НОД в старшей группе "Мой город Набережные Челны"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Образовательные: продолжать знакомить детей городом Набережные Челны, закрепить знания о некоторых исторических фактах развития города Набережные Челны.
  • Развивающие: Развивать интерес к символике города; развивать любознательность, память, грамматически правильную речь детей развивать диалогическую, монологическую речь детей, обогащать словарь.
  • Воспитательные: Воспитывать у детей любовь и интерес к родному краю, его историческому прошлому и настоящему; воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свою республику и свой город.

Словарная работа: государство, символика, знак, герб, заповедник

Оборудование и материалы:

  • Демонстрационный: герб, набор иллюстраций о городе, достопримечательностей города (памятники, Ледовый Дворец, Органный зал, улица Центральная, бульвар Энтузиастов).
  • Раздаточный: конверт с разрезанными на шесть части с изображением герба, эскизы контура (паруса).

Предварительная работа с детьми:

рассматривание набора открыток, альбома «Набережные Челны»: беседа о родном городе, о достопримечательностях города: слушание стихотворений, гимна города Челнов "Наши Челны",; дидактическая игра "Кто больше назовет".

Подготовка воспитателя: оформить зал с иллюстрациями, фотографиями города Набережные Челны; подготовить демонстрационный и раздаточный материал; подготовить музыку и фонограмму.

Звучит гимн Набережных челнов. Дети заходят в зал под музыку "Наши Челны" (сл. Л.Дорженковской, муз. Нияза и Лилии Тархановых)

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами поговорим о нашем городе. Скажите в какой стране мы живём

Дети: мы живём в России

Воспитатель: в какой Республики находится наш город?

Дети: наш город находится в Республике Татарстан

Ребенок: читает стихотворение:

О, Челны! Я пишу эти строки с любовью!
Город мой – жизнь моя и судьба.
Белокаменный и высокий.
Строгость линий и простота.
Дед мой строил дома и заводы,
Возводил корпуса и цеха.
Он оставил в наследство мне город,
Город – счастья, город – мечта.

Воспитатель: Наша малая Родина - город, в котором мы живем! Как называется наш город? (Набережные Челны)

Воспитатель читает стихотворение о г. Набережные Челны.

Набережные Челны - любимый город,
Набережные Челны - зеленый сад,
Я в любое время года
С Набережными Челнами встрече рад!

-А как вы думаете, почему он так называется? (потому что находится на берегу реки )

- Чем вам нравится наш город? (ответы детей)

- Мы с вами любим наш город. Давайте узнаем, как он возник.

- Набережные Челны (Яр Чаллы) - город с богатым историческим прошлым. Статус города получил в 1930 году. Бурное развитие городского строительства началось в 1969 г. в связи с возведением огромного завода КамАЗа.(Просмотр фото на проекторе)

В названии слово челны представляет собой челн "лодка", а определение набережные указывает на расположение возвышенности на берегу. Наш с вами город - город Набережные Челны, которым мы сегодня гордимся.

-Какие еще заводы и фабрики есть в нашем городе?

(КБК – картонно-бумажный комбинат, Завод «Челны-хлеб», завод, выпускающий лимонад «Алиса», молокозавод, - Что изготавливают на наших заводах? (ответы детей)

Физкультминутка

Мы по улице шагаем (шагают), выше ноги поднимаем
Через лужи не пойдем, лужу, мы перешагнем (делают шаги влево, вправо)
На скамейку мы присели (приседают)
Там конфет кулечек съели, а когда друзей встречали
Вот как славно погуляли (машут руками
Раз-два, раз-два, подойдите все сюда (шагают).

2 часть: Информационная

Воспитатель: (на проекторе выставляется изображение герба города).

Вы знаете, что это такое?

Дети: Это герб нашего города.

Воспитатель: У каждого города есть свой герб – это знак города, его паспорт. У вашей есть паспорт? А у папы? Такой паспорт, есть и у нашего города Набережные Челны, по которому узнают, какой этот город. Этот знак – парус, волна и т.д. Герб города можно увидеть на щитах при въезде в город, на главных зданиях в городе и т.д.

У въезда в Набережные Челны, взметнулась ввысь стрела с названием нашего города. Проезжая дальше, при въезде в п.ГЭС, мы можем увидеть Изображение герба Республики Татарстан и г. Набережные Челны, здесь же в теплое время года, озеленители города выкладывают из цветов, вдоль дороги название нашего города. Давайте, ребята, рассмотрим герб и флаг нашего города…

Воспитатель рассказывает, что изображения на гербе и флаге отражают историю, географию и культуру нашего края. Расшифровывает детям цвета, имеющиеся на гербе и флаге нашего города.

Синий цвет символизирует реку Кама. Рекой Камой славится город Набережные Челны. А какие еще речки есть в нашем городе? ( река Челнинка и река Мелекеска).

Далее воспитатель объясняет, что изображено на гербе и флаге нашего города:

Главная фигура герба – челн (лодка) указывает на название города.

Челн - символ неустанного движения вперед, преодоления преград. Носовое украшение в виде девичьей головы показывает образ женщины как символ домашнего очага.

Полный парус говорит о попутном ветре, об удаче и успешности во всех начинаниях. Парус челна по своим очертаниям напоминает стилизованное изображение тюльпана - традиционного символа татар, подчёркивает и усиливает значение города, показывая Набережные Челны как неповторимую жемчужину Татарстана. Весла в воде показывают то, что жители города не довольствуются посланными силами природы (ветер в парусах), а своим трудом на веслах стремятся ускорить движение вперед.

Серебряные волны символизируют реку Кама и Нижнекамское водохранилище, на берегах которых расположен город.

Воспитатель:"Игра собери картинку" (раздает конверты с разрезанным на 6 частей с изображением герба)

Дети: Виды города (если дети затрудняются, воспитатель дает опорные схемы – мнемотаблицы).

Воспитатель: На карточке изображена модель здания и памятника. На карточке изображены схемы Ледового дворца, бульвар Энтузиастов, схемы Органного зала, улицы Центральной и очертания реки или озера, контуры цирка и т.д. Проводится дидактическая игра "Кто больше назовет". (Дети называют достопримечательности города)

Воспитатель: На нашем любимом бульваре стоят замечательные скульптуры нашего талантливого земляка скульптора. А кто знает, как его имя? Скульптуры Ильдара Ханова почти равное количество голосов с бульваром Энтузиастов и заняли 6-ое место. Скульптурный комплекс "Родина – «Мать" - стена молчания со стихами Мусы Джалиля и Вечным огнем – создан к сорокалетию Великой Победы к 9-ому мая 1975 года, композиция "Освобожденная энергия" находится на выезде из города возле Боровецкого леса – это символ сердца, связывающего людей с природой.(Показать изображения на проекторе).

Подвижная игра "Тюбетейка"

Итог

Воспитатель: Ребята! Вы молодцы! Вы проявили глубокие знания о нашем родном городе, вы любите его и интересуетесь его историей. Вам было интересно? Все что вы узнали сегодня, можете рассказать своим родителям, младшим сестрам, братьям. Дети поют песню "Наши Челны"

Литература:

  1. Закирова К.В. «На поляне детства» Хрестоматия для воспитателей и родителей.
  2. Сысоев В.Д. Пословицы и поговорки.http://www.modernlib.ru/books.
  3. Аудио-приложение к учебно-методическому пособию «Шома бас», включающее 33 татарские танц. композ., адаптированные для обучения детей от 3 до 7 лет.
  4. СD –диск «Бииләр итек-читекләр», «Пляшут наши сапожки».
  5. СD –диск «Танцы народов Поволжья».

Презентация