем вспомнить:
Что такое цена? Цена – это сумма денег,
уплачиваемая за единицу товара, эквивалент
обмена товара на деньги.
Цена – это денежное выражение стоимости товара.
Рыночная цена – главная и отличительная
характеристика товара, она выполняет различные
функции.
Цена – мощный фактор уровня жизни населения,
влияющий на рынок труда, объём и структуру
потребления, уровень реальных доходов различных
социальных групп.
Введение в ценообразование.
Правильное ценообразование во многом определяет успех предприятия на рынке, поскольку цена является единственным элементом маркетингового комплекса, относящемся к доходу, в то время как товар, распространение и продвижение товаров относятся к издержкам.
На протяжении многих веков цены складывались в результате торга между продавцами и покупателями. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели – ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они, в конце концов сходились на взаимоприемлемой цене. Установление единой цены для всех покупателей – идея сравнительно новая. Распространение она получила с возникновением в конце XIX в. крупных предприятий розничной торговли. Тогда же возникли первые методы расчета стоимости товаров и установление исходной цены.
Как формируется цена? Цена формируется предпринимателем через использование складочного метода по такой условной формуле:
Что входит в издержки производства? Их состав можно выразить в виде такого уравнения:
Ип =А р +А о +Сс + С т +Н р + О по
Где:
Ип – издержки производства
А р – административные и управленческие расходы
А о – амортизационные отчисления
Сс – стоимость сырья
С т – стоимость труда
Н р – накладные расходы
О по – обязательные платежи и отчисления.
Факторы ценообразования.
На решение в области ценообразования влияют два вида факторов: внутренние и внешние.
К внутренним факторам относятся:
1) Маркетинговые цели предприятия:
а) выживание предприятия на рынке, когда предприятие сталкивается с временными проблемами перепроизводства, или с сильной конкуренцией, или с изменением предпочтений покупателей;
б) максимизация текущей прибыли, когда устанавливается максимально высокая цена, какую могут заплатить покупатели;
в) максимизация продаж, когда устанавливается минимальная цена с целью привлечения как можно большего количества покупателей;
г) лидерство в качестве, когда устанавливается высокая цена, ассоциирующаяся с высоким качеством и престижем.
Вопросы к классу:
- Как называется в экономике ситуация, когда с увеличением цены на некоторые товары, спрос на них со стороны определенной группы потребителей увеличивается.
- Как называются эти товары?
- Кто относится к этой группе потребителей?
Ответы:
- Это эффект Веблена.
- Это престижные товары.
- К этим потребителям относятся люди, которые удовлетворили свои основные материальные потребности и в дальнейшем их потребительское поведение основано на демонстрации окружающим своего благосостояния и достигнутого благополучия.
2) Стратегия маркетингового комплекса. Цена является однм из элементов маркетингового комплекса. Ценовая политика должна быть согласована и с товарной политикой, и с политикой распространения и продвижения товара. Если меняются параметры одного из элементов маркетингового комплекса, то меняется и ценовая политика.
3) Издержки. Величина издержек определяет минимальную цену, которое предприятие может запросить за свой товар. Но такая цена устанавливается только в том случае, когда перед маркетингом ставится цель выживания предприятия. Обычно производители стремятся установить такую цену, чтобы не только покрыть издержки, но и получить прибыль.
Вопросы к классу:
- Какие два вида издержек существуют?
- Что представляют собой общие издержки?
Ответы:
- Существуют два вида издержек: постоянные и переменные. Постоянные издержки – это издержки, которые не зависят от объемов производства (арендная плата, ремонт оборудования, административные расходы). Переменные издержки находятся в прямой зависимости от объемов производства (заработная плата, расходы на сырье и материалы).
- Общие издержки представляют собой сумму постоянных и переменных издержек при определенном объеме производства.
К внешним факторам относятся:
1) Спрос.
Вопросы к классу:
- Что определяет верхнюю и нижнюю границу цены?
- От чего зависит величина спроса на товар?
- Какую зависимость отражает закон спроса?
- Чем определяется степень данной зависимости?
- Что показывает коэффициент эластичности?
- В чем проявляется зависимость выручки от коэффициента эластичности?
Ответы:
2) Конкуренция.
3) Экономические факторы: подъем или спад производства, инфляция, процентные ставки – влияют на издержки, а, значит, и на цену.
4) Государственное регулирование – изменение ставки налога, установление тарифов и др.
Методы ценообразования
Рассмотрев факторы, влияющие на цену, приступим к изучению методов ценообразования. Для того, чтобы установить исходный (базовый) уровень цен на товар, в маркетинге используется три подхода к ценообразованию:
- Основан на конкуренции. Цены назначаются в зависимости от цен конкурентов. При этом они могут быть выше конкурентных цен, (стратегия лидерства в качестве), либо ниже конкурентных цен – с целью увеличить объем реализации, либо равны конкурентным ценам – в случае совершенной конкуренции.
- Основан на спросе. Этот метод используется при установлении цены на совершенно новый товар и базируется на восприятии покупателями ценности товара, который они получают. Например, путем опроса покупателей устанавливается цена, которую они готовы заплатить за данный товар. Или на товары-новинки, защищенные патентом устанавливаются сначала высокие цены, а затем идет их постепенное снижение (“снятие сливок”). Если целью является скорейшее внедрение товара на рынок и привлечение как можно большего количества покупателей, то цены на товары-новинки могут устанавливаться изначально низкие, а затем идет их постепенное увеличение.
- Основан на издержках. Этот метод заключается в установке цен, достаточно высоких, чтобы покрыть все издержки и получить прибыль.
Рассмотрим два метода ценообразования, основанного на издержках.
1) Себестоимость + прибыль.
Себестоимость единицы товара устанавливается по формуле:
Себестоимость единицы товара = общие издержки/объем реализации
р = ТС/Q
Цена реализации устанавливается по формуле:
Цена = себестоимость/(1 – прибыль)
Р = р/(1 – i)
2) Получение нормы прибыли. Метод основан на назначении цены, обеспечивающей получение определенной нормы прибыли от инвестирования в производство.
Для использования этого метода необходимо знать: а) ожидаемый объем реализации товара; б) себестоимость единицы товара; в) сумму инвестиций в производство; г) прибыль, которую хочет получить предприниматель от инвестиции в производство.
Формула, по которой определяется цена:
Цена = себестоимость ед. товара + (норма прибыли х общую сумму инвестиций)/объем реализации
Р = р + (i х I)/Q
IV. Практическая часть урока.
Учащиеся получают карточки с заданиями.
Карточка № 1.
Производитель стульев имеет следующие издержки: переменные – 10000 руб., постоянные – 30000 руб. Ожидаемый объем реализации – 50 шт. Предположим, производитель хочет получить чистую прибыль в размере 20%. |
Карточка № 2.
Предприниматель вложил 100 тыс. руб. в производство деревянных табуреток. Он хочет получить 30% прибыли. Ожидаемый объем реализации – 800 табуреток. Переменные издержки составляют 50 тыс. руб., постоянные – 40 тыс. руб. |
Вопросы для самопроверки:
- Что такое цена?
- По каким критериям можно классифицировать цены?
- Что такое ценообразование?
- Какие методы определения цены вам известны?
- Поясните следующее изречение Адама Сита: “ Почему вода, которая настолько необходима, что без неё невозможна жизнь, имеет низкую цену, в то время как у алмазов, которые совершенно не нужны, такая высокая цена?”