Тип урока: Объяснение нового материала.
Вид урока: Блок-схема.
Цели урока:
- Научить учащихся записывать реакции химических свойств кислорода.
- Ознакомить детей с новыми соединениями – оксидами.
Задачи урока:
- Выделить основные свойства кислорода по блок-схеме. (Приложение 1)
- Проговорить схему “словами”.
- Научить подставлять в схему формулы элементов и записывать соответствующие химические уравнения.
- Закрепить умение расстановки коэффициентов.
Подготовка к уроку:
- Заранее подготовить блок-схему (используя компьютер, проектор, плакат). Наиболее интересным и эффективным является составление компьютерной блок-схемы.
- Продумать работу учащихся с дидактическим материалом.
- Продумать проведение демонстрационных лабораторных опытов.
План урока:
- Вводное слово учителя, о цели и задачах урока.
- Повторение опорных знаний.
- Работа по блок-схеме: устная (проговаривание
“словами”);
письменная (составление химических реакций по схеме). - Закрепление материала.
Ход урока
1-й этап урока
Работа с опорными знаниями.
Учитель: Ребята сегодня мы с вами познакомимся с очень важными соединениями – оксидами и так же со свойствами кислорода. Некоторые сведения о кислороде вы уже имеете, и надеюсь, легко ответите на мои вопросы.
Вопросы:
К доске вызываются два ученика, проделывают опыт “Получение кислорода”, записывают уравнения реакции (разложение перманганата калия).
- Расскажите, пожалуйста, о методах сбора кислорода.
- Химический диктант: Написать химические формулы веществ. Проклассифицировать вещества, на простые и сложные. (кислород, оксид натрия, хлорид магния, водород, хлороводород)
Вы хорошо ответили на мои вопросы. Теперь рассмотрим данную схему. Прошу пока ничего не зарисовывать в своих тетрадях. Это вы сделаете намного позже (приложение № 1 проецируется на экран).
Учитель объясняет новую тему по схеме, затем показывает демонстрационные опыты:
- Горение серы в кислороде
- Горение фосфора в кислороде (записываем их уравнения реакции).
2-этап урока
Устная работа со схемой (приложение 1)
Учитель:
- Оксиды это простые или сложные вещества? Свой ответ мотивируйте
- Дайте определение оксидам.
- Какая реакция называется реакцией горения?
А теперь внимательно посмотрите таблицу “Свойства кислорода” (даю 2 мин), затем я закрою схему и вы постараетесь по памяти ее зарисовать в тетрадь. После перенесения схемы в тетрадь по памяти учитель опять открывает рабочую схему, и учащиеся проверяют правильность проделанной работы, выясняют, где допустили ошибку.
3-й этап урока
Письменная работа со схемой. Составление химических уравнений реакций.
Учитель: Ребята, прежде чем начать писать химические уравнения, давайте вспомним, как мы узнаем какой элемент Ме и какой, неМе?
Учащиеся дают ответ. (в периодической таблице химических элементов мысленно проведем диогональ от бора до астата. Правый верхний угол – неметаллы; левый нижний угол – металлы)
Проводится игра “Найди лишнее”
Al |
Ca |
C |
Na |
Fe |
Cu |
Au |
K |
P |
W |
Fr |
F |
Fe |
Li |
Mn |
O |
H |
N |
Ni |
S |
Ответ: (С, Р, F, О)
Вызываются два ученика к доске – один пишет уравнения реакции кислорода с Na, Al, а другой – с Н, S (II).
Далее дается задание самостоятельно написать уравнения реакции получения следующих оксидов: N2О5, Fe2O3, K2O.
Заключение:
Проверка этой работы покажет качество усвоения изученного материала, позволит откорректировать на следующем уроке моменты непонимания, осуществить дифференцированную помощь учащимся. Выставить оценки.
Домашнее задание:
Выучить схему. Составить уравнение реакции получения следующих оксидов:
Fe (II), C(IY), Cu (II), N (IY), Mg.
Литература:
- Г.Е. Рудзитис Химия 8 класс Москва Просвещение 2009.
- Е.П.Сгибнева Современные открытые уроки химии 8-9 классы (Серия “Школа радости”.) – Ростов н\Дону: Изд-во “Феникс” 2002.
- О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов Пособие для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. Москва Дрофа 2006.