Цель: Создание условий для формирования представлений об историческом и культурном наследии нашей Родины.
Задачи:
- Воспитывать ответственность за сохранение своей культуры.
- Прививать любовь к родной природе, русским праздникам и традициям.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, творческое воображение, оригинальность мышления.
- Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – пластилином.
- Формировать представление о разнообразии цветов и оттенков.
Ход занятия
Зал поделен на четыре зоны, по временам года. Четверо детей символизируют Зиму, Весну, Лето, Осень. Мольберт с изображением ствола березы, нанесенный пластилином.
Вед.
От души признаться надо,
Что давно мы встречу ждем.
Вы своим приходом радость
Принесли в наш светлый дом.
Добро пожаловать! Рады видеть вас!
Дети входят в зал змейкой, под музыку, рассаживаются.
Вед.
Сяду рядышком на лавку,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадку –
Кто смышленей погляжу:
Стоит Алена: платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.
В белом сарафане стала на поляне,
Летели синицы, сели на косицы.
Что же это? (береза)
Издавна на Руси чествовали Березку, подарками ее оделяли, венки для нее завивали, вокруг нее хороводы водили, в песнях восхваляли, красавицей называли и веселый пир устраивали. Ребята, расскажите, какими ласковыми словами называли березку!
Реб.
Наряд ее мягкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И сколько задумчивых песен
Поется в народе о ней.
Реб.
Ой, березка моя зелененькая,
Кудреватая, веселенькая.
Близ тебя, Березонька,-
Трава шелковая.
Под, березонька,-
Вода ключевая.
Реб.
На тебе, Березонька,
Соловьи поют.
Вокруг тебя, Березонька,-
Красны девицы
Хоровод ведут.
Вед. Замечательные слова. Каждое время года по-своему украшает березку, добавляя свои краски. Вижу, в зале собрались вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень.
Зима.
Я Зима! Я лучше всех.
Ах, как хорош пушистый снег,
Летящий с высоты.
Он повисает на ветвях
Как белые цветы.
Весна.
Нет, я рисую лучше всех.
Я раскрываю почки.
Березку одеваю
В зеленые листочки.
Лето.
Нет, мои краски лучше тех,
И я рисую лучше всех!
Я лето красное с зорьками ясными.
Березку ярко наряжу,
Ленточки ей подарю.
Осень.
Лучше всех мои картины!
Я березку наряжу,
Золотом ее я одарю!
Вед. Что вы спорите, друзья? Каждое из вас по- своему прекрасно. И чтобы решить ваш спор, выполните мое задание! Вот вам, друзья, березка, пусть каждый из вас разрисует ее своими красками, а потом мы и решим, у кого лучше получилось. Ребята, помогите художникам-живописцам, выберите свое любимое время года.
(дети рассаживаются по зонам)
Первой к работе приступит Зима. А пока она будет трудиться, давайте вспомним, какие праздники празднуются в народе зимой?
Дети, которые своим любимым временем года выбрали Зиму, подходят к мольберту, отрывают небольшие кусочки пластилина соответствующего цвета, в данном случае, голубого, синего и белого, катают шарики и наносят их на ствол березы, изображенный заранее. Остальные дети в это время читают стихи, поют, играют.
Реб.
Этот праздник не простой,
Этот праздник святой.
Пришло Рождество,
Начинай торжество.
Реб.
Эй, спешите все сюда!
В гости Коляда пришла.
Будем мы шутить, кривляться,
Бегать, прыгать, забавляться.
Реб. К нам на Святки пришли колядки.
Вед. А что такое «святки»?
Реб.
Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
Вед.
От Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки.
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Вспомним мы его у нас.
Я сейчас предлагаю вам игру –
Покататься с горки, как бывало в старину.
Самых смелых приглашаю я ребят,
Ну-ка, встаньте все в потешный ряд.
Игра «Катание с горки»
А теперь руку дай скорее, друг!
Ждем вас всех в веселый круг!
Игра «Ищи!»
Пока мы с вами веселились, Зима закончила свою работу. Правда, красив зимний наряд. А теперь настал черед Весны. Какие же цвета подарит Весна? Прежде чем вспомнить праздники, которые отмечают весной, давайте позовем солнышко.
Дети, выбравшие Весну, приступают к работе, беря пластилин зеленого и желтого цветов.
Реб.
Ой ты, солнышко-колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поле бежать,
Нам весну встречать!
(дети повторяют закличку, появляется солнышко)
Вед. Солнышко появилось, пора и о праздниках вспомнить.
Реб.
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горках катаемся
Блинами объедаемся.
Реб.
Вот блинчики-блины!
Во печах испечены,
И сочные и молочные,
И крупчатые и рассыпчатые.
Песня «Блины»обр. А. Абрамского
Игра «Карусель»
Вед. Посмотрите, какая красивая картина получилась у Весны, какие тонкие и нежные цвета: желтый, нежно зеленый. Весна пришла, солнышком пригрела, теплым ветром обвеяла и проснулась наша красавица.
Вот пришел черед Лета. Березка оглянулась, листочками обернулась, сережками украсилась, к празднику приготовилась. Святая Троица – праздник русской березки. Станемте, девицы, в круг, песню споем, хоровод заведем, косицы ей заплетем. А Лето пока притупит к работе.
Лето добавляет красный, голубой, ярко зеленый цвет.
Хоровод « Березка белая»Муз. и сл. Г Вихаревой
Вед. Рассмотрим, картину. Как хороша! Ярко, радостно все кругом. Так и не отводила бы глаз от сочной зелени. А вы заметили, как меняется наша картина? Ну, вот и настал черед Осени.
У Осени свои краски – оранжевый, ярко желтый, красный, коричневый цвета.
Реб.
Народ собирается,-
Ярмарка открывается!
Мы по ярмарке ходили,
Всем подарки накупили.
Реб.
Вы матрешек возьмите,
На ладошку посадите,
Хорошенько рассмотрите
И сплясать для нас просите.
(выбегают 2 девочки в костюмах матрешек)
Матр.1
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся.
Наши руки крендельком,
Щеки будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Матр.2
Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.
Песня «Матрешка»Муз. и сл. В. Синицына
Вед.
Становитесь в ряд,
Выбирайте все подряд:
Дудки и хлопушки,
Бубны, побреякушки!
Красиво, приятно,
Для детей занятно!
Реб.
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки.
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные!
Оркестр «Вариации на тему русск. нар. песен»
обр. Л. Осмоловской
Вед. Вот и закончилась наша работа над картиной. Каждое время года добавляло свои краски, а что будет, если я все эти краски смешаю? И стало понятно, что каждое время года хорошо по- своему. И художникам-живописцам спорить не о чем. Пусть каждый из них рисует картины в свой черед, а мы будем смотреть и любоваться.
Вокруг березки мы ходили,
Вокруг беленькой ходили.
Мы березку нарядили,
Бело-кудрявую одарили.
Одарили Березку алой ленточкой,
Зеленой веточкой;
А еще золотым платком,
Да лазуревым венком.
Завивайся ты, береза,
Завивайся ты, кудрявая!
Под музыку обходят березку, и уходят.