Цели урока:
Обучающие:
- повторить безударные гласные в корне слова;
- повторить парные согласные в корне слова;
- повторить непроизносимые согласные в корне слова;
- повторить непроизносимые согласные в корне слова;
- упражняться в написании слов с непроверяемыми непроизносимыми согласными в корне;
- обучать работе в группе
Развивающие: способствовать развитию умения доказывать, аргументировать свое мнение; развитию многообразия психических процессов: речи, мышления, внимания, памяти учащихся; самоконтроль
Воспитательные: содействовать созданию благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка, воспитанию доброжелательного отношения друг к другу, взаимовыручки, самостоятельности, любознательности.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, словари.
Типы диагностических заданий:
1. Выделить корень слова: подберёзовик, поговорить, поле,
2. Вставить пропущенные буквы.
1) В..рил, сн..га, гр..бы.
2) Гла..ки, шля..ка, гря..ка.
3) Звёз?ный, парус?ник, ус?ны
Задание-“ловушка”: запиши под диктовку: чувство, лестница.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
І. Организационный момент– Слово “здравствуй” лучшее из слов… Игра “Давайте поздороваемся”. (Дети хаотично двигаются по классу и по команде учителя (хлопок в ладоши) здороваются со всеми, кто встречается на пути) здороваться надо определенным способом: – 1 хлопок – здороваемся за руки; Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры, только улыбаться. |
|
ІІ. АктуализацияДиагностика знаний и умений. Организация учителем “ситуации успеха”: дети умеют без ошибок писать слова с безударными гласными и парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова. |
Дети воспроизводят знания, которые будут необходимы далее как опорные. |
(На доске написана тема, в которой
пропущены слова). Тема: “Слова с непроверяемыми непроизносимыми согласными в корне слова”. |
|
Задание учителя: – Прочитайте тему урока. – Как вы думаете, какие знания нам нужны, чтобы разгадать тайну нашей темы урока. |
Предполагаемые ответы детей: а) Нам надо знать определение корня слова. б) Мы знаем правила корня: – безударная гласная; |
– Что называется корнем слова? | в) Дети дают определение корня. |
На доске под надписью “ЗНАЕМ”
фиксируются ответы детей: 1. Корень 2. – Какие правила корня вы знаете? – Покажите, что вы не просто это знаете, а умеете применять свои знания на практике. (Детям даются диагностические задания №1, №2, 3. После каждого задания выполняется проверка.) |
Дети выполняют задания. |
ІІІ. Создание проблемной ситуации(Детям предлагается задание самостоятельно записать под диктовку слова: чувство, лестница) |
Дети берутся и записывают слова с установкой: “Я это знаю, могу записать слова без ошибок”, ещё не понимая, что им предлагается “задание-ловушка”. |
Задание – “ловушка”: Дети записывают слова диагностического задания № 4. При проверке учитель фиксирует на доске разные варианты записи. |
При проверке дети фиксируют, что слова. чувство, лестница написаны по-разному: у одних детей в словах чувство, лестница, буква В (Т) написана, у других её нет. |
– Может ли одно и то же слово писаться по-разному? | Нет. (Фиксация детьми противоречия: только один вариант записи может быть правильный, а их несколько.) Ситуация общей “несостоятельности” (“несостоятельности” класса в целом, поскольку нет единого ответа; дети ещё не знают точно, кто именно из них неправ). |
– Как же убедиться, кто написал верно, а
кто ошибся? В итоге дети находят правильное написание слов по словарю. |
Дети предлагают разные версии, в том
числе и проверка слов по словарю. С помощью словаря убеждаются в единственно правильном написании слов, который фиксируют на доске. |
– В какой части слова расхождение в
написании? – Из-за чего произошла ошибка? – Правило проверки какой орфограммы вы здесь применяли? – Почему нельзя было применить это правило? – Чему мы научимся сегодня? Какую задачу перед собой поставим? – Давайте вернемся к теме урока. Какие слова мы туда допишем? Почему? |
Дети проверяют правильность применения
известного им и хорошо отработанного приёма
проверки написания непроизносимых согласных в
корне слова, которые они пытались применить к
последнему заданию. Фиксация того, что данные
способы не подходят. Дети выявляют изменение условий: чем это задание отличается от предыдущих и почему прежние приёмы проверки применить нельзя. Предполагаемые ответы детей: В этих словах в корне согласную не проверить. Постановка детьми учебной задачи: – Нам нужно запомнить написание. слов с непроверяемыми непроизносимыми согласными. Дети формулируют тему урока. |
