Фольклорный праздник "Люблю березку русскую"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Создание условий для формирования представлений об историческом и культурном наследии нашей Родины.

Задачи:

  • Воспитывать ответственность за сохранение своей культуры.
  • Прививать любовь к родной природе, русским праздникам и традициям.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, творческое воображение, оригинальность мышления.
  • Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – пластилином.
  • Формировать представление о разнообразии цветов и оттенков.

Ход занятия

Зал поделен на четыре зоны, по временам года. Четверо детей символизируют Зиму, Весну, Лето, Осень. Мольберт с изображением ствола березы, нанесенный пластилином.

Вед.

От души признаться надо,
Что давно мы встречу ждем.
Вы своим приходом радость
Принесли в наш светлый дом.
Добро пожаловать! Рады видеть вас!

Дети входят в зал змейкой, под музыку, рассаживаются.

Вед.

Сяду рядышком на лавку,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадку –
Кто смышленей погляжу:

Стоит Алена: платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.
В белом сарафане стала на поляне,
Летели синицы, сели на косицы.
Что же это? (береза)

Издавна на Руси чествовали Березку, подарками ее оделяли, венки для нее завивали, вокруг нее хороводы водили, в песнях восхваляли, красавицей называли и веселый пир устраивали. Ребята, расскажите, какими ласковыми словами называли березку!

Реб.

Наряд ее мягкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И сколько задумчивых песен
Поется в народе о ней.

Реб.

Ой, березка моя зелененькая,
Кудреватая, веселенькая.
Близ тебя, Березонька,-
Трава шелковая.
Под, березонька,-
Вода ключевая.

Реб.

На тебе, Березонька,
Соловьи поют.
Вокруг тебя, Березонька,-
Красны девицы
Хоровод ведут.

Вед. Замечательные слова. Каждое время года по-своему украшает березку, добавляя свои краски. Вижу, в зале собрались вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень.

Зима.

Я Зима! Я лучше всех.
Ах, как хорош пушистый снег,
Летящий с высоты.
Он повисает на ветвях
Как белые цветы.

Весна.

Нет, я рисую лучше всех.
Я раскрываю почки.
Березку одеваю
В зеленые листочки.

Лето.

Нет, мои краски лучше тех,
И я рисую лучше всех!
Я лето красное с зорьками ясными.
Березку ярко наряжу,
Ленточки ей подарю.

Осень.

Лучше всех мои картины!
Я березку наряжу,
Золотом ее я одарю!

Вед. Что вы спорите, друзья? Каждое из вас по- своему прекрасно. И чтобы решить ваш спор, выполните мое задание! Вот вам, друзья, березка, пусть каждый из вас разрисует ее своими красками, а потом мы и решим, у кого лучше получилось. Ребята, помогите художникам-живописцам, выберите свое любимое время года.

(дети рассаживаются по зонам)

Первой к работе приступит Зима. А пока она будет трудиться, давайте вспомним, какие праздники празднуются в народе зимой?

Дети, которые своим любимым временем года выбрали Зиму, подходят к мольберту, отрывают небольшие кусочки пластилина соответствующего цвета, в данном случае, голубого, синего и белого, катают шарики и наносят их на ствол березы, изображенный заранее. Остальные дети в это время читают стихи, поют, играют.

Реб.

Этот праздник не простой,
Этот праздник святой.
Пришло Рождество,
Начинай торжество.

Реб.

Эй, спешите все сюда!
В гости Коляда пришла.
Будем мы шутить, кривляться,
Бегать, прыгать, забавляться.

Реб. К нам на Святки пришли колядки.

Вед. А что такое «святки»?

Реб.

Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.

Вед.

От Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки.
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Вспомним мы его у нас.

Я сейчас предлагаю вам игру –
Покататься с горки, как бывало в старину.
Самых смелых приглашаю я ребят,
Ну-ка, встаньте все в потешный ряд.

Игра «Катание с горки»

А теперь руку дай скорее, друг!
Ждем вас всех в веселый круг!

Игра «Ищи!»

Пока мы с вами веселились, Зима закончила свою работу. Правда, красив зимний наряд. А теперь настал черед Весны. Какие же цвета подарит Весна? Прежде чем вспомнить праздники, которые отмечают весной, давайте позовем солнышко.

Дети, выбравшие Весну, приступают к работе, беря пластилин зеленого и желтого цветов.

Реб.

Ой ты, солнышко-колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поле бежать,
Нам весну встречать!

(дети повторяют закличку, появляется солнышко)

Вед. Солнышко появилось, пора и о праздниках вспомнить.

Реб.

Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горках катаемся
Блинами объедаемся.

Реб.

Вот блинчики-блины!
Во печах испечены,
И сочные и молочные,
И крупчатые и рассыпчатые.

Песня «Блины»обр. А. Абрамского

Игра «Карусель»

Вед. Посмотрите, какая красивая картина получилась у Весны, какие тонкие и нежные цвета: желтый, нежно зеленый. Весна пришла, солнышком пригрела, теплым ветром обвеяла и проснулась наша красавица.

Вот пришел черед Лета. Березка оглянулась, листочками обернулась, сережками украсилась, к празднику приготовилась. Святая Троица – праздник русской березки. Станемте, девицы, в круг, песню споем, хоровод заведем, косицы ей заплетем. А Лето пока притупит к работе.

Лето добавляет красный, голубой, ярко зеленый цвет.

Хоровод « Березка белая»Муз. и сл. Г Вихаревой

Вед. Рассмотрим, картину. Как хороша! Ярко, радостно все кругом. Так и не отводила бы глаз от сочной зелени. А вы заметили, как меняется наша картина? Ну, вот и настал черед Осени.

У Осени свои краски – оранжевый, ярко желтый, красный, коричневый цвета.

Реб.

Народ собирается,-
Ярмарка открывается!
Мы по ярмарке ходили,
Всем подарки накупили.

Реб.

Вы матрешек возьмите,
На ладошку посадите,
Хорошенько рассмотрите
И сплясать для нас просите.

(выбегают 2 девочки в костюмах матрешек)

Матр.1

Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся.

Наши руки крендельком,
Щеки будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.

Матр.2

Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.

Песня «Матрешка»Муз. и сл. В. Синицына

Вед.

Становитесь в ряд,
Выбирайте все подряд:
Дудки и хлопушки,
Бубны, побреякушки!
Красиво, приятно,
Для детей занятно!

Реб.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки.
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные!

Оркестр «Вариации на тему русск. нар. песен»

обр. Л. Осмоловской

Вед. Вот и закончилась наша работа над картиной. Каждое время года добавляло свои краски, а что будет, если я все эти краски смешаю? И стало понятно, что каждое время года хорошо по- своему. И художникам-живописцам спорить не о чем. Пусть каждый из них рисует картины в свой черед, а мы будем смотреть и любоваться.

Вокруг березки мы ходили,
Вокруг беленькой ходили.
Мы березку нарядили,
Бело-кудрявую одарили.

Одарили Березку алой ленточкой,
Зеленой веточкой;
А еще золотым платком,
Да лазуревым венком.

Завивайся ты, береза,
Завивайся ты, кудрявая!

Под музыку обходят березку, и уходят.