Цель: расширять кругозор детей; углублять знания по теме: «Природа в опасности!»; развивать навыки мышления, умения применять полученные знания в жизненных ситуациях; формировать основы экологической культуры.
Оборудование: указатели маршрута, конверты с пазлами, свитки с заданиями, букетики цветов, муляжи грибов.
Ход мероприятия
Путеводитель:
- Дупло «Учёной совы».
- Тропинка «Царство пернатых
- Цветочная полянка
- Лужайка «Природная аптечка»
- Полянка «Грибная»
- Тропинка «Экознаки»
- Тропинка «Рука дружбы природе».
Ведущая: Сегодня мы отправляемся в путешествие по лесным тропинкам, полянкам и лужайкам.
Мы с вами посетим «Царство растений»
Итак, мы начинаем путешествие. А вот и первое задание. А задание это принесла ученая сова. Наверное, она к нему прилетала ночью и оставила для вас задания. Ученая сова нас приглашает поиграть в игру «Природная угадай-ка»
– Из какого дерева делают спички? (из осины)
– У каких деревьев осенью листья красные? (у осины, у рябины)
– Какое дерево весной дятла поит? (береза)
– Самое сладкое дерево наших лесов? (липа)
А вот и следующий указатель поляна «Цветочная»
Ведущий: Вот мы с вами оказались на цветочной полянке. Наступило лето, и на смену весенним цветам приходят летние. Какие летние цветы вы знаете? Давайте найдем их на полянке.
И поиграем в игру «Угадай название цветов»
– Кто знает, какие из этих растений лекарственные?
Д. Ромашка. Её применяют при простуде и кашле. Отвар ромашки на ночь помогает заснуть – сон будет крепкий и спокойный.
А впереди Лужайка «Природная аптечка»
Отгадайте загадки о лекарственных растениях. Давайте найдем их на лужайке.
-
Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня. (Крапива)
-
Золотая середина и лучи идут кругом.
Это может быть, картина –
Солнце в небе голубом? (ромашка) -
Кто ни прикасается, за того цепляется,
Привязчивый и колкий, кругом торчат иголки (репей, или лопух) -
Тонкий стебелек у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки – маленькие лопушки.
Нам он, как хороший друг,
Лечит раны ног и рук. (подорожник) -
Растет зеленый кустик
Цветы ангельские,
Когти дьявольские –
Дотронешься укусит. (шиповник) -
Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять. (одуванчик) -
На него подуй слегка был цветок – и нет цветка.
А какими целебными свойствами обладают эти растения? Расскажите.
Соберите пазлы, прочитайте о целебных свойствах растений (даются конверты с пазлами для каждого отряда)
Экологическая ситуация.
Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной. (ландыш)
В. Вы зашли в лес и увидели целую поляну ландышей. Как они приятно пахнут. Какие красивые маленькие колокольчики. Вот бы хорошо поставить такой букет в комнате дома или подарить маме. Как вы думаете?
Выслушиваются ответы детей. Молодцы. Идем дальше.
ВЕДУЩИЙ: А что это впереди за указатель? Правильно, указатель тропинки «Царство пернатых».
Птички очень осторожные, поэтому они не показываются людям. Вот и сейчас нас никто не встречает. Но каждая птичка оставила о себе загадку. Давайте отгадаем загадки.
В. Сегодня мы вспомним очень многое о птицах. Отгадайте загадки:
- Днём слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот. (Сова)
- Вертится, стрекочет, весь день хохочет. (Сорока)
– Что интересного можно рассказать об этих птицах?
(дети рассказывают)
- Какая птица выше всех летает? (Орёл)
- Какая птица самая маленькая в нашей стране? (Королёк)
- А какая самая большая в мире? (Страус)
- Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (Одна и та же)
- У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
- Когда гуси бывают особенно злыми? (Когда у них появляются гусята)
- У какой птицы птенцы появляются зимой? (У клеста)
Почему в лесу нельзя громко кричать? (Июнь-месяц тишины: птицы сидят на гнёздах.)
