Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к воспитанию гражданской позиции детей дошкольного возраста. Национальная доктрина образования Российской Федерации подчеркивает, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Закон Российской Федерации “Об образовании” выделяет приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности. Призывает воспитывать в детях гражданственность, трудолюбие, любовь к окружающей природе, Родине, семье Закон определяет содержание образования, которое должно обеспечивать: интеграцию личности в национальную культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и целенаправленного на совершенствование этого общества. В соответствии с Федеральным Законом “Об образовании” (в редакции Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2013 года № 1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный номер 30384) утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Согласно законодательному документу образовательный процесс в настоящее время носит открытый характер и строится на основе сотрудничества семьями воспитанников посредством вовлечения их в образовательную деятельность.
Анализ нашей педагогической практики выявил проблему недостаточно сформированного у детей шестого года жизни представления о своей малой Родине и низкого уровня проявления гражданской позиции у родителей воспитанников. Решить данную проблему нам позволил педагогический проект “Родной город в дымке истории и наших дней” (автор Е.Г. Авдонина), составленный на основе “Программы социального развития детей дошкольного возраста” (авт. Л.В. Коломийченко) и Программы формирования психолого-педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста” (О.В. Огнуева., Л.В. Коломийченко). Благодаря реализации данного проекта в течение года нам удалось сформировать представления детей о родном крае, воспитать чувство патриотизма, построить более тесный контакт с родителями воспитанников.
Цель проекта – создание условий для формирования интереса, любви к малой Родине у детей шестого года жизни в процессе знакомства с историей города Новоуральска, при непосредственном взаимодействии с родителями воспитанников.
Задачи проекта:
– изучить исходный уровень первоначальных представлений детей шестого года жизни
о родном городе, его названии, достопримечательностях
– изучить исходный уровень педагогической компетентности родителей
воспитанников;
– подобрать разнообразные оптимальные средства взаимодействия с детьми шестого
года жизни и семьями воспитанников.
В основу проекта были положены следующие принципы, заложенные в Федеральном
государственном образовательном стандарте дошкольного образования и “Программе
формирования психолого-педагогической компетентности родителей по социальному
развитию детей дошкольного возраста” (О.В. Огнуева., Л.В. Коломийченко):
– приобщать детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
– формировать познавательные интересы и познавательные действия ребенка в
различных видах деятельности;
– находиться в партнерской позиции с родителями;
– показывать родителям свое положительное отношение к ребенку;
– вести конструктивный диалог с родителями.
В процессе моделирования проекта нами были выделены следующие этапы:
Первый этап: Анализ исходного состояния проектируемого объекта, направленный на выявление факторов и особенностей, влияющих на его развитие.
На основе критериев выделенных в “Программе социального развития детей дошкольного возраста” (авт. Л.В. Коломийченко) мы выделили три уровня показателей развития детей:
Высокий уровень характеризуется наличием у ребенка устойчивого интереса к окружающему миру и представлением его о родном городе, соответствующем норме.
Средний уровень характеризуется наличием у ребенка неустойчивого представления об окружающем мире и представлением о родном городе, соответствующем норме.
Низкий уровень характеризуется слабым или отсутствующим интересом к окружающему миру и уровнем представления о родном городе не соответствующем возрасту.
Через различные методы (анкетирование, тестирование, интервьюирование, опрос, наблюдение), а так же на основе критериев, выделенных в “Программе формирования психолого-педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста” (мотивационно-потребностного, когнитивного и поведенческого) выделили три уровня сформированности педагогической компетентности родителей:
Высокий уровень характеризуется высокой степенью результативности, мобильностью психолого-педагогических знаний. Присутствием рефлексии, эмпатии. Пониманием личности ребенка, его действий и поступков. Проявлением творческой активности, способствующей продуктивному решению воспитательных задач;
Средний уровень характеризуется устойчивым целостным отношением к воспитательной деятельности. Успешным решением конструктивно-педагогических задач, предполагающих целеполагание и планирование воспитательных действий, прогнозирование их последствий. Ограниченной творческой активностью. Отсутствием инициативы в поиске новых форм психолого-педагогического образования.
