Внеклассные занятия по физической культуре с военно-патриотической направленностью

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Введение

Значительные перемены в социально-экономической и политической жизни общества и государства, новое геополитическое положение России в мировом сообществе и нестабильность в Российских Вооруженных Силах и другие факторы определили характер противоречивых изменений в стране. Продолжающийся кризис закономерно негативно повлиял на духовно-нравственное, мотивационно-ценностное, социально-психологическое состояние всех россиян. Традиционные ценности российского народа, отечественной истории и культуры обесцениваются, что ведет к духовной опустошенности, порождает безнравственность, прежде всего в молодежной среде. Это связано с тем, что были отменены такие воспитательные институты, как пионерская организация, комсомол, в системе образования исключена из учебных планов начальная военная подготовка. Все эти решения принимались руководителями государства на волне взлета демократических начинаний без учета последствий ущерба, наносимого воспитанию нашей молодежи.

Военно –патриотическое воспитание молодежи в силу ее потенциальной значимости в социуме является одной из актуальных в современном обществе. 11 июля 2005 года постановлением правительства Российской Федерации « 422 была утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006- 2010 годы». Она является продолжением аналогичной программы, осуществляемой в 2001 -2005 годы. В Республике Саха (Якутия) в соответствии с указом президента республики разработана программа «Патриотическое воспитание граждан РС(Я) на 2002-2005 годы» . Целью программы является развитие системы патриотического воспитания граждан РС (Я), способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации. Первый президент РС(Я) М.Е. Николаев считает, что «одно из важнейших качеств, которое должны привить молодежи, возродить в самих себе, - это патриотизм». В последние годы вопросы военно-патриотического воспитания молодежи не становились центральными для психолого-педагогической науки. Отдельные ее стороны исследуются в трудах О.П. Киреева, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского, В.В. Пионтковского и др. В их трудах раскрываются такие проблемы как выявление социальной ценности военной службы, мотивации труда в различных системах, подготовки к воинскому труду допризывной молодежи, определения роли в данном процессе военно-патриотического воспитания и др. Отсутствие учебного предмета по основам военной службы (НВП) негативно отразилось на подготовке призывников и способствовало нежелание юношей служить в рядах армии РФ. Исходя из этого мы предприняли попытку, объединить накопленный опыт военно-патриотического воспитания школьников и определили тему нашей работы: «Внеклассные занятие по физической культуре с военно-прикладной направленностью школьников МОУ Намской средней общеобразовательной школе №2».

Цель работы: организация внеклассных занятий по физической культуре с военно-прикладной направленностью.

Объект работы: внеклассные занятия по физической культуре в школе.

Предмет работы: особенности организации внеклассные занятий по физической культуре с военно-прикладной направленностью

Гипотеза исследования: внеклассные занятия по физической культуре будут эффективными тогда, когда: - создаются целостная системы военно -патриотического воспитания, характеризующаяся единством содержания, форм воспитания.

Задачи работы:

  • изучить научно-методическую литературу по теме;
  • определить уровень физической подготовленности и состояние здоровья школьников:
  • выявить эффективность внеклассных занятий по физической культуре с военно-прикладной направленностью:
  • разработать модель педагогического обеспечения военно-патриотического воспитания школьников:

Практическая значимость: Результаты исследования могут быть использованы в работе учителей физкультуры, ОВС, а также студентами педагогических вузов и училищ.

1. Внеклассные формы занятия по физической культуре в общеобразовательной школе.

Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы на основе интересов и склонностей учащихся углубить знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта, достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств, приобщить их к регулярным тренировкам, подготовка учащихся к соревновательной деятельности. Патриотическое воспитание – систематическая, целенаправленная работа по формированию высокого патриотического сознания, чувства гражданского долга, верности своему Отечеству. Воспитание патриотов страны, граждан демократического общества, уважающих права и свободы личности, воспитание любви и уважения к своей Родине, к ее законам и символам, воспитание будущих защитников Отчества является одной из важнейших задач воспитания подрастающего поколения. Ученики, полюбившие на уроках физической культуры те или иные упражнения с удовольствием продолжают занятия в секциях по видам спорта. Их привлекает возможность проявить свои физические способности в разнообразной игровой деятельности, достигать успеха за счет инициативы, решительности, смелости и других личностных качеств. Например, многократно забрасывая мяч в корзину с разного расстояния и из различных положений, учащиеся испытывают гордость за достигнутые успехи. Это является побудительным мотивом для систематических занятий в секции баскетбола. Показательные выступления занимающихся в секциях не оставляют равнодушными зрителей, создают мотивацию для совершенствования мастерства и привлекают к занятиям новичков.

Отличительная особенность секции – систематичность занятий.

Образовательные задачи секции направлены на формирование знаний о способах решения двигательных задач и технико-тактических действий, о методических основах обучения и на изучение правил соревнований.

Физическая подготовка направлена на повышение общефизической подготовленности, укрепление здоровья. В процессе занятий строго соблюдается рациональное чередование работы и отдыха, широко используется упражнения на гибкость и расслабление.

В школе ведется работа по военно-патриотической воспитанию по трем основным направлениям:

  1. военно-спортивное направление
  2. эколого-туристическое направление
  3. раздел школьного музея «Никто не забыт, ничто не забыто».

Военно-спортивное направление включает в себе изучение предмета «Основы военной службы» в 10 –11 классах, группы и секции общей физической подготовки, ОРУ, проведение военно - спортивное соревнование «Вираж», участие на улусных мероприятиях и соревнованиях, участие на параде Победы, смотрах песни и строя, участие и проведение летних учебно – полевых сборов десятиклассников, сдача физкультурного комплекса «Эрэл».

Изучение основ военной службы способствует моральной и физической подготовке юношей к выполнению воинской обязанности, помогает им быстрее адаптироваться к суровым армейской жизни, учит их не бояться трудностей и не уклоняться от призыва в армию.

Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, на гимнастических снарядах, акробатические упражнения, прыжки в высоту и в длину с разбега, со скакалкой; метание мяча, оздоровительная ходьба и бег; подвижные игры: спортивные игры по упрощенным правилам: упражнения ритмической гимнастики: передвижение на лыжах, коньках, велосипеде.

Секции физической культуры:

  • легкая атлетика - королева спорта. Это - кроссы, бег на короткие и длинные дистанции; прыжки в высоту с разбега; тройной прыжок; бег с барьерами; метание гранаты; толкание ядра; передача эстафеты. В каждую осень школе традиционно проводится легкоатлетическая эстафета между классами. Весной, в обязательном порядке принимаем участие в кроссе и легкоатлетической эстафете на призы братьев Кириллиных, где сборная команда школы постоянный призер. Также принимаем активное участие в летней комплексной спартакиаде. Наши легкоатлеты, члены сборной команды улуса: Шестакова Вика, Потапова Маша, Игнатьев Юра, Наумов Петя. Растет смена младших школьников, который год не уступают первое место в улусе среди начальных классов. Мы гордимся, что наши ученики, Шестакова Вика и Габышев Денис, защищают честь республики в Российских и международных соревнованиях. Они сейчас учатся в республиканском ДЮСШ № 5.
  • гимнастика. Большую роль в физической подготовке имеет гимнастика. Наши учащиеся – лидеры по гимнастике. Многие дети участники цирковой студии «Улыбка».
  • лыжный спорт имеет очень большое прикладное направление. Учащиеся занимаясь лыжным спортом воспитывают в себе волю, терпению, Закаливают свой организм. Выпускник Колосов Александр - член сборной команды взвода по лыжному спорту и биатлону.
  • баскетбол. Один из самых любимых секций ребят. Сборная команда школы постоянный призер улусных соревнований. Каждый год наши ребята получают специальные призы по номинациям: «Лучший защитник», «Лучший разыгрывающий». Это - Абрамов Алеша, Константинова Вераника, Макарова Дуня, Архипов Ваня, Данилова Надя, Сивцев Женя, Казанов Саша, Игнатьев Юра, Колосова Вика.
  • национальные виды спорта. Народные игры служат большим подспорьем и для занятий физической культурой во внеурочное время. Каждый год в феврале проводятся «Игры предков», который включает 5 видов соревнований: «Тутум эргиир, «Ус тегул ус», «Хапсагай», «Муся былдьа5ыы», «Ыараханы кетеген сууруу». «Игры предков» требует от участников всестороннего развития.
  • прыжки через нарты. Есть у нас чемпионка России среди сельских ДСО «Урожай» Потапова Маша, призер – Верховцева Саша. Чемпионы республики: Потапова М, Гаврильева Лида, призеры – Ноговицын Слава, Кулаковская Сардана, Протопопова, Семенов Костя, Билюкина Алиса. Руководитель – Тарабукина Е.И.

