Раздел: Мы и наше здоровье.
Тип урока: комбинированный
Цель: формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе. Убедить детей в пользе применения каш в питании.
Задачи урока:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с пищеварительной системой человека и необходимыми организму питательными веществами;
- Составить правила правильного питания;
- Развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы;
- Обобщить и систематизировать знания.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью;
- Воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ.
Развивающие:
- Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале.
- Развивать самостоятельность, познавательные интересы.
Оборудование:
- Учебник для 3 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова;
- Рабочая тетрадь на печатной основе;
- Этикетки от продуктов питания;
- Авторский медиапродукт: презентация Power Point «Наше питание. Пищеварительная система. Каша – полезная еда»;
- Карточки; картинки с продуктами;
- Компьютер, программа PowerPoint, экран, мультимедийный проектор.
Обучающиеся по итогам урока должны:
- Иметь представление о питательных веществах: белках, жирах и углеводах;
- Научиться определять количество данных веществ на этикетках;
- Знать правила правильного питания;
- Уметь пользоваться мультимедиа-инструментами;
- Уметь в процессе учебной деятельности контактировать с товарищами, рассуждать и вести диалог
Используемые педагогические технологии:
- Традиционная педагогическая технология;
- Информационная коммуникационная технология;
- Элементы технологии организации исследовательской деятельности обучающихся и элементы дифференцированного подхода к обучению.
В проведении урока принимают участие 2 ученика, разрабатывающие с помощью учителя тему о здоровом питании «Каша – это еда, которая поможет стать здоровым».
В разработку этой темы включены материалы об истории каши, ее участии в жизни русского народа, крупах и их применении в медицине, декоративно-прикладном искусстве, эксперимент в школьной столовой.
Ход урока
I. Организационная часть. Постановка цели урока.
СЛАЙД 1
Учитель: Ребята, сегодня мы узнаем, из чего состоит наше тело, что извлекает наш организм из тех продуктов, которыми мы питаемся. А поможет нам в этом разобраться на учебник, рабочая тетрадь, этикетки от разных продуктов, купленных нами в магазине и употребляемых нами в пищу.
II. Устная работа. Повторение по теме «Органы пищеварения».
Учитель: как называются органы, которые помогают нам переваривать пищу? СЛАЙД 2
Ученики: пищеварительная система
Учитель: в рабочей тетради укажите стрелками части пищеварительной системы. (стр. 62)
УЧЕНИКИ: ротовая полость, глотка, пищевод, печень, желудок, тонкая кишка, толстая кишка.
УЧИТЕЛЬ: какие изменения происходят с пищей в органах пищеварения?
УЧЕНИКИ: (рассказ о работе органов пищеварения)
III. Изучение нового материала.
УЧИТЕЛЬ: частицы питательных веществ переваренной пищи через стенки кишечника всасываются в кровь. Кровь разносит их по всему телу. С пищей человек получает необходимые организму питательные вещества. Какие же это вещества? Давай те посмотрим на этикетки от продуктов, купленных вами в магазине. На них указано количество питательных веществ в 100 гр. продукта.
УЧЕНИКИ: витамины, белки, жиры, углеводы. СЛАЙД 3
УЧИТЕЛЬ: эти вещества называют «строительным материалом» для тела человека. Давайте познакомимся с их значением.
Ученики читают текст учебника на стр. 144 и заполняют схему в тетради на стр. 61.
Название вещества | Значение для организма | Содержание в продуктах |
Белки | ||
Жиры | ||
Углеводы | ||
Витамины |
Класс делится на 4 группы, каждая из которой излагает рассказ о полезных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах.
ФИЗМИНУТКА
IV. Закрепление.
УЧИТЕЛЬ: Ну а теперь мы отправимся в магазин покупать продукты. Нам нужно исследовать пищевую ценность продуктов. Обычно на упаковке она указана в содержании на 100 грамма.
Далее продолжается фронтальная работа, в ходе которой заполняется таблица в тетради на стр. 62 2.
ЗАДАНИЕ: отметить, в каких продуктах самое высокое содержание белков, жиров, углеводов. Обведите соответствующее число.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, одинаково ли содержание полезных веществ в разных продуктах? Какой вывод вы можете сделать на основе полученной таблицы?
