Цель урока: формирование целостной картины мира, развитие у детей представления об обуви, ее предназначении и необходимости в жизни человека.
Задачи урока:
- познакомить детей с историческим прошлым возникновения обуви, ее назначением и функциями;
- развивать способность к умению классифицировать обувь в зависимости от времени года и погодных явлений;
- закрепить в экспериментально-исследовательской деятельности умение узнавать дерево, глину, кожу и определять их признаки;
- воспитывать уважительное отношение к обуви и людям ее производящим;
- активизировать речевой запас детей, закреплять в речи слова: прочность, твердость, шершавость, знакомство с понятием демисезонный.
Образовательные области: познание, коммуникация.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Предварительная работа: беседа с детьми об обуви, ее видах, рассматривание иллюстраций.
Методическое обеспечение и оборудование: В музыкальном зале оборудование мини-музея обуви с экспонатами обуви, фотографиями и иллюстрациями различной обуви: глиняной, деревянной, современной. В качестве экспонатов: деревянные сабо, сандалии с глиняной подошвой, лапти, различные виды современной обуви, полено, кусок глины, таз с водой, парные картинки, мяч для игры.
Ход непосредственной образовательной деятельности
1. Создание игровой мотивации
В гости к детям пришел Незнайка (взрослый), у него на одной ноге сандалий, а на другой валенок. На вопрос воспитателя, почему он так странно обут Незнайка отвечает, что просто очень торопился. Он нёс детям приглашения на открытие Музея обуви, которое состоится именно сейчас, и если не поторопятся, то непременно опоздают. Воспитатель предлагает детям поиграть, а Незнайке убедиться, что наши дети могут быстро найти свою пару и ничего не перепутать.
2. Подвижная игра “Найди пару”
По сигналу воспитателя дети должны найти пару, ребенка с такой же картинкой обуви. После завершения игры Незнайка собирает парные картинки и раздает пригласительные билеты взамен на название любой обуви.
Незнайка приглашает всех в музей.
3. Посещение Музея обуви
При входе в музей детей встречает контролер, компостирующий билеты и напоминающий основные правила поведения в музее.
Воспитатель, как экскурсовод музея рассказывает детям историю:
– Когда-то давным-давно на земле всегда стояло лето, было тепло, и люди ходили босяком. Но ходить босяком было не очень-то удобно. Почему? Как вы думаете? (ответы детей.)
– И вот тогда люди решили сделать себе обувь из дерева.
Воспитатель показывает картинку деревянной обуви и полено. Дети рассматривают предметы, пробуют какое полено по весу, на ощупь. Вот такие были деревянные раньше туфли, они изготавливались долго, мастера при изготовлении обуви использовали долото, это был тяжёлый труд.
– Как вы думаете, удобно ходить в таких башмаках? Дети примеряют деревянные сабо.
– Какой это материал? (тяжелый шершавый, твердый.)
– Затем обувь стали делать из глины.
Дети с воспитателем переходят к другому стенду.
Воспитатель показывает сандалии из глины. Дети рассматривают. Сравнивают с деревянной обувью. Какая обувь тяжелее деревянная или глиняная? Экспериментальным путем определяется и сравнивается вес деревянной и глиняной обуви . Но у этой обуви тоже были свои недостатки, если глиняная обувь не проходила обжига в специальной печи и попадала в дождь то происходило такое…. Хотите узнать что, сейчас сами увидите. Незнайка помогает, раздает кусочки глины.
– Я вам дам кусочек глины и вы опустите его в воду и посмотрите, что произойдёт с глиной.
4. Эксперимент с глиной и водой
Воспитатель вместе с детьми проводит опыт с небольшим кусочком глины и воды. Дети наблюдают, как глина начинает размягчаться, теряет твердость, растворяется.
– Можно ли в них ходить по лужам?
– Как вы думаете почему? (рассуждения детей)
Воспитатель предлагает перейти к следующему стенду с плетеной обувью.
– Потом люди стали делать обувь из коры деревьев, лыка которую называли “лапти”.
Показывает картинку с изображением лаптей и сами лапти. Дети исследуют лапти, пробуют примерить.
– Потрогайте лапти, скажите, какие они в носке? Такие же тяжёлые как деревянные, как глиняные (они легкие, мягкие и т.д.)
– Но можно ли в них ходить зимой? Как вы думаете? Почему? А теперь посмотрите, что будет с ними, когда в них ходили по лужам?
5. Эксперимент с водой
Воспитатель проливает через лапти воду, они промокают.
– Видите и эта обувь не самая удобная, не защищает от воды и холода, не бережёт наши ноги.
– А теперь посмотрите, вы видите уже современную обувь (переходят к стенду с современной обувью). Она разнообразная, она помогает нам и в жаре, и в холоде, современная обувь удобная, не позволяет нашим ногам уставать. Давайте скажем ей спасибо, похвалим обувь, передавая сапог, назовем какая она (подбор прилагательных).
6. Словесная игра “Копилка”
Начинает воспитатель: обувь – удобная, дети продолжают, передавая в кругу друг другу обувь и называя при этом прилагательные, какая обувь.
– Давайте скажем спасибо за то, что у нас есть такая обувь. Незнайка, а тебе удобно так ходить? Дети, можно сразу обувать разную обувь? (ответы детей) А чтобы Незнайка запомнил, давайте поиграем.
7. Игра “Какая обувь?”
Дети становятся в круг, Незнайка по очереди бросает им мяч, говорит название обуви. Дети должны классифицировать обувь, называя какая это обувь (летняя, зимняя). Воспитатель знакомит с понятием демисезонная.
– Ну, конечно, нельзя ходить в разной обуви, на улице зима и нужно обувать зимнюю обувь, ребята давайте подарим Незнайке пару самых красивых и тёплых валенок, что бы он не мёрз.
У нас в группе есть волшебные печати, при помощи которых мы украсим валенки для Незнайки.
8. Рисование “Валенки для Незнайки”
Дети украшают нарисованные валенки при помощи готовых печатей, красок и дарят их Незнайке. Незнайка забирает валенки, благодарит за подарок, прощается с детьми.