Эколого-туристская направление. Здесь ребята расширяют свой кругозор, учатся видеть красоту окружающей среды, учатся уважать и бережно относиться к обычаям и правилам своего народа.

2. Военно-патриотического воспитания школьников в НСОШ №2

В настоящее время продолжаются поиски улучшение форм физической и патриотической подготовки учащихся в ходе учебного процесса и во внеучебное время, при этом постоянно подчеркивается, что военно-патриотическое воспитание призвано обеспечить морально-политическую и практическую готовность учащихся к обороне Отечества и службе в Российской армии и Военно-морском флоте. В соответствии с этим можно характеризовать один из основных заказов современного общества – воспитание здорового, физически крепкого подрастающего поколения в духе патриотизма и подготовка его к защите Родины.

Огромный положительный опыт, накопленный в различных военно-спортивных клубах Республики Саха (Якутия) позволяет говорить об их значительной роли в воспитании подрастающего поколения, о больших потенциальных возможностях использования физического воспитания в образовательных учреждениях и о перспективах дальнейшего развития подобных клубов.

Основным направлением патриотического воспитания в нашей школе является систематическая и целенаправленная работы педагогического совета, родителей, общественных организаций по формированию у школьников высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданских и конституционных обязанностей и в мирное и военное время. К 60летию Победы в нашей школе проводилась исследовательско-поисковая работа «Герои живут рядом», где школьники собирали материалы и воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны. Ребята выполняют священный долг своего поколения. Итогом которой стало создание Галереи Славы «Помним, гордимся, благодарим». Проведена экспедиция «60летию Победы 60 ударных недель» в рамках, которой организованы соревнования между классами по учебе и внеклассных мероприятий. Проведена конкурс рисунков «Читаю и вижу» по произведением о Великой Отечественной войне, фестиваль детского творчество, посвященный 60-летию Победы и многое другое. Установилась традиция по проведению акций милосердия, помощь ветеранам войны и труда, школа осуществляет шефство над домом интернатом для ветеранов и инвалидов. В 2006 году детской организацией «Родничок» под руководством Софроновой З.Д. были разработаны проекты программы «Защитник Отечества» и «Вокруг тебя мир». Эти проекты стали обладателями Гранта министерства по молодежной политике РС(Я), на средства которого была организована и проведена экспедиция по местам боевой славы в дальневосточном военном округе. Установились связи с воинскими частями дальневосточных городов, учащиеся ведут переписку с воинами-земляками из Якутии. В октябре 2006 года коллектив учащихся и учителей школы приняли Обращение ко всем коллективам образовательных учреждений нашей Республики по достойной встрече 65 годовщины Победы в Великой Отечественной войне, которое поддержано Президиумом республиканского Совета ветеранов в городе Якутске. На наше обращение откликнулись школы республики из Чурапчинского, Среднеколымского улусов, школы №21 города Якутска. В апреля 2007 года к нам приезжала большая делегация 21й школы в составе 80 учащихся и учителей с целью установления дружеских отношений и обмену опытом по военно –патриотическому воспитанию. Эта встреча была посвящена 375летию вхождения Якутии в состав России и 110летию со дня рождения М.К. Аммосова. Благодаря этой встрече , познакомившись с опытом работы военно-патриотического класса этой школы в сентябре 2007 года в нашей школе открылся класс военно-спортивного профиля.