УЧЕНИКИ: в разных продуктах разное количество питательных веществ. А как нужно их подбирать правильно?
УЧИТЕЛЬ: для того, чтобы ваш организм чувствовал себя хорошо, нужно правильно питаться. Доктор Айболит хочет познакомить вас с правилами питания.
Дети читают на стр. 146 «Как правильно питаться?» СЛАЙД 4
УЧИТЕЛЬ: а теперь, ребята, решите задачу. СЛАЙД 5 Вот что один мальчик съел на обед: кашу с сахаром, какао со сладкой булочкой, кусок торта, Шоколадку. Хороший был у мальчика обед? Почему?
УЧЕНИКИ: обед был плохим, мальчик переел. Если он не перестанет так кушать, он будет поправляться.
УЧИТЕЛЬ: помогите мальчику исправить его меню.
УЧЕНИКИ. Каша, какао, фрукт
УЧИТЕЛЬ : Мы не зря заговорили про кашу. Ведь каша- полезная еда, которая поможет нам стать здоровой.. СЛАЙД 6
Выступление учеников. рассказ о каше.
7 слайд 1 УЧЕНИК: Посадили весной в землю маленькое зернышко.
8 слайд 2 УЧЕНИК: Сначала появился росточек,
9 слайд 1 УЧЕНИК: Потом он превратился в колосок.
10 слайд 2 УЧЕНИК: Земля, солнце, вода, тепло помогли маленькому зернышку превратиться в сильный колос, полный новых зерен. А в них много полезных питательных веществ.
11 слайд 1 УЧЕНИК: Осенью колоски собрали, обмолотили, достали зерна. Из зерен сделали крупу, а из крупы сварили кашу.
12 слайд 2 УЧЕНИК: Нам очень понравилась эта сказка, но многие дети не любят кашу. Мы решили провести экспериментальную часть, целью которой стало : убедить учащихся начальных классов и воспитанников детских садов в том, что каша- полезная и нужная еда.
13 слайд 1 УЧЕНИК: Издревле славянские племена занимались земледелием, выращивали пшеницу, рожь, ячмень, просо. Праматерью хлеба величают кашу в народе.
14 слайд 2 УЧЕНИК: Она являлась одним из основных блюд как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица «Каша – мать наша».
15 слайд 1 УЧЕНИК: В древности на Руси кашу варили в знак примирения между врагами. Без каши мирный договор был недействителен. В знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу. если же соглашения достичь не удавалось, то говорили «С ним каши не сваришь».
16 слайд 2 УЧЕНИК: «Кашу заварили» так на Руси говорили про брачный пир
17 слайд 1 УЧЕНИК: Об этом блюде русской кухни сложено много сказок, потешек, поговорок.
17 слайд 2 УЧЕНИК: Ушли в прошлое многие обычаи и обряды. Но каша как и прежде играет в питании русского народа важную роль
18 слайд 1 УЧЕНИК: В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова. имеется такое определение: каша – кушанье из сваренной или запаренной крупы.
18 слайд 2 УЧЕНИК: Существует много видов каш. Но в чем же их польза?
19 слайд 1 УЧЕНИК: Для того, чтобы убедиться, любят ли кашу дети, мы провели анкетирование среди учащихся 2-х классов школы 11. Всего на вопросы отвечали 47 учеников
19 слайд 2 УЧЕНИК: Вот на какие вопросы они отвечали : Какие названия каш вы знаете? Назовите самую любимую кашу. Что ты добавляешь в кашу, когда ешь ее дома? Какие каши ты кушаешь в школе?
20 слайд 1 УЧЕНИК: Вывод. Дети имеют представление о разнообразии каш, т.к. их всего перечислено 9. Наибольшей популярностью пользуется манная каша. А так же геркулесовая, гречневая и рисовая.
20 слайд 2 УЧЕНИК: Манная каша не только популярная , но и любимая –детей любят эту кашу. На втором месте стоит каша гречневая а на третьем месте – каша рисовая. 6 человек не назвали любимой каши.
20 слайд 1 УЧЕНИК: Чтобы каша была вкусней, дети пользуются разными добавками: масло, варенье, сухофрукты, орехи, и т.д.
