Занятие рассчитано на обучающихся в возрасте 9-11-ти лет.
Время занятия 40 минут.
Цель: определение роли хвойных деревьев Кузбасского региона в природе и в жизнедеятельности человека.
Задачи:
- Познакомить детей с видами хвойных деревьев, произрастающих на территории Кемеровской области;
- Определить в ходе беседы и выполнения заданий экологическое и эстетическое значение хвойных деревьев нашей области;
- Воспитывать эстетическое чувство и развивать творческие способности детей в процессе изготовления украшения из бумаги;
- Разучить с обучающимися песню под аккомпанемент музыкального инструмента, сделанного из дерева.
Оборудование:
- плакаты с изображением деревьев;
- демонстрационные изделия из разных частей дерева (ветки, кора, древесина);
- ножницы, клей, клеёнка, цветной глянцевый журнал, нитки, зубочистки;
- плоды (шишки) хвойных деревьев;
- музыкальный инструмент – акустическая гитара;
- доска, мел.
Ход занятия
Ход занятия | Содержание | Примечание |
Вводная часть.
|
– Здравствуйте, ребята! Очень рада снова вас видеть. – Сегодня я расскажу вам о самых обычных растениях нашего края, а о каких – узнаете чуть позже. На улице зима, прекрасное время года, все деревья стоят «голые», а кто знает, почему так говорят? – Действительно, листья появляются весной, а осенью опадают. Но у нас в Кузбассе растут удивительные растения, которые и зимой остаются с листьями, ещё их называют «вечнозелёными». А что за деревья такие, вам подскажут загадки:
– Молодцы. А где встречаются такие деревья? – Действительно, мы можем увидеть их в лесу, лес, где растут кедры и сосны, называется сосновый или кедровый бор, а ещё хвойные деревья встречаются в тайге – это вид смешанного леса. Но не только в лесу можно встретить хвойные деревья, но и в населённых пунктах. В нашем городе специально садят голубые ели, чтобы они радовали жителям глаз. А ещё есть всеми нами любимый праздник, когда мы приносим хвойное дерево домой, и оно стоит у нас несколько дней. О каком празднике идёт речь? – Ну, конечно же, это Новый год! Кто знает, как на самом деле называется новогодняя ёлка? (Ель, пихта) Но ёлка приносит в дом не только радость, но и пользу. Некоторые хвойные растения выделяют летучие вещества, которые способны убивать микробов, вызывающих опасные заболевания (дизентерию, брюшной тиф, туберкулёз и др.) Такие вещества называют фитонцидами. Пока я шла к вам на занятие, я собрала несколько плодов хвойных деревьев, как их ещё называют? Правильно шишки! Обратите внимание, перед вами висят плакаты с изображение разных деревьев. Попробуем угадать, какая шишка принадлежит какому дереву. Вы правы! Польза деревьев велика – это очистка воздуха (деревья поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород), некоторые деревья обеззараживают воздух, лечат людей, из них делают поделки, предметы обихода, украшения и даже бумагу! |
Ответы детей: потому что на них нет листьев.
Ответы обучающихся.
Ответы обучающихся.
Педагог достаёт из берестяного ларца, сделанного по одной шишке разных хвойных деревьев (еловую, сосновую, кедровую, шишку лиственницы и шишку хмеля).
Обучающиеся называют дерево, плодом которого является эта шишка, и выявляют шишку, не принадлежащую к хвойным деревьям. |
Основная часть |
Шишки также можно использовать для изготовления поделок, но сегодня мы сделаем поделку из бумаги. И сделаем мы браслет на руку. Но прежде, предлагаю ознакомиться с некоторыми изделиями, изготовленными народными мастерами из веток деревьев, из бересты, из древесины. – Теперь мы приступим к самой сложной части нашего занятия, ведь украшения надевают на шею, на руки…. По-вашему, как ещё могут использоваться украшения? – Пока дежурные раздают материал для изделия, я хочу спросить у вас, ребята, какие виды хвойных деревьев используют для поделок? – Перед вами лежат ножницы, клей, листы цветной бумаги, зубочистки, нитка, нашбраслет выглядит вот так. Нарезаем бумагу длинными полосками, у которых один край широкий, а второй узкий. Берём в руки зубочистку, накручиваем на неё широкую часть (основу) бумажной полоски, она образует подобие улитки, и тонкую часть полоски заклеиваем, так чтобы не раскрутилась. |
Педагог достаёт предметы народного промысла, украшения
Ответы обучающихся.
Кедр, у него древесина мягкая. Демонстрация готового изделия. Педагог показывает данную деталь. |
Музыкально-игровая часть занятия |
– Вижу, вы устали, занятие это интересное, но сложное, нужно немного дать отдыха пальчикам, глазкам, а поработать ушками и голосами. Я предлагаю вам спеть песню. – Скажите, из какого материала сделан этот инструмент? Как он называется? – Какие песни о деревьях вы знаете? – А мы сегодня разучим песню, не только о деревьях, но и о нашей туристическо-краеведческой жизни.Кстати, древесина ели тоже используется для изготовления гитар. – Отлично справились с заданием. Теперь, бодрые и отдохнувшие, возвращаемся к своим изделиям. |
Педагог берёт в руки акустическую гитару Обучающиеся называют песни. Дежурные раздают листочки с текстом песни. Песня «Мы бродили по Кузбассу» (приложение «№1) Обучающиеся доделывают свои украшения |
Заключительная часть |
А как вы думаете, почему разговор шёл о деревьях, а поделку делали из бумаги? Да потому, чтобумага тоже делается из дерева, и все ваши тетради, школьные учебники, дневники, любимые книги делают из древесины,а основным сырьём для производства бумаги является древесная целлюлоза. Целлюлозу получают из лесных пород: в основном из ели, сосны и берёзы. Подводя итог нашего занятия,давайте ещё раз вспомним, какие деревья растут на территории Кузбасса? Нужны ли деревья людям? В чём их польза? – Вы правы! Польза деревьев велика – это и очистка воздуха, деревья поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород, некоторые деревья обеззараживают воздух, лечат людей, из них делают поделки, предметы обихода, украшения и даже бумагу! Их использую в строительстве, и во многих других сферах жизнедеятельности человека. Я думаю, вы согласитесь со мной – природа наш друг, её нужно беречь! Пусть девизом нашего занятия сегодня станет следующее высказывание: «Береги лес – это лёгкие нашей планеты!» Украшение вы можете оставить себе. Отлично поработали, молодцы! Занятие прошло успешно, на следующем занятии вы узнаете о ядовитых и съедобных грибах нашего региона. Сейчас прибираем за собой рабочие места, и на этом наше занятие окончено. До новых встреч! |
Примерные ответы обучающихся: А, правда, почему? Ответы обучающихся
Обучающиеся отвечают
Педагог рассказывает пословицы и поговорки о порядке и чистоте |