Цикл тренинговых занятий на уроках психологии по теме "Дружба". 5-й класс

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 5


Цель занятий:

  • сплочение детского коллектива;
  • поддержание благоприятного внутригруппового климата в классе;
  • повышение самооценки детей;
  • развитие способности принимать друг друга.

Условия проведения занятий:

Цикл рассчитан на 3 занятия, продолжительность каждого занятия 40 минут, проводятся один раз в неделю. Количество участников от 8 до 14 человек. Каждое занятие обязательно включает в себя: ритуал приветствия, разминку, основную часть, рефлексию, заключительную часть.

На занятиях используются методические средства такие как: беседа, дискуссии, различные варианты психотехнических игр и упражнений, визуализация.
Цикл тренинговых занятий рассчитан на работу с учащимися 5-х классов.

Занятие 1.

Урок-путешествие в Страну Дружбы.

Цель:

  • установление добрых отношений в группе;
  • сплочение детского коллектива;
  • совершенствование навыков общения;

Задачи:

  • помочь детям определить понятие дружбы и настоящего друга;
  • помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе;

Материалы: Плакат с воздушным шаром, магнитофон, спокойная музыка.

Ход занятия

I. Приветствие.

– Здравствуйте, ребята! Я вас всех очень рада видеть. Сегодня я надеюсь, что мы проведём наш урок не только интересно, но и с пользой.

II. Разминка.

Упражнение “Ласковое имя”.

– Сейчас я предлагаю каждому из вас назвать ласково соседа, сидящего справа, который непременно должен поблагодарить говорящего, сказав “Спасибо!”.

III. Основная часть.

– Начать наш урок мне хотелось бы стихотворением В. Шекспира:

Настоящий друг везде
Верен, в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь – он спать не может,
И во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов.
Да, по действиям не сходны
Верный друг и льстец негодный.

Сегодня мы отправимся с вами в Страну Дружбы. В этой Стране были все, кто когда-нибудь дружил или дружит сейчас.

Сядьте поудобнее, закройте глаза. Я хочу пригласить вас в путешествие на воздушном шаре. Залезайте в корзину шара, устраивайтесь там, старайтесь не мешать друг другу. Крепко ухватитесь за плетёные борта кабины, чтобы не упасть. А теперь в путь. Путешествие начинается. (Включается тихая спокойная музыка.) Шар медленно поднимается в синее небо. Чувствуйте, как ветер овевает лицо? Здесь, высоко в небе, мы летим над разными странами, над лесами и полями. Вот на горизонте показалась Страна Дружбы. Шар медленно опускается. Постарайтесь мысленно увидеть эту страну, её жителей. Может быть, вы увидите там персонажей известных вам мультфильмов или фильмов, которых можно назвать настоящими друзьями. Видите? А может, вы видите там своих друзей? Рассмотрите их. Поприветствуйте их, поздоровайтесь за руку, можете даже обнять их от души. Ощутите атмосферу Страны Дружбы. Она тёплая и сердечная. В ней светит солнце, дует тёплый ветерок. А теперь мы возвращаемся на шар. Он поднимается в небо, мы машем жителям Страны Дружбы и летим назад в наш класс. Мы приземляемся. Выходим. Открываем Глаза.

– Какой вы увидели Страну Дружбы?
– Видели ли вы там своих друзей?

Ребята, у каждого из нас своё представление о том, что такое дружба и кто такой настоящий друг.

– Как вы для себя определяете, что такое дружба?
– Чем дружба отличается от приятельства?

(Происходит обсуждение, в ходе которого делаются выводы:

  • настоящая дружба может длиться долгие годы;
  • настоящий друг будет с тобой и в радости и в горе;
  • дружба – это отношения равных;
  • дружба требует преданности, доверия, общих интересов и ценностей;
  • дружба должна расти, а не стоять на месте.)

В Стране Дружбы живут, наверное, настоящие друзья . А кто такой настоящий друг?

Упражнение “Настоящий друг”.

Сейчас я попрошу каждого из вас, передавая мяч по кругу, закончить предложение: “Настоящий друг – это тот, кто ...”.

(Друг – это тот, кому мы верим, кто не предаст, не подведёт, способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои откровения.)

Почему именно эти качества вы считаете самыми важными в дружбе? (Ответы детей.)

Друзей не бывает много: хотя отношения могут быть добрыми и тёплыми со многими, но лишь некоторым мы доверяем свои проблемы и переживания. Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг – такой, которому можно доверить?

