Цель: дать понятие о трёх типах склонения имён существительных по окончанию (в начальной форме) и по роду.
Задачи:
- формировать представление о типах склонения имен существительных;
- учить распознавать склонение по роду и окончанию;
- формировать умение заниматься коллективно-поисковой работой;
- развивать уровень самоконтроля и взаимоконтроля учеников;
- развивать умение правильно писать слова с непроверяемым написанием;
- формировать общеучебные навыки: умение сопоставлять, выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы;
- воспитывать интерес к русскому языку, к спорту.
Ход урока
Вся страна готовится к предстоящим зимним олимпийским играм. Мы с волнением ждем это событие, доказывая что мы сильная могучая держава. Как олимпийцы достойно выполним все задания, справимся с трудностями потому что слайд №1 Презентация
Мотивация слайд №2
«Каждый прожитый день прибавляет частицу знаний».
Важно не только прибавить знания , но и сохранить уже полученные. Как у вас получается сохранять полученные знания посмотрим выполнив словарную работу.
Задание: прослушайте предложение и запишите словарные слова, ставя их в начальную форму единственного числа. Слайд №3-7
Принимать гостей зимней олимпиады доверено России (запись словарного слова на смарт. доске).
Старт олимпийскому огню в России дал город Москва.
В городе Сочи построен новый железнодорожный вокзал.
Первым пассажиром комфортабельного поезда, соединяющего Адлер с Красной поляной был В.В.Путин.
Чувства гордости и радости мы будем испытывать от побед наших олимпийцев.
Актуализация знаний.
Опрос. Какой частью речи являются эти слова? (имена существительные)
Дайте определение имени существительному. (Слова отвечающие на вопрос кто
?или что? и обозначающие предмет называются именем существительным.)
Какой постоянный признак имеет имя существительное? (род)
Как изменяются имена существительные? (по числам и падежам)
Что общего и имен существительных в словарной работе? (единственное число, именительный падеж)
Назовите отличия (род)
Определяем род имен существительных надписываем.
Изменение имен существительных по падежам называется (склонением).
Что мы повторили? Изменяются по падежам и числам имеют постоянный род, склоняются по падежам.
Как много мы уже знаем об имени существительном как считаете, есть ли темы не открытые нами и то чему еще нужно научиться?(Да)
Убедиться или опровегнув мы можем выполнив следующее задание.
Предложение записано на доске Слайд №8
О силе и выносливости российских спортсменов часто говорят в средствах массовой информации. Что относится к средствам массовой информации (газеты, телевидение, интернет)
Какой частью речи являются выделенные слова? (существительные)
Поставив в начальную форму определим род (женский)
Определите падеж (предложный).
Почему род, число, падеж одинаковый, а окончания разные?
Предположите только ли от числа, рода и падежа зависит написание окончаний имен существительных?
Значит есть что-то важное и пока нам неизвестное.
Предположить можете, что же это исходя из темы предыдущего урока. Склонение
У слова склонение есть тайна. Сегодня мы ее раскроем.
Цель (слайд №9)Узнать новое о склонении имени существительного.
Тема урока (слайд № 10) Типы склонений имен существительных
Работать будем по плану. Слайд №11.
- Узнать что такое склонение.
- Узнать отчего зависит склонение.
- Научиться определять тип склонения.
Работаем по первому пункту плана.
Наблюдая за окончаниями имен существительных при изменении по падежам ученые заметили, что есть три разных набора окончаний. Вот они и выделили три склонения имен существительных: 1, 2, 3.
Чтение второго пункта плана.
Узнать отчего зависит склонение предстоит вам.
Работа в группах. Прочитайте алгоритм. Из конверта возьмите карточки с заданием . Работая по алгоритму, выполняем задание. Договоритесь кто будет выступать от группы.
- Укажи род.
- Выдели окончания
- Выбери слова подходящие к данной схеме.
- Поработай с алгоритмом и сделай вывод.
Вывод: Склонение имен существительных зависит от рода и окончания.
На карточках слова: олимпиада ,факел , медаль , кольцо, трасса, счастье, мишень, (олимпийская деревня), юноша, воля.
Вопросы к группам
Какие существительные относятся
- к первому склонению.
- ко второму склонению.
- к третьему склонению.
Отчего зависит склонение имен существительных?
Сделайте вывод по таблице. Какие имена сущ. Относятся к 1, 2, 3.скл.
Чтение правила стр. 13. учебник.
Отчего зависит склонение имен существительных.
Чему мы учимся сегодня на уроке (учимся определять тип склонения имен существительных).
Чтение предложения слайд № 12.
Вернемся к нашему предложению Слайд № 12 Теперь можете объяснить почему имен сущ. силе , выносливости разные окончания? (Разные склонения).
Физкультминутка
Упражнение для мышц спины и позвоночника.
- Встаньте прямо, ноги поставьте на ширину плеч. Оставьте руки вдоль туловища.
- Поднимайте руки вверх и делайте глубокий вздох.
- Опустите руки и сделайте выдох.
- Повторите упражнение 8-10 раз.
Чтение 3 пункта плана. Слайд №13
Используя алгоритм, определите склонение имен сущ.
Работа в парах упр. 183 (тетрадь с печатной основой) проговорите друг другу. Укажите склонение имен сущ.
Проверка у доски. Работает пара учеников.
Что вам помогло определить к какому склонению относятся данные имена существительные?
Самостоятельная работа.
Какие качества присуще спортсменам? Слайд № 14.
Определите тип склонения.
Отчего зависит склонение имен существительных. (от рода и падежа)
Слайд №15 Проверка с доской.
Кто не допустил ошибки. Встаньте.
У кого были ошибки? В каком слове? Как ты рассуждал?
Д.З. Правило стр.13. Выписать из словаря 10 имен существительных и определить тип склонения.
Какую цель мы ставили на уроке?
Что нового мы узнали о склонении имен существительных?
(тип склонения зависит от рода и окончания)
Рефлексия. Слайд № 15.
Перед вами один из главных символов олимпиады.
Факел. (красный цвет)
- Кто не допустил ошибки в самостоятельной работе и у кого не осталось вопросов по теме закрашивает высокое пламя у факела.
- Кто допустил ошибки в с. р. но сам их исправил и разобрался во всем закрашивает среднюю часть пламени.
- Кто допустил ошибки и не разобрался до конца в теме урока закрашивает маленькую часть пламени.
Под звуки сочинской олимпиады приглашаются ученики, занимающиеся спортом. Это наша олимпийская надежда.