В период развития современного общества возникла острая необходимость подготовки образованных, культурно грамотных, толерантных людей, способных использовать иностранный язык в разнообразных ситуациях межкультурного общения. Обучение иностранному языку должно способствовать развитию у учащихся творческой самостоятельности, умения представлять свою страну и культуру, точнее понимать окружающий мир и быть понятым им. Сейчас, когда английский язык приобрел статус языка глобального общения, человек, выходящий на уровень международного общения, должен уметь выражать свои мысли на английском языке. Таким образом, коммуникация выходит на самое важное место и нуждается в мотивации. Всем понятно, что нельзя заставить человека общаться на иностранном языке. Нужно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым, чтобы ребенок захотел говорить на иностранном языке не для получения хорошей оценки, а потому что для него коммуникация стала потребностью. При этом одной из важнейших задач является преодоление психологического барьера и комплекса внутренней зажатости. Главной задачей учителя является превращение каждого ученика из пассивного созерцателя в активного творческого участника процесса. Для реализации этой задачи стоит использовать на уроках английского языка элементы театрализации, драматизации, инсценировки. Постепенно учитель стремится расширить рамки урока, и возникает идея создания системы внеклассных мероприятий.
В МБОУ Гимназия г. Обнинска проведение межкультурных внеклассных занятий различного уровня является важной частью учебно-воспитательного процесса, которая позволяет повысить его эффективность, а также воспитывать мультикультурную личность. В течение ряда лет на кафедре иностранных языков сложилась творческая группа учителей (Албутова Н. И., Джусова Т. Н., Ильянцева Н. А.), уделяющих особое внимание эстетическому воспитанию и идее интеграции различных предметов гуманитарного цикла (английского, немецкого, французского языков, литературы, истории, музыки). Для нашей группы стало традицией проведение творческих конкурсов, в том числе фонетических, конкурсов перевода, поэтических, презентаций и проектов, англоязычных праздников, театрализованных представлений, заседаний дискуссионного клуба. Такие мероприятия дают учащимся возможность больше узнать о культурных традициях страны изучаемого языка, развить свои творческие способности, уметь сотрудничать с членами учебной группы, класса и параллели. Участие в подобных мероприятиях повышает мотивацию к изучению иностранных языков, помогает находить общий язык в общении со сверстниками из других стран, воспитывает толерантную личность. В итоге подбирается материал, полезный для формирования языковой компетенции и интересный по содержанию для выступления школьников.
Главным в своей работе мы считаем коллективное творчество детей, их инициативность и самостоятельность, сотрудничество с учителями, выступающими в роли помощников и координаторов, и деятельная помощь родителей.
Внеклассная работа в преподавании английского языка помогает решать ряд практических задач. У учащихся совершенствуются фонетические навыки и навыки аудирования; увеличивается активный и пассивный словарный запас; развиваются коммуникативные умения, совершенствуются навыки спонтанной речи. У детей расширяется кругозор, углубляются знания по гуманитарным предметам, их изучение приобретает практическую значимость, так как возникает необходимость использовать свои знания и умения в новой жизненной ситуации.
Приемы театрализации и драматизации на уроках и внеклассной работе по иностранным языкам используются многими преподавателями. Какие моменты являются ключевыми для нас?
Во-первых, в основу репертуара положен фонетический, лексический, грамматический, культуроведческий материал, соответствующий требованиям государственного стандарта преподавания английского языка. Во-вторых, мы стараемся привлечь максимально большое количество детей, пусть даже на незначительные роли. Это позволяет удовлетворить эмоциональные, интеллектуальные потребности, амбиции детей. В-третьих, авторами всех сценариев являются учителя нашей группы. Большинство стихотворных и прозаических текстов написаны с максимальным использованием аутентичных источников и учебно-методической литературы. В тех случаях, когда мы пользуемся готовыми сценариями из современного программного материала, они подвергаются значительной переработке, соответствующей языковой подготовке наших учеников, их интересам и увлечениям. Да и сами дети часто импровизируют, изменяют не только отдельные реплики, но и вставляют свои собственные сцены и музыкальные и танцевальные номера. Так, например, было при работе над спектаклем ChristmasCarol и литературно-музыкальной композицией, посвященной Роберту Бернсу.
