Урок по теме "Непроверяемые непроизносимые согласные в корне слова". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

Обучающие:

  • повторить безударные гласные в корне слова;
  • повторить парные согласные в корне слова;
  • повторить непроизносимые согласные в корне слова;
  • повторить непроизносимые согласные в корне слова;
  • упражняться в написании слов с непроверяемыми непроизносимыми согласными в корне;
  • обучать работе в группе

Развивающие:  способствовать развитию умения доказывать, аргументировать свое мнение; развитию многообразия психических процессов: речи, мышления, внимания, памяти учащихся; самоконтроль

Воспитательные: содействовать созданию благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка, воспитанию доброжелательного отношения друг к другу, взаимовыручки, самостоятельности, любознательности.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, словари.

Типы диагностических заданий:

1. Выделить корень слова: подберёзовик, поговорить, поле,

2. Вставить пропущенные буквы.

1) В..рил, сн..га, гр..бы.
2) Гла..ки, шля..ка, гря..ка.
3) Звёз?ный, парус?ник, ус?ны

Задание-“ловушка”: запиши под диктовку: чувство, лестница.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

І. Организационный момент

– Слово “здравствуй” лучшее из слов…

Игра “Давайте поздороваемся”.

(Дети хаотично двигаются по классу и по команде учителя (хлопок в ладоши) здороваются со всеми, кто встречается на пути) здороваться надо определенным способом:

– 1 хлопок – здороваемся за руки;
– 2 хлопка – здороваемся плечиками
– 3 хлопка – здороваемся спинками.

Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры, только улыбаться.

 

ІІ. Актуализация

Диагностика знаний и умений.

Организация учителем “ситуации успеха”: дети умеют без ошибок писать слова с безударными гласными и парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.

Дети воспроизводят знания, которые будут необходимы далее как опорные.

(На доске написана тема, в которой пропущены слова).

Тема: “Слова с непроверяемыми непроизносимыми согласными в корне слова”.

 

Задание учителя:

– Прочитайте тему урока.

– Как вы думаете, какие знания нам нужны, чтобы разгадать тайну нашей темы урока.

Предполагаемые ответы детей:

а) Нам надо знать определение корня слова.

б) Мы знаем правила корня:

– безударная гласная;
– парная согласная.

– Что называется корнем слова? в) Дети дают определение корня.
На доске под надписью “ЗНАЕМ” фиксируются ответы детей:

1. Корень

2. – Какие правила корня вы знаете?

– Покажите, что вы не просто это знаете, а умеете применять свои знания на практике.

(Детям даются диагностические задания №1, №2, 3. После каждого задания выполняется проверка.)

Дети выполняют задания.

ІІІ. Создание проблемной ситуации

(Детям предлагается задание самостоятельно записать под диктовку слова: чувство, лестница)

Дети берутся и записывают слова с установкой: “Я это знаю, могу записать слова без ошибок”, ещё не понимая, что им предлагается “задание-ловушка”.
Задание – “ловушка”:

Дети записывают слова диагностического задания № 4.

При проверке учитель фиксирует на доске разные варианты записи.

При проверке дети фиксируют, что слова.

чувство, лестница написаны по-разному: у одних детей в словах чувство, лестница, буква В (Т) написана, у других её нет.

– Может ли одно и то же слово писаться по-разному? Нет.

(Фиксация детьми противоречия: только один вариант записи может быть правильный, а их несколько.)

Ситуация общей “несостоятельности” (“несостоятельности” класса в целом, поскольку нет единого ответа; дети ещё не знают точно, кто именно из них неправ).

– Как же убедиться, кто написал верно, а кто ошибся?

В итоге дети находят правильное написание слов по словарю.

Дети предлагают разные версии, в том числе и проверка слов по словарю.

С помощью словаря убеждаются в единственно правильном написании слов, который фиксируют на доске.

– В какой части слова расхождение в написании?

– Из-за чего произошла ошибка?

– Правило проверки какой орфограммы вы здесь применяли?

– Почему нельзя было применить это правило?

– Чему мы научимся сегодня? Какую задачу перед собой поставим?

– Давайте вернемся к теме урока. Какие слова мы туда допишем? Почему?

Дети проверяют правильность применения известного им и хорошо отработанного приёма проверки написания непроизносимых согласных в корне слова, которые они пытались применить к последнему заданию. Фиксация того, что данные способы не подходят.

Дети выявляют изменение условий: чем это задание отличается от предыдущих и почему прежние приёмы проверки применить нельзя.

Предполагаемые ответы детей: В этих словах в корне согласную не проверить.

Постановка детьми учебной задачи:

– Нам нужно запомнить написание.