Вот на следующем уроке каждый из вас и познакомит нас со своим лучшим другом, расскажет коротко, почему именно этот человек является вашим настоящим другом.

IV. Рефлексия.

– Ребята, давайте оценим наш урок. Поставьте свою оценку: выкиньте на счёт три нужное количество пальцев одной руки.

Что было трудно выполнять?

Что было самым интересным?

V. Заключительная часть.

Игра “Дарю улыбку”.

– А с чего начинается дружба, вспомните припев песни из мультфильма? (“...дружба начинается с улыбки”.)

Сейчас мы все подарим друг другу улыбку. Молодцы! Всем спасибо!

Занятие 2.

“Мои друзья”

Цель:

  • сплочение детского коллектива;
  • поддержание благоприятного внутригруппового климата в классе;
  • повышение самооценки детей;
  • развитие способности принимать друг друга.

Задачи:

  • предоставить детям возможность рассказать о своём лучшем друге;
  • сформировать у учащихся представление об одноклассниках, как об интересных личностях, заслуживающих уважения.

Материалы: “Домики” с фотографиями, мяч.

Ход занятия

I. Приветствие.

– Здравствуйте ребята! Мне очень приятно видеть вас снова.

II. Разминка.

Игра “Комплимент”.

Дети говорят друг другу, передавая мяч, комплименты, например: “Мне нравится в тебе то, что ты добрый”.

III. Основная часть.

– Ребята, на прошлом уроке мы с вами летали в Страну Дружбы, вы определили для себя, что такое дружба, какого человека вы можете назвать настоящим другом и какие качества важны в дружбе. У каждого из вас в реальной жизни есть настоящий друг, поэтому сейчас я прошу желающих представить своего лучшего друга группе.

(Дети рассказывают о своих лучших друзьях.)

...Спасибо всем!

– В этом году вы все стали учениками средней школы. В классе появились новые ребята. И, наверное, каждый из вас хотел бы, чтобы у него были тёплые и добрые отношения со всеми одноклассниками.

Упражнение “Найди меня”.

– Сейчас я буду показывать принесённые вами “домики” с фотографиями, а вы должны определить, кто есть кто.

Упражнение “Мой Домик”.

– Ребята, возьмите свой “домик” и передайте его соседу справа, который должен будет на развороте “домика” написать положительные качества или что-нибудь хорошее тому человеку, который изображён на “домике”. Помните, что вы должны написать каждому из группы и только хорошее.

(В конце упражнения, каждый ребёнок должен высказаться, доволен ли он тем, что ему написали.)

IV. Рефлексия.

Что понравилось, обрадовало на сегодняшнем уроке?

Что было трудным?

V. Заключительная часть.

Упражнение “Дружеские объятия”.

– Попрощайтесь, пожалуйста, с тем, кто вам дорог, более тепло: обнимитесь как очень добрые друзья и скажите друг другу “спасибо”.

И мне хотелось бы сказать всем большое спасибо.

До свидания!

Занятие 3.

“Разрушитель дружбы”.

Цель: формирование в классе дружеских отношений, положительного психологического климата.

Задача: помочь детям осознать, какие качества могут разрушить дружбу.

Материалы: “Сказка о дружбе и её потере” И. В. Вачкова, клубок ниток, мяч.

Ход занятия

I. Приветствие.

– Здравствуйте, ребята! Я вновь рада встрече с Вами.

II. Разминка.

Упражнение “Что я люблю делать”.

– В школе мы все собираемся вместе, здесь нас ждут друзья, учителя. Каждый из Вас – интересная личность, достойная уважения, каждый вносит собственный вклад в наши отношения, в дела класса.

Передавая мяч по кругу, скажите каждый о том, что вы любите делать и что у вас хорошо получается.

Каждый ребенок высказывается.

III. Основная часть.

– На предыдущих уроках мы с Вами говорили о том, что же такое дружба, что важнее всего в дружбе, каждый из Вас рассказывал о своем лучшем друге. Сегодня мы с Вами попытаемся разобраться в том, что же может помешать дружбе, что может её разрушить. А поможет нам в этом “Сказка о дружбе и её потере” Игоря Викторовича Вачкова.

Сказка о дружбе и её потере (И. В. Вачков).

