Цель: развивать экологическую культуру, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Подготовительный этап:
- индивидуальная работа: заучивание стихов, выполнение рисунков о природе, изготовление поделок из природного материала;
- подборка пословиц, поговорок о природе на русском и английском языках;
- групповая работа: заучивание песен.
Оборудование:
- диск П.И. Чайковского «Времена года»;
- музыкальное оборудование;
- материал для вышивания.
Оформление:
- экологические плакаты;
- слова знаменитых людей о природе;
- макет Земли на доске;
- глобус.
Ход мероприятия
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Эпиграфом к нашему мероприятию я взяла строки замечательного писателя и большого любителя природы Михаила Пришвина: «Мы – хозяева нашей природы, и на для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
2013 год в России объявлен годом охраны окружающей среды, поэтому сегодня на нашем мероприятии мы узнаем какую роль играет человек в охране природы, в защите нашей хрупкой планеты.
Ученик:
«Берегите Землю, берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба.
Над пустыней тень от баобаба.
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите –
Берегите Землю, берегите!»
Воспитатель: Ребята! Если этот год объявлен годом охраны окружающей среды, значит, что-то с ней не так, значит, возникают проблемы, задачи, которые нужно решать не только нам, взрослым, но и вам, будущему нашего поколения, поэтому вам, вашим детям продолжать жизнь на нашей планете Земля. Скажите, ребята, а вы все помните свой день рождения?
Дети: Да!
Воспитатель: А знает ли кто-нибудь из вас день рождения нашей Земли?
Дети: ???
Воспитатель: День рождения нашей Земли 22 апреля!
Ученица:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг… (природа)
Ученик: Дорогие друзья! Настало время задуматься: выживут ли будущие поколения земли, смогут ли дети 21 века купаться в реке, море, гулять по лесу, вдыхать аромат цветов? За день на земле исчезает коло ста видов растений и животных, сокращается площадь леса на 15 млн. гектаров и превращаются в пыль миллиарды тонн почвы. Происходит это из-за…
Ученица: Из-за неправильного отношения человека к окружающей среде: браконьерство, осушение рек, болот, загрязнение водоемов, вырубка леса. Нарушается среда обитания животных и растений. Одни губят, а другие восстанавливают. На территории России организованы заповедные зоны, в том числе и у нас в Башкортостане. Их называют ЗАПОВЕДНИКАМИ. Заповедник – территория, в которой охраняются все растения и животные. Но есть еще, ребята, и ЗАКАЗНИКИ. В заказниках охраняются отдельные виды растений животных, которые находятся на грани исчезновения.
Ученик: Создана Красная книга, куда вписывают редкие и исчезающие виды животных и растений, нуждающиеся в защите и особом внимании. Красная книга – сигнал тревоги!
К великому сожалению, в ней существует Черная страница. На Черную страницу занесены исчезнувшие виды растений и животных. Например, бескрылая гагарка, странствующий голубь, горный перепел, тарпан.
Воспитатель: Ребята, самое красивое в нашей природе – это цветы. Послушайте, пожалуйста, стихотворение о бережном отношении к цветам.
Мы из цветов составляем букеты,
Подбирая цветок за цветком,
И душистое, свежее лето
В месте с ними приходит в наш дом.
Вы гордитесь красою наряда,
Светом солнечных дней залиты
Наши гости из школьного сада,
Наших парков и скверов цветы.
В сентябре вас по улицам в школы
Первоклассники чинно несут.
Ставят в вазы на стол новоселы,
Как подарок друзей берегут.
Мы давно вас считаем друзьями
Дети наших садов и полей,
Мы ухаживать будем за вами,
Чтоб на клумбах росли вы пышней.
Воспитатель: Послушайте стихотворение балкарского поэта К. Куликова «Не разоряйте птичьего гнезда».
Не разоряйте птичьего гнезда,
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойнее тогда, когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора –
Оно высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара,
Оно дарует все живое,
Не разоряйте птичьего гнезда!
Воспитатель: Ребята, мы учимся в лингвистической гимназии, поэтому должны показать свои знания о бережном отношении к природе и на английском языке.
Дети рассказывают пословицы и поговорки на английском языке с переводом:
- Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- Лес рубят, щепки летят.
- Льет, как из ведра.
- Утро вечера мудренее.
- У природы нет плохой погоды.
- Одна ласточка лета не делает.
- Птичке ветка дороже золотой клетки.
- Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
- Яблоко от яблони недалеко падает.
- Куда дерево клонилось, туда и повалилось
Воспитатель: А теперь загадки о природе, животных и птицах.
- Какая птица выводит птенцов дождь? (Лебедь)
- Какая рыба носит имя человека? (Карп)
- Какое дерево считают символом России? (Береза)
- Кто бежит ногами вперед? (Заяц)
- Какая бабочка «носит» военное звание? (Адмирал)
Воспитатель: А теперь, ребята, посмотрите на доску. Здесь вы видите нашу огромную планету, которую мы должны беречь и заботиться о ней. Видите, она пустая. Мы должны сегодня засадить нашу планету деревьями.
Дети под руководством руководителя творческого кружка вышивают цветными нитками деревья на макетах картона и прилепляют каждый свое дерево на макет планеты. К концу мероприятия на голубой планете 33 дерева. Это очень красиво!
Заключение: (учащиеся читают стихи об охране природы)
1 уч-ся:
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
2 уч-ся:
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не надо никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
3 уч-ся:
Эту истину знаю отроду
И ее никогда не таю.
Кто не любит родную природу,
Тот не любит отчизну свою.
4 уч-ся:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
5 уч-ся:
Берегите Землю, берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
6 уч-ся:
На камнях играющего краба.
Над пустыней тень от баобаба.
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Все вместе: Берегите Землю, берегите!
На протяжении всего мероприятия тихо звучит композиция П.И. Чайковского «Времена года».
В заключение дети все вместе поют песню С.Смирнова «Утро».
Использованная литература:
- Интернет-сайт «Внеклассная работа в школе».
- Высказывания великих людей о природе, бережном отношении к ней.
- Н.Ф. Дик «Веселые классные часы во 2-3-х классах».
- М.Ю. Женило «Театрализованные праздники» 4 класс.
- Журналы «Начальная школа», «Воспитание школьников».