Низкий уровень компетентности характеризуется неустойчивым отношением родителей к воспитательной реальности. Отсутствием системы знаний и готовности к их использованию в необходимых жизненных ситуациях. Построением воспитательной деятельности по заранее отработанным схемам, которые становятся стабильным алгоритмом. Отсутствием новизны и творчества в решении проблемных ситуаций. Нежеланием пополнять свои психолого-педагогические знания.
Благодаря данной градации нам удалось распределить родителей воспитанников по уровням сформированности их педагогической компетентности, а так же выявить процентное соотношение воспитанников с низким уровнем показателей развития. Результаты были следующими: 20% родителей изначально имели низкий уровень сформированности педагогической компетентности. Лишь у 40 % родителей педагогическая компетентность была сформирована на высоком уровне. У 45 % детей уровень развития был низкий.
Второй этап реализации проекта, направлен на определение направлений дальнейшей деятельности, в рамках которой были сформированы следующие цели и задачи:
Цель взаимодействия с родителями воспитанников – совершенствовать взаимоотношения в семье с детьми; предлагать родителям с высоким уровнем педагогической компетентности в вопросах патриотического воспитания, распространить свой опыт среди других родителей детского сада.
Задачи работы с детьми шестого года жизни:
– формировать первоначальные представления о родном городе, его названии,
главных улицах, его достопримечательностях, о необходимости поддержания чистоты
и порядка;
– воспитывать интерес к совместной работе, определять возможные методы решения
проблемы с помощью взрослых, а затем самостоятельно;
– способствовать развитию умения анализировать исторические факты, события и
действия людей для развития интеллектуальной инициативы;
– организовать совместную деятельность, обогащая словарный запас, развивая
выразительность речи;
– развивать творческие способности детей в процессе реализации проекта.
С помощью бесед и опросов на данном этапе были определены оптимальные формы взаимодействия с родителями и детьми шестого года жизни (проектная деятельность, наблюдения, беседы, детско-родительские мастерские, детско-родительские гостиные, совместные выставки и экскурсии, тренинги, круглые столы).
Третий этап, конструирование, представляет собой систематизацию комплекса средств для оптимальной реализации поставленной цели. На данном этапе нами были выделены два блока работы:
Первый блок: совместная деятельность с детьми шестого года жизни по формированию первичных представлений в области гражданско-правового воспитания. Мы пользовались такими формами работы, как: совместная деятельность с детьми (“Дома на нашей улице”, “Праздничный город”), беседы (“Мой город Новоуральск”), игры (“Городки”, “Горелки”), экскурсии (“Улицы города: необычное в обычном”, “Достопримечательности Новоуральска”), составление рассказов, разучивание песен о городе, организация конкурсов чтецов, наблюдение за работой по благоустройству и уборке улиц.
Второй блок: взаимодействие с родителями по повышению уровня педагогической компетентности в вопросах патриотического воспитания. Содержание блока включало в себя такие формы работы, как: семейные проекты, каллажи, фотовыставки (“Я гуляю по улицам родного города”), родительские встречи (“А знаете ли вы?”, “Маленький город – большая история”), выставки детско-родительских работ (“Мой город будущего”), публичная защита детский исследовательских проектов (“Ольховка”, “Бунарка”, “Почему не гаснет Вечный огонь?”). Для формирования у родителей установки на эмоционально-положительные отношения с детьми были направлены детско-родительские мастерские (“Наш город мечты”, “Чем я украшу свой город?”). На организацию внутрисемейного взаимодействия и досуга направлены такие формы работы, как семейные праздники (“Папа, мама, я – дружная семья”, “Осинины”), практикумы для родителей (“Чем заняться с ребенком в отпуске?”, “Игры во время похода”). Целенаправленная работа, по включению родителей в образовательный процесс, позволила 75% семей принять участие в конкурсах городского уровня (городской конкурс детского творчества “Зовут тебя Россиею – единственной зовут” (2013 г.); арт-проект “Я живу в Атомграде”, конкурс “Изобразительное творчество” (2012 г.); городская акция “Подарок ветерану” (2011–2013 г.г.); городская выставка-конкурс детского рисунка “Любимый Новоуральск глазами детей”, посвященный 60-летию города Новоуральска и 65-летию Уральского электрохимического комбината (2014 г.).