Жили-были два муравья Мур и Рум. Они были очень большими друзьями и превыше всего ценили свою дружбу. Однажды поспорили Мур и Рум с Майским Жуком, что не может быть на свете такой вещи, которая смогла бы разрушить их дружбу.
– Мы уверены – что бы ни случилось, наша дружба не может исчезнуть! – говорили муравьи. – Можешь, как угодно испытать нас, дружба останется несокрушимой.
– Вы хотите подвергнуть вашу дружбу испытанию? – спросил старый и мудрый Жук. – Стоит ли? Если вы потеряете вашу дружбу, восстановить ее будет очень сложно.
– Мы не боимся испытаний. Проверь нас! – настаивали муравьи. – А если наша дружба не выдержит, значит, она не нужна нам.

– Ну что же, хорошо. Но потом пеняйте только на себя, – сказал Майский Жук. – Пойдемте к Пчеле-Колдунье, и пусть она своим волшебством изменит что-то в вас. Посмотрим, устоит ли ваша дружба.

Отправились Мур и Рум к Пчеле и рассказали ей о своем желании доказать, что нет вещи, способной уничтожить их дружбу.

Подумала Пчела-Колдунья, пожужжала заклинанья, тихонько коснулась муравьев своим жалом и – они забыли язык, на котором общались.

Но ничуть не повредило это дружбе муравьев. Они сумели прекрасно обойтись без слов и быстро научились понимать друг друга.

Тогда Пчела-Колдунья вернула муравьям способность общаться на своем языке, но прожужжав новые заклинания и коснувшись друзей своим жалом, поселила в их душах злобу. “Теперь– то точно поссорятся!” – подумал Майский Жук. Но Мур и Рум излили свою ярость, переломав сухие травинки и палочки, и, освободившись от нее, обнялись снова.

Пчела избавила муравьев от злобных чувств, но сделала грубыми и лживыми их речи. Стали муравьи оскорблять друг друга, и уже, казалось, приходит конец их дружбе. Но друзьям удалось остановиться. Они сумели простить друг другу дерзкие и несправедливые слова, и дружба их устояла.

Растерялась, было, Пчела-Колдунья. Однако сняв заклятье грубости и обмана с муравьиных речей, попыталась еще раз: вызвала она у муравьев сильнейший страх перед миром. Долго Мур и Рум не решались вылезти из-под листочков, где прятались от всех окружающих опасностей и друг от друга. И все же вылезли они – и объединились: вдвоем не так страшно. И дружба победила страх.

Ничего не смогли поделать с муравьиной дружбой и жажда власти, вызванная в их сердцах Колдуньей, и горестные переживания волшебного происхождения.

Ничего больше не могла придумать Пчела-Колдунья. Тогда старый Майский Жук пошевелил задумчиво усами и сказал Пчеле:

– Одно только уничтожит их дружбу. Но сможешь ли ты, потом вернуть все, как было – вот что меня беспокоит!

Пошептались они о чем-то с Пчелой и высказали муравьям свои сомнения в необходимости последнего колдовства. Однако Мур и Рум, как никогда уверенные в силе своей дружбы, настаивали на последнем, седьмом, испытании.

Делать нечего. В последний раз взялась ворожить Пчела. И сама подивилась результату: отвернулись бывшие друзья друг от друга и уползли в разные стороны. Как ни старалась Пчела, не удалось ей расколдовать Мура и Рума и восстановить дружбу.
Почему? Потому что наколдованное ею качество разрушает все – даже самые добрые отношения. Потому что как болезнь проникает оно в душу и отделяет одно живое существо от всех других живых существ. Потому что враждебно это качество всякому искреннему и доброму общению. Никакая дружба не устоит, если просыпается в душе ЭГОИЗМ.

Обсуждение сказки.

IV–V. Рефлексия. Заключительная часть.

– В заключение нашего сегодняшнего урока я предлагаю вам сплести нашу паутинку дружбы. Давайте встанем в круг. У меня в руках клубок. Надо передавать клубок друг другу так, чтобы нить клубка переплеталась, как паутинка и при этом, передавая клубок, другу надо сказать хорошие добрые слова!

Дети плетут паутинку.

Литература.

  1. Школьный психолог №35, 1999 г.
  2. Жизненные навыки. Уроки психологии в 1-ом классе/ Под ред. С. В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2002. – 208 с.
  3. Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003. – 122с.
  4. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: в 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Ч.1. Основы психологии: 10 кл. – 224 с. – (Библиотека школьного психолога).