Программа к уроку "Психология. Уроки выбора профессии". 9-й класс

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 9


Пояснительная записка

Программа курса “Психология. Уроки выбора профессии” (УВП) для учащихся 9 классов составлена педагогами-психологами МБОУ гимназия г. Советский Подоксеновой И. В., Жутиковой Л. С. на основе программы предпрофильной подготовки “Психология и выбор профессии” Г. Резапкиной. Данный курс соотносится с ранее составленной “Программой профессионального самоопределения для учащихся 1–11 классов” в блоке “Уроки выбора профессии” для учащихся 9-х классов и обеспечивает систему профориентационной работы в МБОУ гимназии.

Данная Программа рассчитана на 35 часов в год (один раз в неделю) продолжительностью 40–45 минут.

Курс психологии “Уроки выбора профессии” может преподаваться как обязательный предмет или составлять вариативную часть типового учебного плана гимназии. Четкое структурирование материала, поурочное планирование облегчает использование курса в качестве обычного предмета и введение его в учебное расписание с тем, чтобы психологическое просвещение могло коснуться как можно большего количества старшеклассников.

Проблема выбора профессии всегда актуальна для старшеклассников. Изменения в обществе ведут к появлению множества новых профессий, о которых школьники не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения, меняются требования, предъявляемые к личности работающего. Данная программа способствует активизации процесса самопознания, позволяет учащимся сориентироваться в профессиях и специальностях, помогает в выборе деятельности, которая приведет к удовлетворению их потребностей, а так же реализации применительно к способностям, склонностям, личностным особенностям конкретной личности, помогает оценить свои возможности, уменьшить вероятность ошибок при выборе профессии.

В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных не только на изучение личности ребенка, но и на обеспечение его полноценного психологического развития.

Целью данного курса является формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

Задачи программы:

  • определить интеллектуальные особенности школьников в разных областях науки; свойства темперамента; характерологические особенности личности; интересы, близкие к тому или иному виду деятельности и необходимые для конкретной профессии;
  • выявить интересы и склонности учащихся на данном возрастном этапе;
  • оказать им практическую помощь в осознании их личностных особенностей, возможностей, свойств нервной системы и выявлении профессиональной направленности учащихся;
  • обеспечить их приемами и техниками по формированию и развитию психологических качеств;
  • сформировать учебно-познавательные мотивы, развить их интеллектуальные и творческие возможности;
  • расширить представления школьников о мире профессий.

Формы, методы работы:

  • индивидуальные и групповые беседы,
  • анкетирование,
  • диагностические процедуры,
  • ролевые и профориентационные игры,
  • тренинг,
  • развивающее занятие,
  • консультирование (групповое, индивидуальное).

В ходе уроков реализуются четыре функции:

  • диагностическая;
  • конструирующая;
  • рефлексивная;
  • развивающая.

Применяемые инновационные технологии.

Междисциплинарные и творческие технологии продуктивного характера:

  • Идеи деятельностного подхода (Дьюи Д., Давыдовва М.А.);
  • Технология личностно-ориентированного подхода (Якиманская И.С.);
  • Технология обучения в сотрудничестве;
  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Коммуникативно-когнитивные технологии;
  • Технология оценочной деятельности – “портфолио” (психологический аспект –“Профориентационная карта”).

Предполагаемый результат: развитие у школьников готовности к профессиональному и личностному самоопределению.

Эффективность реализации программы отслеживается с помощью методики “Профессиональная готовность”.

Содержание предметных тем с распределением часов: 35 часов/год

Тема

Количество часов

Введение в курс “Психология. Уроки выбора профессии”.

1

Стратегия выбора профессии.

1

“Хочу”, “Могу”, “Надо”.

1

Самооценка и уровень притязаний.

1

Чувства и эмоции.

1

Темперамент и профессия.

1

Определение типа темперамента и его соотнесение с выбранной профессией.

2

Характер и выбор профессии.

1

Профессия и здоровье.

1

Интересы и склонности в выборе профессии.

1

Определение интересов и склонностей при выборе профессии.

1

Формула профессии.

1

Классификация профессий.

1

Способности и профессиональная пригодность.

1

Тип мышления и выбор профессии.

1

Представления о себе и выборе профиля обучения.

1

Профессиональная направленность личности
(компьютерный диагностический комплекс “Профориентатор”).

2

Ошибки в выборе профессии.

1

Профориентационная игра “Оптимисты и скептики”.

1

Современный рынок труда.

1

Пути получения профессии.

1

Навыки самопрезентации.

1

Способы эффективной самопрезентации.

1

Как правильно написать резюме.

1

Ролевая игра “Собеседование при приеме на работу”.

1

Что я знаю о мире профессий.

1

Презентация профессий.

1

Турнир “Клуб знатоков профессий”.

1

Профориентационная игра “В мире профессий”.

2

Профориентационная игра “Профсоюз”.

1

Определение уровня готовности к профессиональному самоопределению.

1

Рефлексия.

1

Формы контроля:

Специфика данного курса предполагает введение без оценочной системы. Определение эффективности занятий можно выявить с помощью диагностического обследования, рефлексивных работ: психологического автопортрета учащегося, сочинения на заданную тему, творческих работ и др., которые выполняются в Дневнике самопознания.

Литература

  1. Резапкина Г. В. Школьный психолог №14, 2006 г.
  2. Резапкина Г. В. “Я и моя профессия” Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. Москва, Генезис, 2000.
  3. Григорьева М. Р. Подросток в мире профессий: программы элективных курсов, материалы к занятиям. Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии: Научно-популярное издание. – М.: Генезис, 2003.
  5. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Ч. 1. Основы психологии: 10 кл.
  6. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Ч 2. Психология общения: 11 кл.
  7. Кудряшов А. Ф. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск: Петроком, 1992.
  8. Резапкина Г. В. Комплектование профильных классов. Школьный психолог №2/ 2007.
  9. Толстик С. Турнир “Клуб знатоков профессий”. Школьный психолог №4/2007.
  10. Битянова М. Р. Практикум по игровым технологиям в работе с детьми и подростками. СПб., 2003.
  11. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2006.
  12. Резапкина Г. В. Акцентуация и выбор профессии. Школьный психолог №20/2010.
  13. Резапкина Г. В. “Холланд + Климов = ?”. Школьный психолог №5/ 2007.
  14. Миронова Т.Н. Игра "Профлото"// Классный руководитель - 2000 - №6
  15. Смирнова Е.Е. На путик выбору профессии. - СПб.: КАРО, 2003 г.
  16. Шмидт В. Р., Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников 8-11 класс, - М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

Приложение