Одним из средств патриотического воспитания является краеведо-туристическая деятельность. Туристическо-краеведческая деятельность позволяет ребенку, совершая тематические прогулки, экскурсии, походы и экспедиции, познакомиться со своим краем, изучить свою страну, начиная с «малой Родины», познать патриотические, трудовые, духовно-нравственные традиции народа. В нашей школе каждое лето работает «эко-инфолагерь», где учащиеся с большой охотой ходят. Лагерь базируется на берегу реки »Кэнкэмэ». Традиционно проводятся ночные ориентирование, сбор лекарственных трав, изучается флора и фауна местности. По итогам летних работ ребята выступают с докладами в»Шаг в будущее». Туристические походы являются не только отдыхом, физической закалкой, но и неизмеримо расширяют кругозор ребят, воспитывает у них чувство патриотизма. Марш-броски позволяют проверить уровень физического развития и морально-волевых качеств, дозирование нагрузки производится в соответствии с возрастом.

Ежегодные, летние, военно-спортивные лагеря, проводимые с улусным военкоматом подводит итоги работы за целый учебный год. В лагере обеспечивается активный отдых ребят, снижения утомления, повышение работоспособности, совершенствование физической подготовки, закрепление военно-прикладных навыков и умений, формирование дисциплинированности, воспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями, нравственно-эстетическое и патриотическое воспитание.

Регулярные смотры песни и строя, а также физической подготовленности (сдачи нормативов комплекса «Эрэл») позволяет выявить уровень развития двигательных качеств и степень готовности к соревнованиям, военно-спортивным играм.

Военно спортивные игры «Зарница», «Вираж» способствуют сплочению коллектива, развитию у детей прикладных умений и навыков, создают благоприятные условия для воспитания волевых качеств – решительности и смелости.

Отсутствие целенаправленных и систематических военно-физических занятий молодежи негативно отразилось на подготовке призывников к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, вызвало нежелание юношей служить в армии. Сегодня все чаще раздаются голоса катастрофически ухудшающемся здоровье народа, и в частности детей. По последним данным, из 10 учащихся 9 имеют те или иные отклонения в здоровье. (Таблица №1, 2, 3 – Приложение)

Из таблиц видно, что с каждым годом увеличивается такие заболевания среди юношей как заболевания нервной системы, органов ЖКТ, глаза и придатки глазного аппарата, заболевание мочеполовых органов, органов кровообращения, психические расстройства и заболевание кожи. Один из ведущих специалистов 20 века по продлению жизни и лечебному голоданию Поль Брег учил, что бездействовать – значит покрываться ржавчиной, а ржавчина – это упадок и разложение. Чтобы сохранить мышцы сильными и молодыми, мы должны постоянно давать физическую нагрузку. Энергичные физические упражнения помогают нормализации кровяного давления, предохраняют от тромбоза, который часто являются причиной сердечных приступов.

Заключение

В современных условиях, когда меняются коренные устои нашего общества, когда до предела накалена социальная обстановка в государстве, главная задача – сделать все, чтобы патриотизм как фундаментальная ценность стал и сегодня объединяющей силой российского общества, вдохновлял народ на действия, позволяющие преодолеть системный кризис, вернуть устойчивое развитие России, а при необходимости и защитить ее. Активной работой с детьми, патриотическим и нравственным воспитанием молодежи мы делаем главное – закладываем будущее России.