Наша группа ведет активную внеклассную работу в течение 9 лет. Многие праздники и конкурсы стали хорошей традицией, которая поддерживается благодаря усилиям педагогов, школьников и их родителей. Так, для учащихся 5 классов в ноябре проводится Праздник Алфавита, в декабре – Рождественский фестиваль, в феврале – День Святого Валентина. Заканчивается учебный год большим поэтическим праздником. Для учащихся 6 классов традиционными стали Осенний карнавал, Рождественский песенный фестиваль, День Святого Валентина, фонетический конкурс и конкурс переводов. Для учащихся 7 и 8 классов к этому списку добавляются театрализованные постановки, литературно-музыкальные композиции, в постановке которых принимает участие главный режиссер школьного театра «Золушка» В. И. Упоров. Для учеников 9 – 11 классов особый интерес представляют тематические вечера, посвященные жизни и творчеству отдельных представителей английской и американской литературы. Огромным успехом пользовались литературно-музыкальные салоны, посвященные В. Шекспиру, Р. Бернсу, Ч. Диккенсу, Дж. Остин. На заседаниях дискуссионного клуба поднимаются вопросы, представляющие интерес для современной молодежи: Isit easytobe a teenager? Young People – Old Problems? Western Democracies. Are they Democratic? A High-Tech Life. ProsandCons.
Мы понимаем, что такая работа может быть эффективной лишь при соблюдении ряда условий. Прежде всего, необходима добровольность участия и сочетание творческой инициативы детей с направляющей деятельностью учителя. Необходима тщательная подготовка всех мероприятий. Тот факт, что в подготовке спектаклей и литературно-музыкальных композиций задействованы дети из нескольких классов и даже из разных параллелей, делает подготовку весьма трудоемким делом. Четкая организация здесь играет очень важную роль. Также необходима активность всех участников процесса. Ну и конечно, использование различных способов поощрения учащихся играет не последнюю роль в системе внеклассной работы.
Театрализация доставляет детям много радости. Соприкосновение с искусством сделает общение ученика с учителем ярким и запоминающимся. Можно выделить психологический аспект данного вида деятельности: занимаясь одним общим делом, учитель и его ученики становятся единомышленниками, а значит разрушается непонимание между учителем и учеником, создается атмосфера доверия, дети становятся свободнее, приобретают уверенность в себе. Кроме того, дети учатся работать в команде, терпимо относиться друг к другу, находить общий язык, формируется чувство взаимопомощи и ответственности за свою долю работы. Необходимо помнить, что ощущая атмосферу успеха, ребенок стремится к дальнейшей деятельности. Даже если языковая подготовка детей находится не на самом высоком уровне, важна сама мотивация, их желание участвовать в процессе творчества.
Участвуя в спектакле, дети слушают, слышат и понимают друг друга. А ведь аудирование - один из самых важных и сложных видов речевой деятельности. Именно поэтому мы полагаем, что любая дополнительная возможность в практике аудирования может быть полезна ученикам. Ведь сценическое действие помогает понять смысл происходящего, и в результате у зрителей развивается языковая догадка. После таких вечеров даже среднеуспевающие ученики приходят на уроки иностранного языка с большим желанием, а участники, видя положительный эффект реального применения своих знаний на практике, занимаются языком с большим интересом, а значит, и успешнее. Следует заметить, что удержать внимание детей в течение 40-50 минут - задача сложная. Поэтому мы считаем важным моментом использование музыки и песен. Музыка дает настрой спектаклю, а песни способствуют развитию у школьников чувства языка, помогают активизации лексики. Музыкальный ритм помогает легче усваивать грамматические структуры. Песни способствуют совершенствованию иноязычного произношения, развитию не только музыкального, но и фонематического слуха. Музыка, воздействуя на чувства и эмоции детей, служит в спектакле сильным психологическим побудителем.
Сцена приучает детей к четкой, правильно оформленной грамматически, интонационно, фонетически (ведь спектаклю предшествует большая серьезная работа над текстом) речи. Необходимо выделить следующие положительные моменты этого рода деятельности:
- обогащается и активизируется лексический запас;
- осваивается новый грамматический материал коммуникативным путем;
- корректируются произношение и интонация;
- улучшаются навыки аудирования;
- повышается языковая компетенция.
