Пояснительная записка
Программа курса “Психология. Уроки выбора профессии” (УВП) для учащихся 9 классов составлена педагогами-психологами МБОУ гимназия г. Советский Подоксеновой И. В., Жутиковой Л. С. на основе программы предпрофильной подготовки “Психология и выбор профессии” Г. Резапкиной. Данный курс соотносится с ранее составленной “Программой профессионального самоопределения для учащихся 1–11 классов” в блоке “Уроки выбора профессии” для учащихся 9-х классов и обеспечивает систему профориентационной работы в МБОУ гимназии.
Данная Программа рассчитана на 35 часов в год (один раз в неделю) продолжительностью 40–45 минут.
Курс психологии “Уроки выбора профессии” может преподаваться как обязательный предмет или составлять вариативную часть типового учебного плана гимназии. Четкое структурирование материала, поурочное планирование облегчает использование курса в качестве обычного предмета и введение его в учебное расписание с тем, чтобы психологическое просвещение могло коснуться как можно большего количества старшеклассников.
Проблема выбора профессии всегда актуальна для старшеклассников. Изменения в обществе ведут к появлению множества новых профессий, о которых школьники не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения, меняются требования, предъявляемые к личности работающего. Данная программа способствует активизации процесса самопознания, позволяет учащимся сориентироваться в профессиях и специальностях, помогает в выборе деятельности, которая приведет к удовлетворению их потребностей, а так же реализации применительно к способностям, склонностям, личностным особенностям конкретной личности, помогает оценить свои возможности, уменьшить вероятность ошибок при выборе профессии.
В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных не только на изучение личности ребенка, но и на обеспечение его полноценного психологического развития.
Целью данного курса является формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению.
Задачи программы:
- определить интеллектуальные особенности школьников в разных областях науки; свойства темперамента; характерологические особенности личности; интересы, близкие к тому или иному виду деятельности и необходимые для конкретной профессии;
- выявить интересы и склонности учащихся на данном возрастном этапе;
- оказать им практическую помощь в осознании их личностных особенностей, возможностей, свойств нервной системы и выявлении профессиональной направленности учащихся;
- обеспечить их приемами и техниками по формированию и развитию психологических качеств;
- сформировать учебно-познавательные мотивы, развить их интеллектуальные и творческие возможности;
- расширить представления школьников о мире профессий.
Формы, методы работы:
- индивидуальные и групповые беседы,
- анкетирование,
- диагностические процедуры,
- ролевые и профориентационные игры,
- тренинг,
- развивающее занятие,
- консультирование (групповое, индивидуальное).
В ходе уроков реализуются четыре функции:
- диагностическая;
- конструирующая;
- рефлексивная;
- развивающая.
Применяемые инновационные технологии.
Междисциплинарные и творческие технологии продуктивного характера:
- Идеи деятельностного подхода (Дьюи Д., Давыдовва М.А.);
- Технология личностно-ориентированного подхода (Якиманская И.С.);
- Технология обучения в сотрудничестве;
- Информационно-коммуникационные технологии;
- Коммуникативно-когнитивные технологии;
- Технология оценочной деятельности – “портфолио” (психологический аспект –“Профориентационная карта”).
Предполагаемый результат: развитие у школьников готовности к профессиональному и личностному самоопределению.
Эффективность реализации программы отслеживается с помощью методики “Профессиональная готовность”.
Содержание предметных тем с распределением часов: 35 часов/год
Тема |
Количество часов |
Введение в курс “Психология. Уроки выбора профессии”. |
1 |
Стратегия выбора профессии. |
1 |
“Хочу”, “Могу”, “Надо”. |
1 |
Самооценка и уровень притязаний. |
1 |
Чувства и эмоции. |
1 |
Темперамент и профессия. |
1 |
Определение типа темперамента и его соотнесение с выбранной профессией. |
2 |
Характер и выбор профессии. |
1 |
Профессия и здоровье. |
1 |
Интересы и склонности в выборе профессии. |
1 |
Определение интересов и склонностей при выборе профессии. |
1 |
Формула профессии. |
1 |
Классификация профессий. |
1 |
Способности и профессиональная пригодность. |
1 |
Тип мышления и выбор профессии. |
1 |
Представления о себе и выборе профиля обучения. |
1 |
Профессиональная направленность личности |
2 |
Ошибки в выборе профессии. |
1 |
Профориентационная игра “Оптимисты и скептики”. |
1 |
Современный рынок труда. |
1 |
Пути получения профессии. |
1 |
Навыки самопрезентации. |
1 |
Способы эффективной самопрезентации. |
1 |
Как правильно написать резюме. |
1 |
Ролевая игра “Собеседование при приеме на работу”. |
1 |
Что я знаю о мире профессий. |
1 |
Презентация профессий. |
1 |
Турнир “Клуб знатоков профессий”. |
1 |
Профориентационная игра “В мире профессий”. |
2 |
Профориентационная игра “Профсоюз”. |
1 |
Определение уровня готовности к профессиональному самоопределению. |
1 |
Рефлексия. |
1 |
Формы контроля:
Специфика данного курса предполагает введение без оценочной системы. Определение эффективности занятий можно выявить с помощью диагностического обследования, рефлексивных работ: психологического автопортрета учащегося, сочинения на заданную тему, творческих работ и др., которые выполняются в Дневнике самопознания.
Литература
- Резапкина Г. В. Школьный психолог №14, 2006 г.
- Резапкина Г. В. “Я и моя профессия” Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. Москва, Генезис, 2000.
- Григорьева М. Р. Подросток в мире профессий: программы элективных курсов, материалы к занятиям. Волгоград: Учитель, 2009.
- Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии: Научно-популярное издание. – М.: Генезис, 2003.
- Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Ч. 1. Основы психологии: 10 кл.
- Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Ч 2. Психология общения: 11 кл.
- Кудряшов А. Ф. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск: Петроком, 1992.
- Резапкина Г. В. Комплектование профильных классов. Школьный психолог №2/ 2007.
- Толстик С. Турнир “Клуб знатоков профессий”. Школьный психолог №4/2007.
- Битянова М. Р. Практикум по игровым технологиям в работе с детьми и подростками. СПб., 2003.
- Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2006.
- Резапкина Г. В. Акцентуация и выбор профессии. Школьный психолог №20/2010.
- Резапкина Г. В. “Холланд + Климов = ?”. Школьный психолог №5/ 2007.
- Миронова Т.Н. Игра "Профлото"// Классный руководитель - 2000 - №6
- Смирнова Е.Е. На путик выбору профессии. - СПб.: КАРО, 2003 г.
- Шмидт В. Р., Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников 8-11 класс, - М.: ТЦ Сфера, 2005 г.