ІV. Работа над новым материалом.– Ребята, для развития вашего кругозора и расширения словарного запаса, я приготовила еще несколько слов: мундштук, масштаб и ландшафт. Вам знакомы эти слова? Можете ли вы объяснить значения этих слов? – Ребята, а как можно узнать, что значат эти слова? (показать Толковый словарь и Словарь иностранных слов и выражений) |
Прочитать в толковом словаре. Данные слова пришли к нам из другого языка (иноязычные). Узнать значение иноязычных слов можно в словаре иностранных слов и выражений. |
– Иногда написание, считающееся
непроверяемым, может быть проверено на основе
знания этимологии. Этимология – это раздел языкознания, занимающийся изучением происхождения слов. – Обращение к истории слова возможно поможет нам? – Хотите узнать историю происхождения этих слов и научиться грамотно их писать? – А поможет нам этимологический словарь (показать). – Работать мы сейчас будем в группах. (Организация учителем групповой работы распределение по группам, повторение правил групповой работы, определяется задание для групп: 1 группа ищет объяснение происхождения слова лестница; 2 – чувство; 3 – мундштук; 4 – масштаб; 5 – ландшафт) Проверка понимания и “удержания” учебной задачи детьми: – Какую задачу будете решать сейчас в группах? Организация обсуждения вариантов решения учебной задачи, полученных группами: 1) выслушивается каждая группа; 2) после доклада каждой группы учитель предлагает задать вопросы другим группам на понимание и уточнение предложенного варианта решения. Учитель следит, чтобы дети выслушивали друг друга. Запись слов мундштук, масштаб, ландшафт в тетрадь. Обозначьте ударение и орфограммы. |
Повторение учебной задачи (“Мы должны
узнать историю происхождения слова и объяснить
написание непроверяемой непроизносимой
согласной в слове”). Коллективная работа в группах. |
ФИЗМИНУТКА – А теперь – игра. Вы готовы превращаться? Сейчас мы будем деревьями. Встаньте друг за другом. В лесу светило солнышко, и все деревья тянули к нему свои листочки. Высоко – высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся. Пальчики – листочки танцуют под солнышком. Подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны… Но крепко держаться корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются… Ветер принес дождевые тучки, и деревья почувствовали первые капли дождя. Дотроньтесь своими пальцами до спины впередистоящего. Пусть движения будут легкими, как будто ласково стучит дождик. Дождик стал стучать сильнее, а потом еще чуть сильнее… И деревья стали жалеть друг друга. Гладить, защищать от сильных ударов дождя. Но вот вновь появилось солнышко, деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя и оставили только необходимую влагу. Почувствовали свежесть, бодрость и уверенность. – Садитесь. Продолжаем работу. |
|
V. Закрепление знаний.Работа по учебнику. Упр. № 1, с 30 – Подберите к словам праздник, лестница однокоренные слова. Работа в группах. Игра “ Кто больше?” Соревнование. – Составьте с этими словами предложения. Лучшие запишем под диктовку. Объясните орфограммы. Найдите грамматическую основу предложений. Упр. № 5. Выполняют задания к упражнению. На доске: чувство, чувственный, чувствительный, сочувствие, бесчувственный, предчувствие, чувствовать. – Подберите к этим словам словосочетания. Постарайтесь их запомнить (через 1-2 минуты слова, в котором есть непроверяемые непроизносимые согласные стираются). Ориентируясь на второе слово, напишите первую часть каждого словосочетания по памяти. Подчеркните непроверяемые непроизносимые согласные. |
Праздник – праздничный, праздновать,
отпраздновать, празднование, празднично,
праздничек, празднество. Лестница – лестничка, лесенка, лестничный. Составляют и записывают предложения под комментирование. Объясняют орфограммы, находят и подчеркивают главные члены предложения. |
VІ. Итог урока.– Какую учебную задачу вы решали? – Удалось ли её решить? – Для какой ситуации подходит полученный вами способ проверки? – В чём возникали затруднения и удалось ли их преодолеть? – Что помогало и что мешало вам договариваться в группе? – Что бы вы изменили в работе группы? Оценивание. Выставление отметок. |
Рефлексия “приращения”
образовательного результата, полученного на
уроке. Рефлексия полученного способа. Самокоррекция, самооценка. Рефлексия способов коммуникации и соорганизации в группе. |
VІІ. Домашнее задание. Упр. №7.(Дифференцированный подход: по желанию а или б; творческое задание: придумать ребусы к словам праздник, чувство или лестница. |