О положительных результатах проведенных внеклассных мероприятий свидетельствует неослабевающий интерес учащихся к изучению английского языка, заинтересованность в результатах общей работы, а также желание продемонстрировать свои таланты, индивидуальные достижения. Дети приобретают опыт публичных выступлений, учатся высказывать свою точку зрения, вести аргументированную дискуссию, работать в команде, использовать знания, умения и навыки по предмету для решения новых задач. Одним из положительных моментов мы хотели бы отметить приобретение учащимися навыков самооценки, умения анализировать ошибки свои и одноклассников.
Опыт проведения внеклассных мероприятий показывает, что трудности могут возникнуть прежде всего, если недостаточно сформированы коммуникативные навыки учащихся; отсутствует творческий союз учитель-ученик, ученик-группа-класс; отсутствует (или низкая) мотивация учащихся к изучению английского языка;отсутствует целенаправленная и спланированная работа в школе по интеграции учебного процесса.
Рассмотрим организацию внеклассного мероприятия как одну из форм реализации изученного материала. Например, литературно-музыкальная композицию. Ее цель - создать оптимальные условия для развития творческой личности, стимулировать интерес учащихся к изучению английского языка.
Задачи: мотивация учащихся в использовании знаний, умений и навыков, полученных ими при изучении различных тем, развитие творческого потенциала, развитие многоязычной личности.
Содержание
1. Подготовка мероприятия:
- постановка цели;
- определение степени участия каждого ученика (в постановке задействованы практически все учащиеся);
- определение даты проведения;
- написание сценария;
- подбор музыкального оформления, создание презентации, сопровождающей мероприятие (если есть необходимость);
- индивидуальные и групповые репетиции;
- оформление помещения;
2. Проведение мероприятия.
3. Подведение итогов. Анализ внеклассного мероприятия.
Анализ проведенной работы – залог успеха совместной деятельности педагогов и учеников. Для проведения объективного анализа используются следующие методы сбора информации:
- наблюдение
- обсуждение сильных и слабых сторон
- анкетирование учащихся
- отзывы гостей
- мнение творческой группы учителей
- обсуждение с учащимися успешных моментов и недостатков. В обсуждении принимают участие не только актеры, но и зрители, а также гости. Мы отмечаем наиболее удачные моменты, анализируем причины возникновения ошибок, корректируем процесс, чтобы в дальнейшем избежать повторения ошибок.
- написание отзывов в школьную газету «Большая перемена»
- подготовка фото- и видеоматериалов.
- обобщение накопленного опыта. Этот этап является завершающим звеном, результатом работы за год, когда подводятся итоги, награждаются победители конкурсов, самые активные участники мероприятий.
Таким образом, система внеклассных мероприятий, проводимая нашей группой, направлена на повышение интереса к изучаемому языку, расширяет знания учащихся об англоязычных странах, их культуре и традициях, развивает умение работать в команде, находить общий язык друг с другом и нести ответственность за свою работу. Детям доставляет немалое удовольствие участвовать во внеклассных мероприятиях по предмету, о чем свидетельствуют их отзывы в школьной газете.
Приложения включают:
- сценарий открытоговнеклассного мероприятия Литературно-музыкальная композиция для 8–9 классов «Любовь и бедность», посвященная жизни и творчеству Роберта Бернса (Приложение1, Приложение2)
- программа композиции, действующие лица и исполнители (Приложение5)
- положение о конкурсе выразительного чтения (Приложение3)
- образцы работ учащихся, опубликованные в ежегодном гимназическом сборнике «Путь к Парнасу» (Приложение4)
Список литературы:
- Английский язык 5 — 11 классы. Театрально-языковая деятельность (технология, сценарии спектаклей). Составители: Е. Л. Ерхова, С. В. Захаркина, Е. С Атаманчук. — Волгоград: Изд-во «Учитель», 2009.
- Р. Райт-Ковалева «Роберт Бернс», серия ЖЗЛ — Москва: изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая Гвардия», 1961.
- Интернет-ресурсы
- Радио-спектакль «Робин Гуд»
- Сборник текстов на английском языке для внеклассной работы Е. И. Шаргородская, М. Д. Хиль, И. С. Сорокина, — Ленинград: Учпедгиз, 1958.
- Стихи и пьесы для детей. Сборник на английском языке, составители К. А. Родкина и Т. А. Соловьева, — Москва: Просвещение, 1989.
- Журналы Speak Out.