Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Технология: проблемно-диалогическое обучение.
Цели урока: ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, отработка первичных умений и навыков учащихся, умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один, два звука.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная и групповая, фронтальная работа.
Планируемые результаты:
Предметные: умение определять условия, при которых буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, два звука.
Метопредметные:
- Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы; умение находить способы решения экологических проблем;
- Регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
- Коммуникативные УУД: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи;
Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.
Информационно-технологические ресурсы:
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка
- Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка
- Грубер Е. Этимологический словарь русского языка
- Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка
- Весы и надписи «природа», «человек»
- Карточки-снежинки для игры
- Ёлочка, жетоны-шары
- ПК, проектор, экран, презентация
Ход урока
Формы организации | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||
I. Организационный момент. | |||||||||
Слайд "Доброго зимнего утра" Презентация 1
Слайд "Жетоны" |
– Здравствуйте, ребята! – Какой праздник мы все ждем с нетерпением? Новый год – волшебный праздник. Чтобы праздник стал волшебным к нему нужно готовиться, а это в наших руках. Работая сегодня на уроке и выполняя задания, я предлагаю вам собирать жетоны-шары по правилу. Если я сказала: "Отлично", то берете оранжевый, "Хорошо" – зеленый, "Внимательнее" – жёлтый. Услышав сигнальное слово (отл., хор., вним.) на ваш ответ, вы берете жетоны-шары из общей коробки на каждой парте В конце урока подведем итоги, кто больше набрал жетонов. |
– Новый год Учащиеся эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность. Включаются в деятельность. |
Р.: управлять своим настроением
Р.: оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности |
||||||
II. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности. | |||||||||
Разгадывание кроссворда Слайд «Кроссворд»
Постановка цели урока
Слайд «Словарная работа»
Слайд «Оформление тетради» |
– Перед вами кроссворд. Решить его помогут ваши знания из мира растений. 1. От гриппа нас спасает, – У кроссворда есть название. – Как называется наука, изучающая звуки речи? – Проанализируйте слова, записанные в кроссворд с точки зрения фонетики? – Чем удивительны эти гласные, какую тайну скрывают? – Назовите эти буквы. – Догадайтесь, какова будет тема нашего урока? Покажу тетрадь одного ученика, который писал словарный диктант так: «йагада, кольйэ, ружьйо». Почему он допустил такие ошибки? Какие умения ему нужны? – Чему мы сегодня научимся? – Запишите в тетради число, классная работа, тема урока. |
Учащиеся разгадывают кроссворд.
– Фонетика Высказывают свое мнение.
Е, ё, ю, я Озвучивают тему урока Ставят задачу урока. – Определять, в каких позициях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких – два звука) |
П.: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт Р.: активно включаться в деятельность
Р.: понимать, принимать и сохранять учебную задачу, активно включаться в деятельность, направленную на её решение Л.: обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение, Проявлять интерес к изучаемой теме |
||||||
III. Первичное усвоение новых знаний. | |||||||||
1. История происхождения букв. Слайды «История происхождения букв е, ё, ю, я» |
– А знаете ли вы происхождение этих букв в русском языке? Буквы е, ю, я пришли к нам из старославянского языка. – Буква Ю сохранила свое написание, но называлась раньше йотированный оук: ЛЮДИIЄ – люди; Буквы Е и Я имели совсем иные написания и названия. – Буква Я раньше называлась юс малый Ѧ и йотированный юс малый Ѩ: памѧть – память, ѨЗЫКЪ – язык; – Буква Е имела целых 4 варианта – ь (ерь), Ѣ (ять), Є (есть), IЄ(йотированный есть): ЧЬТЬЦЬ – чтец (Ь в сильной позиции), БѢСЪ – бес, КЄДРЪ – кедр, АБИIЄ – тотчас. – Буква Ё отличается своим происхождением от предыдущих букв. Она появилась значительно позже и известна точная дата её происхождения. 27 ноября 1783 года состоялось заседание Академического совета в составе Екатерины Романовны Дашковой и известных на тот момент писателей Фонвизина и Державина, где Екатерина Романовна предложила заменить двубуквенное обозначение «йо» буквой е с точками. Широко известно стала благодаря Николаю Михайловичу Карамзину, который первый использовал букву ё в печатном издании в 1797 году. В этом 2013 году этой букве исполнилось 230 лет. |
Учащиеся высказывают свои мнения, слушают дополнения учителя |
Л.: проявлять интерес к изучаемой теме Р.: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить |
||||||
2.Создание проблемной ситуации. Слайд «Таблица» |
– Представьте, если этих букв не будет? Можно ли обойтись без них? – Посмотрите на таблицу, что объединяет слова каждой группы?
|
– Нет, меняется у слова лексическое значение, например, ряд – рад, вёз – воз, люк – лук Учащиеся наблюдают, сравнивают, делают вывод |
Л.: обосновывать свою позицию, высказывают свое мнение. Р.: выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме. П.: проводить сравнения и делать обобщение о работе букв е, ё, ю, я |
||||||
3. Составление алгоритма. Слайд алгоритма |
– Составьте алгоритм по данной теме (схема правила). Запишите в тетрадь.