А какие пословицы о птицах вы знаете?
В. Вспомните пословицы, в которых упоминаются синица, воробей, кулик. Объясните их смысл.
Д. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Слово не воробей, вылетит– не поймаешь. Всяк кулик хвалит своё болото.
А знаете вы, что…
- Сова уничтожает за день около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна, то значит, одна сова спасёт в год 1 т хлеба.
- Кукушка за 1 час съедает 100 гусениц.
(Экологическая ситуация) Ребята, кто это маленький лежит на тропинке? Это выпавший из гнезда птенец.
Как вы поступите?
Для чего надо беречь птиц?
Молодцы. Теперь нам нужно двигаться дальше.
Следующий указатель Полянка «Грибная»
Какой денёк хороший: солнечно, тепло!
Берём с тобой лукошко –
И скорее в путь – дорожку.
Идём тропинкой узкой, потом свернули в лес,
Туда, где сосны рослые касаются небес,
Где сказки шепчут ели, берёзы и дубы,
Где ягоды поспели и выросли грибы.
Узнайте гриб по описанию. Найдите его на полянке.
- Это гриб появляется в августе, растёт во мху под ёлкой. Он звонче всех хрустит в засолке. Растут эти грибы кучами– грудами, откуда и пошло их название. (Груздь)
- Этот гриб можно найти в берёзовой роще. У него плотная ножка белого цвета и круглая бурая шляпка. (Подберёзовик)
- Шляпка у этого гриба зеленоватая, под шляпкой – красивый бахромчатый шарф-бантик, на ножке внизу – разорванный мешочек. (Бледная поганка)
- Эти грибы растут семейкой. Издали они рыжие, могут показаться лисятами. (Лисички)
- А этот – красавец на беленькой ножке. Он в красненькой шляпке, на шляпке – горошки. (Мухомор)
- Шляпки этих грибов похожи на опавшие листья дерева, под которым они чаще встречаются. (подосиновик)
- Эти грибы узнаешь по цвету. И ещё по тому, что на срезанной ножке гриба выступит капелька оранжевого сока, приятно пахнущая смолой. (рыжики)
- У этих грибов шляпки самого разного цвета – и синие, и красные, жёлтые, и фиолетовые. А название – одно. (сыроежки).
Какой еще гриб растет на полянке? (белый)
– Что вы знаете про этот гриб? ( Это съедобный гриб. Это очень ценный по питательности гриб, он может заменить мясо.)
– Какие правила сбора грибов вы знаете?
– Какие животные питаются грибами (белки, глухари)
– Может ли гриб съесть дом? (Может. Это домовой гриб, который разрушает древесину.)
Тропинка «Экознаки»
Повторить правила поведения в природе, объяснив знаки (лист с экознаками для каждой команды»
КТД «Создай свой экологический знак». Работа ребят. Их выступления.
Двигаемся дальше. Вот и следующий указательный знак. Тропинка «Рука дружбы природе», где нас ждёт «Книга жалоб»:
Заглянем в нее. Что же здесь пишут звери и птицы?
Ох, и не любят меня люди. Голос им не нравится, и глаза у меня большие. Считают, что беду я приношу. Всё это не правда. Польза от меня большая, урожай я сохраняю. Кто это ребята написал, как вы думаете? (Сова)
Вот следующая запись. А меня все боятся, поэтому столько небылиц про меня рассказывают. Не нравится им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой. Не похожа я ни на птицу, ни на зверя, но я друг человеку, а не враг. Кто я? (летучая мышь)
Несколько слов напутствия в конце для вас, ребята. Запомни это ты навек! Будь осторожен, человек! Где ты прошёл своей ногой, оставил след ведь ты плохой.
Ведущая: Вот и закончилось наше путешествие по лесным тропинкам. Но с вами мы не прощаемся, а говорим: «До свидания!», – так как скоро нас ждут экскурсии, походы.