Цели урока: составить таблицу умножения и деления на 4; рассмотреть особые случаи умножения на 1 и на 0; совершенствовать вычислительные навыки, развивать внимание и логическое мышление, воспитывать культуру общения.
Планируемые результаты обучения.
- Предметные: умеют применять знания в новых условиях.
- Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
- Познавательные: общеучебные – создание условий для составления и заучивания таблицы умножения и деления на 4; умение применять полученные математические знания для решения учебно-практических задач; логические – осуществление анализа частей задачи, решение задач.
- Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность действий, применять полученные математические знания для решения учебно-практических задач.
- Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию; выстраивать конструктивные способы взаимодействия с окружающими; соблюдать грамматические нормы устной речи.
- Личностные: имеют желание учиться; осознают необходимость самосовершенствования; оценивают свою активность в деятельности; осуществляют самоконтроль; сохраняют положительную мотивацию к учебе, к усвоению новых действий; проявляют старание в применении усвоенных знаний.
Ход урока
I. Организационн ый момент.
Встали, посмотрели друг на друга, улыбнулись.
Кто сегодня будет первым?
Кто сегодня станет лучшим?
………ответ
Ребята, сейчас много говорят об Олимпиаде 2014г. в Сочи. Каждый спортсмен желает быть лучшим в своём виде спорта. Быть лучшими и первыми они учились со школьных лет. Сегодня мы будем выбирать лучших математиков на школьный конкурс. Вы знаете, что эта неделя объявлена неделей математики. Как олимпийцы готовятся к соревнованиям, так и мы сегодня узнаем, кто будет участвовать в математическом конкурсе от класса.
Отправляемся в путь на этом паруснике и пожелаем себе лёгкого плавания и попутного ветра.
II. Актуализация опорных знаний.
1) 2 уч-ся пойдут к доске: 1 - №9,21 уч.
2 – (100-67)+15, 74+(8+18)
2) Все остальные: Блиц-турнир
Сколько вершин у треугольника?
Как называются числа при сложении?
Как называют число, которое вычитают?
Что нужно сделать, чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
Как называется результат, полученный при сложении?
Что такое радиус?
Как называется фигура, имеющая начало, но не имеющая конца?
Какое самое большое однозначное число? двузначное?
Как называется четырехугольник, у которого все стороны равны?
Что такое периметр?
Увеличь 7 на 8
Отними от самого большого двузначного числа самое большое однозначное.
- проверка работы уч-ся у доски.
3) Работа в парах. Повторение таблицы на 3. (2 мин)
Громко не разговаривать, чтобы не мешать другим.
Говорить так, чтобы слышал твой сосед.
Договориться об очередности.
Поблагодарить в конце товарища за совместную работу.
4) работа по карточкам двух уровней.
1 уровень
3 * 4 = | 3 * 3 = |
3 * 6 = | 3 * 5 = |
21 : 3 = | 9 : 3 = |
12 : 3 = | 24 : 3 = |
2 уровень
2 * 6 = |
3 * 3 = |
2 * 9 = |
3 * 5 = |
21 : 3 = |
3 : 1 = |
8 : 2 = |
16 : 2 = |
5) Самопроверка. Сверьте свои ответы с ответами на доске: 12,18,7,4,9,15,3,8 . сдайте карточки.
Записать число, классная работа, чистописание
III. Выявление места и причины затруднения.
Раздели данные выражения на две группы
4+2+3+1=
17+13+4+4+4=
4+4+4+4+4=
9+6+6+6=
5+5+5+5=
1+2+3+4+4+1=
8+8+8+8+8+8+8+8=
Почему выражения из третьей, пятой и седьмой строчек объединили в одну группу?
Найдите значение последнего выражения, работая в паре.
С каким затруднением встретились? (очень долго считать)
Какая проблема стала?
Когда нам в жизни приходится складывать несколько раз одни и те же числа? (когда покупаем несколько одинаковых предметов)
Какая будет цель? (Как решить проблему?)