|
Учащиеся составляют алгоритм под руководством учителя |
П.: составление алгоритма. Л.: устанавливать связь между деятельностью и её результатом Р.: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей |
||||||
4. Обучение логическому мышлению. А) Работа со словарями
Б) Экологическое сознание.
|
– Какое ключевое слово у нас получилось в кроссворде? – Ребята, а кто из вас знает, что такое экология? – А теперь обратимся к Толковому словарю С.И. Ожегова. Прочитайте словарную статью «Экология» – Заглянем в этимологический словарь и узнаем о происхождении этого слова. – Ребята, посмотрите на эти весы. Как вы думаете, зачем они нужны нам сегодня на уроке? – На одной чаше весов находится природа, а на другой – человек. В последнее время вторая чаша весов стала перевешивать первую, и природе приходится очень туго. Поэтому экологические проблемы с каждым годом становятся все актуальнее. |
– Экология Ответы детей Учащиеся зачитывают информацию
Учащиеся высказывают свои предположения |
П.: осуществлять поиск необходимой информации
Л.: обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение Р.: выполнять учебные действия в громкой речевой форме К.: участвовать в коллективном обсуждении |
||||||
IV. Первичное закрепление | |||||||||
1. Работа со стихотворением А) Экологический аспект. Слайд "факты", елки
Б) Лингвистический аспект (самостоятельная работа) слайд
Взаимопроверка. Слайд
|
– Послушайте стихотворение Валентины Павловны Винидиктовой «В дома опять приходят елки» (Приложение 2) – Какая экологическая проблема поднимается в этом стихотворении? – Ежегодно к Новому году вырубается не один гектар елей и сосен. Можно ли эту проблему назвать экологической? – Какая чаша весов перевесила? – Какое решение могли бы предложить вы? – Выпишите из выделенного отрывка стихотворения (3 мин.) 1 столбик: слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука 2 столбик: слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук – Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа, поставьте ему оценку согласно цвету жетона
|
Учащиеся слушают стихотворение
– Около 4 миллионов вырубается
– Купить искусственную, изготовить самим, украсить ветки… Учащиеся работают самостоятельно
Учащиеся проверяют работу соседа
|
П.: читать и слушать тексты, выявлять их смысл П.: находить способы решения экологических проблем К.: строить понятные для партнера высказывания Л.: слушать и слышать собеседника Р.: осуществлять поиск необходимой информации Р.: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Р.: адекватно воспринимать оценку сверстника |
||||||
Физкультминутка. Слайд |
– Я называю слово, если буквы е, ё, ю, я обозначают: 1 звук – вы встаёте, руки вверх, если буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука – вы приседаете. – Тихо сели. |
Учащиеся выполняют действия согласно заданию Слова: ерш, клюква, сыроежки, дятел, зяблик, листоеды,
|
Л.: определять и выполнять общие для всех правила поведения П.: проводить анализ слова |
||||||
3. Творческая групповая работа учащихся. Слайд «Лингвокультурологический портрет слова ЕЛЬ»
|
– Мы сейчас составим «Лингвокультурологический портрет слова ЕЛЬ» Вам предстоит работа группами по 4 человека, объединитесь. Группы представляют свои работы.
|
1 группа: Лексическое значение слова (Толковый словарь С.И. Ожегова) 2 группа: Происхождение слова (Этимологический словарь) 3 группа: Родственники слова (Словообразовательный словарь) 4 группа: Слово в моем творчестве (стихи, песни, загадки, рисунок) |
Л.: слушать и слышать собеседника К.: вступать в сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность К.: участвовать в коллективном обсуждении прочитанного |
||||||
4. Игра «Снежинки» |
Каждая группа получает по 4 снежинки, на которых написаны слова. Задание: проанализировать слова, прикрепить снежинку к сугробу, согласно условию, где буквы е, ё, ю, я обозначают 1 звук ил 2 звука – Проверим, правильно ли снежинки попали на сугроб
|
Каждый участник группы посоветовавшись с одноклассниками прикрепляет снежинку к сугробу |
Р.: адекватно воспринимать оценку учителя, сверстника Л.: определять и выполнять общие для всех правила поведения К.: участвовать в коллективном обсуждении |
||||||
V. Подведение итога урока. Рефлексия. | |||||||||
|
– Поднимите руку, у кого больше 5 жетонов оранжевого цвета. Вы молодцы, замечательно работали на уроке. – У кого меньше 5 жетонов оранжевого и зеленого цвета – вы старались, у вас все получится – Скоро новый год, и по традиции принято украшать … – Давайте и мы украсим свою. – Праздничного вам настроения, желаю, чтобы в Новый год волшебство пришло к каждому из вас. |
Дети подводят итоги своей работы
– елку Каждый свои жетоны скрепляет скрепкой и вешает на ёлку. |
Л.: использовать адекватно самооценку Р.: оценивать свои достижения
|