20 слайд 2 УЧЕНИК: В номинации «Любимая каша в школе» первое место заняла снова манная, на втором – гречневая, а на третьем – геркулесовая. Но 9 человек в столовой кашу не кушает.
21 слайд 1 УЧЕНИК: Вместе с классным руководителем мы узнали о том, что кашей детей кормят по вторникам и обратились к поварам нашей столовой с просьбой добавлять в каши сухофрукты. Свои наблюдения мы поместили в таблицу.
22 слайд 2 УЧЕНИК: Это помогло сделать нам следующий вывод: действительно, каша вкуснее, если в нее добавлять сухофрукты, орехи, варенье. Такую кашу дети кушают с удовольствием. Поэтому мы хотим рекомендовать поварам нашей столовой: сделать кашу вкуснее.
23-25 слайд 1 УЧЕНИК: Одна из наших целей – заинтересовать одноклассников. Мы провели конкурс рисунков, который назвали «Фантастическая каша» и предложили ребятам нарисовать рисунок Фантастической каши. Одноклассники с энтузиазмом взялись за эту работу. Из рисунков мы сделали книжку, которую так и назвали «Фантастическая каша»
26 слайд 2 УЧЕНИК: Изучая научную и кулинарную литературу о крупах, мы сделали вывод о том, что применение их очень важно в питании человека. Каждая крупа имеет свой набор макро и микро элементов, витаминов, которые необходимы для жизнедеятельности человека. Кроме того, крупяные растения применяют и в народной медицине. В эту таблицу мы включили названия тех круп которые больше всего любят ученики 2 классов.
1 УЧЕНИК: Так например, манная каша широко используется, когда требуются щадящие диеты. А витамины группы В
- Стимулируют работу мозга
- Улучшают переваривание пищи
- Способствует росту организма.
- Повышает защитные силы организма
- Помогает при морской болезни и укачивании в полете.
27 слайд 2 УЧЕНИК: Вывод: Применение каш очень важно в питании человека. Каждая крупа имеет свой набор макро и микро элементов, витаминов, которые необходимы для жизнедеятельности человека. Кроме того, крупяные растения применяют и в народной медицине.
28 слайд 1 УЧЕНИК: Существует множество рецептов каш. Нам тоже захотелось выпустить свою книжку. Мы сделали ее маленькой мини книжкой мы включили в ее содержание скороговорки про кашу и мини-викторину
29, 30 слайд 2 УЧЕНИК: Недавно мы побывали в театре «Глобус» и посетили выставку детских работ.
Они выполнены из разных круп. Значит, из круп можно не только каши варить.
31 слайд 1 УЧЕНИК: В ходе проведения исследовательской деятельности мы узнали о том, что применение круп очень важно в питании человека. Кроме того, крупяные растения применяют и в народной медицине.
2 УЧЕНИК: Эксперимент в школьной столовой , итоги анкетирования помогли сделать нам следующий вывод: действительно, каша вкуснее , если в нее добавлять сухофрукты, орехи, варенье , и т.д. Такую кашу дети кушают с удовольствием. Крупы могут быть использованы и в декоративно-прикладном искусстве
1 УЧЕНИК: Нам было интересно работать по данной теме, сотрудничать с одноклассниками, родителями, учителем и другими людьми, которые нам помогали. А главное – мы убедились: Каша это полезная еда, которая поможет стать здоровым.
V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ УРОКА, оценивание учащихся
СЛАЙД 32
- Что получает с пищей человек?
- Что нового ты узнал о правильном питании?
- Какое открытие ты сделал на уроке?
- Я узнал….Я запомнил…..Я повторил……
Литература:
- «Рабочая тетрадь» к учебнику для 3 класса: в 2 частях / Плешаков А.А. – М., Просвещение, 2012.
- Безруких М.М. и др. «Разговор о правильном питании» – СПб.,1999.
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия
- Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 3 класс» / Плешаков А.А. – М., Просвещение, 2012.
- Мир вокруг нас: учебник для 3 класса: в 2 частях» / Плешаков А.А., Крючкова Е.А. – 4-е изд. – М, Просвещение, 2012.
- Обухова Л.А. «135 уроков здоровья, или школа докторов здоровья»-Москва. «ВАКО», 2007.
- Обухова Л.А. 135 уроков здоровья
- Что такое? Кто такой? Детская энциклопедия