- Облегчить задачу.
IV. Сообщение темы урока.
Тема урока: Умножение числа 4 и деление на 4. (запишите)
V. Изучение нового материала.
1) Стр.117 учебника – Рассмотрите рисунок в учебнике. Сколько машин
отремонтировали Волк и Заяц?
– Сколько колес у каждой машины?
– Сколько колес у всех машин?
Как узнать?
(можно снова долго складывать, прибавляя к каждому полученному числу по 4, как это сделал Волк. А можно сделать, как Заяц)
Как можно решить данную проблему легче и быстрее? (Выучить таблицу умножения)
Что такое умножение?
(Это умное сложение
Ведь умней умножить раз,
Чем слагать всё целый час.)
Что показывает первое число при умножении?
Что показывает второе число?
Что такое умножение? (замена суммы одинаковых чисел)
VI. Закрепление
№3 с.118 уч. С записью в тетрадь комментировано. Посмотрите только на ответы таблицы, что заметили? Почему?
2) Замените сложение умножением в 3 и 5 строчках. Что заметили? Почему результат одинаковый? (умножать можно в любом порядке)
№4 с.118 уч. С записью в тетрадь , выводы.
№ 5 с. 118 уч. С записью в тетрадь , выводы.
Вывод: если нуль умножить на любое число или любое число умножить на нуль, то в результате умножения получим нуль.
Если единицу умножить на какое-нибудь число или это число умножить на единицу, то получим это же число.
Физкультминутка
под песню «Дважды два-четыре»,
Упражнения для глаз
3) Сюжетно-ролевая игра «Магазин» (учитель – продавец, уч-ся – покупатели)
Маша пришла в магазин и купила 8 воздушных шаров по 4 рубля за каждый шарик. Сколько денег она должна заплатить? (32р.) как записать решение? 4*8=32р.
Маша решила раздать шары своим четырем друзьям. Сколько шаров получит каждый?
(раздает по одному) запись 8:4=2(ш)
Прочитаем правило в учебнике с. 121
Используя таблицу умножения на 4, выполним деление № 14 с.120 уч. 1 столбик. (деление связано с умножением, если произведение разделить на один множитель, то получится другой множитель)
4) работа в группах. Составить задачи на умножение числа 4 или на деление. Выступление
VII. Повторение пройденного материала.
1. Работа по учебнику.
Задание № 32 (с. 123).
При разборе данного задания учитель использует карточку-помощницу. С опорой на «машину» дети легко находят способ решения задачи.
12 : 3 = 4.
Ответ: 4.
Задание № 33 (с. 123).
5 · 3 = 15.
Ответ: 15.
– Что значит «треть числа»?
Задание № 35 (с. 123).
– Прочитайте задачу.
– Что известно? Что требуется узнать?
– Запишите кратко условие задачи и решите ее.
Запись:
Черной – 12 к.
Красной – ? к.
Всего: – 20 к.
Решение:
20 – 12 = 8 (к.) – посадили красной смородины.
Ответ: 8 кустов.
2. Работа в печатной тетради № 1.
Задание №5 с.46.
Запись: | 4 · 7 = 28 | 6 · 4 = 24 |
7 · 4 = 28 | 4 · 6 = 24 | |
28 : 7 = 4 | 24 : 6 = 4 | |
28 : 4 = 7 | 24 : 4 = 6 |
VIII. Итог урока.
Давайте прочитаем и попробуем продолжить предложения
- Я вспомнил…
- Я узнал…
- Я научился…
Рефлексия. Оцените свою работу на уроке, написав в тетради на полях цифру
- хорошо, но могу лучше
- пока испытываю трудности
- хочу знать больше
Как вы думаете, что нужно сделать каждому из вас, чтобы достичь лучших результатов?
Самыми активными на уроке были….
Участниками команды от класса:
Домашнее задание: таблица на 4 (с.119 учебник); № 1,2 с.45(рабочая тетрадь).