Четвертый этап реализации проекта, итоговый, дал возможность оценить полученные результаты. Повторное диагностирование детей группы, позволило выявить конечный уровень развития детей. Количество детей с низким уровнем развития уменьшилось с 45% до 10%. В группе риска остались дети, которые недавно приехали в город. У них слабый или отсутствует интерес к окружающему миру, они не могут составить небольшой рассказ о городе, не могут выразить свое отношение к окружающему. В повседневной деятельности, не проявляет желание участвовать в общественно полезном труде, не всегда проявляют бережное отношение к природе и рукотворному миру. Численный состав воспитанников, имеющих устойчивый интерес к окружающему миру, увеличилось с 5 до 15 человек. Их уровень представлений о родном городе соответствует возрасту, они знают, как нужно заботятся о родном городе, с удовольствием участвует в общественно-полезном труде, проявляет бережное отношение к природе и рукотворному миру. Улучшился качественный показатель формирования интегративных качеств: дети стали любознательные, активные. Они интересуются новым, задают вопросы взрослому, проявляют больше самостоятельности в различных видах детской деятельности, в случаях затруднения обращаются за помощью к взрослому. У дошкольников расширилось представление о родном городе, его достопримечательностях; появилось чувство гордости за Урал, за свой родной город, за героев, чьи имена чтят и помнят новоуральцы; обогатился словарный запас, возросли творческие, интеллектуальные способности; могут рассказать об истории родного города, принадлежности к нему, инсценировать сказки, легенды.
Уровень сформированности педагогической компетентности родителей воспитанников, по сравнению с начальным этапом реализации проекта, значительно возрос: количество родителей с низким уровнем сформированности педагогической компетентности снизилось с 20% до 5%, со среднем уровнем с 40% до 10%, численный состав родителей с высоким уровнем сформированности педагогической компетентности увеличился с 8 до 17 человек. Улучшился и качественный показатель совершенствования взаимодействия с семьями воспитанников. Если на начало апробации проекта родители не активно выступали в качестве участников предлагаемых родительских встреч и тренингов, то в процессе реализации проекта выяснилось, что он вызывает у них позитивный интерес, желание активно участвовать в мероприятиях. Родители осознали полностью цель и задачи воспитательного процесса в семье, начали понимать значимость психолого-педагогических знаний, признали собственную готовность к решению проблемных ситуаций в семье.
Реализация данного проекта, при непосредственном взаимодействии с родителями, помогла нам создать условия для формирования интереса, любви к родному городу у детей шестого года жизни в процессе знакомства с историей города Новоуральска. Мы достигли значительных успехов в приобщении родителей к патриотическому воспитанию не только в детском саду, но и в семье. Нам так же удалось сформировать интегративные качества ребенка, являющиеся планируемыми итоговыми результатами освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Старшие дошкольники к концу апробации проект овладели средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Дети стали эмоционально отзывчивыми, адекватно использовали вербальные и невербальные средства общения, владели диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривались, обменивались предметами, распределяли действия при сотрудничестве). Дети стали способными изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации.
Процесс воспитания патриотических чувств через ознакомление с родным городом длительный. И, чем раньше он начнется, тем лучше. Мы убедились, что, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, необходимо строить свою работу в соответствии с индивидуальными особенностями детей группы. Особое значение приобретает партнерское взаимодействие с родителями. Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать интерес и любовь к близким людям, к родному краю.
Список литературы:
- Лампман В.Е. “Лаборатория педагогического мастерства” Волгоград Издательство “Учитель”, 2012.
- Колобанова А.И. Проект “Герои дней воинской славы” Волгоград Издательство “Учитель”, 2013.
- “Гражданственность как интегрированное качество личности”/Текст/ Дошкольное воспитание.– 2005.– № 5.
- “Любить малую Родину”/Текст/ Дошкольное воспитание. – 2005. – № 10.
- “Проектная модель гражданского воспитания”/Текст/Дошкольное воспитание.– 2005.– № 5.
- “Что мы Родиной зовем?”/Текст/ Дошкольное воспитание. – 2005. – № 3.