слов с непроверяемыми непроизносимыми согласными.

Дети формулируют тему урока.

ІV. Работа над новым материалом.

Ребята, для развития вашего кругозора и расширения словарного запаса, я приготовила еще несколько слов: мундштук, масштаб и ландшафт. Вам знакомы эти слова? Можете ли вы объяснить значения этих слов?

– Ребята, а как можно узнать, что значат эти слова?

(показать Толковый словарь и Словарь иностранных слов и выражений)

Прочитать в толковом словаре. Данные слова пришли к нам из другого языка (иноязычные). Узнать значение иноязычных слов можно в словаре иностранных слов и выражений.
– Иногда написание, считающееся непроверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии.

Этимология – это раздел языкознания, занимающийся изучением происхождения слов.

– Обращение к истории слова возможно поможет нам?

– Хотите узнать историю происхождения этих слов и научиться грамотно их писать?

– А поможет нам этимологический словарь (показать).

– Работать мы сейчас будем в группах.

(Организация учителем групповой работы распределение по группам, повторение правил групповой работы, определяется задание для групп:

1 группа ищет объяснение происхождения слова лестница; 2 – чувство; 3 – мундштук; 4 – масштаб; 5 – ландшафт)

Проверка понимания и “удержания” учебной задачи детьми: – Какую задачу будете решать сейчас в группах?

Организация обсуждения вариантов решения учебной задачи, полученных группами:

1) выслушивается каждая группа;

2) после доклада каждой группы учитель предлагает задать вопросы другим группам на понимание и уточнение предложенного варианта решения.

Учитель следит, чтобы дети выслушивали друг друга.

Запись слов мундштук, масштаб, ландшафт в тетрадь. Обозначьте ударение и орфограммы.

Повторение учебной задачи (“Мы должны узнать историю происхождения слова и объяснить написание непроверяемой непроизносимой согласной в слове”).

Коллективная работа в группах.

ФИЗМИНУТКА

– А теперь – игра. Вы готовы превращаться? Сейчас мы будем деревьями. Встаньте друг за другом.

В лесу светило солнышко, и все деревья тянули к нему свои листочки. Высоко – высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся. Пальчики – листочки танцуют под солнышком. Подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны… Но крепко держаться корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются… Ветер принес дождевые тучки, и деревья почувствовали первые капли дождя.

Дотроньтесь своими пальцами до спины впередистоящего. Пусть движения будут легкими, как будто ласково стучит дождик.

Дождик стал стучать сильнее, а потом еще чуть сильнее… И деревья стали жалеть друг друга. Гладить, защищать от сильных ударов дождя. Но вот вновь появилось солнышко, деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя и оставили только необходимую влагу. Почувствовали свежесть, бодрость и уверенность.

– Садитесь. Продолжаем работу.

 

V. Закрепление знаний.

Работа по учебнику. Упр. № 1, с 30

– Подберите к словам праздник, лестница однокоренные слова.

Работа в группах. Игра “ Кто больше?” Соревнование.

– Составьте с этими словами предложения. Лучшие запишем под диктовку. Объясните орфограммы. Найдите грамматическую основу предложений.

Упр. № 5. Выполняют задания к упражнению.

На доске: чувство, чувственный, чувствительный, сочувствие, бесчувственный, предчувствие, чувствовать.

– Подберите к этим словам словосочетания. Постарайтесь их запомнить (через 1-2 минуты слова, в котором есть непроверяемые непроизносимые согласные стираются). Ориентируясь на второе слово, напишите первую часть каждого словосочетания по памяти. Подчеркните непроверяемые непроизносимые согласные.

Праздник – праздничный, праздновать, отпраздновать, празднование, празднично, праздничек, празднество.

Лестница – лестничка, лесенка, лестничный.

Составляют и записывают предложения под комментирование. Объясняют орфограммы, находят и подчеркивают главные члены предложения.

VІ. Итог урока.

– Какую учебную задачу вы решали?

– Удалось ли её решить?

– Для какой ситуации подходит полученный вами способ проверки?

– В чём возникали затруднения и удалось ли их преодолеть?

– Что помогало и что мешало вам договариваться в группе?

– Что бы вы изменили в работе группы?

Оценивание. Выставление отметок.

Рефлексия “приращения” образовательного результата, полученного на уроке.

Рефлексия полученного способа. Самокоррекция, самооценка.

Рефлексия способов коммуникации и соорганизации в группе.

VІІ. Домашнее задание. Упр. №7.

(Дифференцированный подход: по желанию а или б; творческое задание: придумать ребусы к словам праздник, чувство или лестница.