Коррекционная педагогика, школа VIII-го вида. Тема: "Лес" (по предмету "Живой мир"). 3-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 3


Цель: Формирование элементарных представлений о лесе как целого природного сообщества.

Задачи:

– познакомить учащихся с ярусным строение леса, типами лесов;
– развивать умение наблюдать, логически и творчески мыслить;
– развивать воображение, память;
– развивать речь учащихся, обогащать словарный запас;
– воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, бережное отношение ко всему живому вокруг нас.

Предварительная работа: учащиеся на уроках чтения, на занятиях в группе учили стихи о лесе, загадки о деревьях; на уроках изобразительного искусства рисовали деревья, кустарники, цветы, животных.

Оборудование:

  • карточки с изображением кустарников, деревьев;
  • презентация на тему “Типы лесов” (Приложение 2);
  • музыка “Звуки леса”. (Приложение 3)

Ход урока

1. Организационный момент.

Дежурный называет число, время года, день недели, название урока, сообщает о готовности детей к уроку.

2. Речевая разминка.

  • Артикуляционная гимнастика (несколько упражнений: “заборчик”, “трубочка”, “кошечка”, “грибочек”, “гармошка”, “лошадка”) по рекомендации логопеда школы.
  • Скороговорка.

Прыгало, прыгало, пугало, пугало
На одной ножке в лес по дорожке.

Проговариваем сначала медленно, затем быстрее с различной интонацией (передать горе, радость, вопрос, ответ и т.д.), сопровождая движениями.

– И мы с вами сейчас отправимся вслед за этим героем.

3. Проверка домашнего задания.

На доске большой овал зеленого цвета (полянка). На наборном полотне фигуры деревьев (береза, ель, рябина, дуб, клен, осина, липа, ива, сосна). Учащиеся по очереди загадывают загадки, отгадывают и помещают фигуру дерева на полянку, объясняя хвойное дерево или лиственное. (Приложение 4)

4. Сообщение темы урока.

– Разгадайте мою загадку. Картина на доске, которую мы только что с вами сложили поможет .

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.

– Что за картина у нас на доске? (Лес.)
– Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (О лесе.)
– Правильно. Мы будем беседовать о лесе. Мы узнаем, какие бывают леса, как устроен лес, кто в нем живет, что дает лес и как мы должны вести себя в лесу.

Запись в тетрадях темы урока “Лес”.

5. Работа над темой урока.

1) Знакомство с типами лесов.

– Какие деревья растут в лесу? (Дети перечисляют названия деревьев, которые видят, большие и маленькие, и др.). Как можно назвать одним словом? (Разные.) Правильно.

Встречаются леса, в которых растут только сосны, ели. Такие леса называют хвойные. (Слайд 2), (Слайд 3)

– Кто объяснит, почему их так называют? (Потому что эти деревья хвойные.) Правильно.

А еще их называют: ельник (Слайд 4) , сосновый бор (Слайд 5).

– Где изображен ельник? Сосновый бор? (Слайд 6). (Учащиеся отвечают: слева изображен ельник, потому что там растут ели, справа изображен сосновый бор, потому что там растут сосны.)

– Какие это леса? (Хвойные.)

– Догадайтесь, как называются леса, в которых растут только лиственные деревья? (Лиственные.) Правильно. (Слайд 7). (Слайд 8). (Слайд 9). (Слайд 10).

– А у нас на картине лиственный лес или хвойный? (Учащиеся скажут, что он не лиственный и не хвойный, потому что деревья перемешались.)

– Да. Деревья в нашем лесу смешались. Такой лес называют смешанный. (Слайд 12). (Слайд 13).

– Кто запомнил, какие деревья растут в смешанном лесу? (Лиственные и хвойные.)

2) Работа в тетрадях.

Давайте зарисуем в тетрадь. Хвойный лес мы изобразим елочкой и сосной, лиственный – дерево (ствол, крона в виде листочка), смешанный – елочка/ сосна и лиственное дерево. (Рисунок 1) (учитель рисует на доске).

3) Игра “Объяснялки”.

– Только ли деревья растут в лесу? (Нет.)

– У каждого из вас на столе картинка. Расскажите о ней так, не называя растения, чтобы мы узнали его.

Один ученик рассказывает. Остальные отгадывают. Если называют растение правильно, его прикрепляют на картину. (На картинках кустарники или цветы. Сирень, черемуха, шиповник, орешник и цветы.)

6. Физкультминутка. (Приложение 1)

4) Знакомство с ярусным строением леса.

Посмотрите внимательно на нашу картину и скажите: Какие растения самые высокие? (Деревья.) Объясняют, почему? (Самые сильные. У них крепкий ствол, большая крона, много листьев и им нужно много света.)

– Какие растения пониже? (Кустарники. У них более тонкие стволы, они не могут так высоко вырасти. Они приспособились к меньшему количеству света.)

– Какие растения самые низкие? (Травы.)

– Давайте вспомним весеннюю экскурсию в лес. Что цветет раньше всех: цветы, кустарники или деревья? (Цветы, потому что листья на деревьях и кустарниках не распустились и в лесу много света.)

Зарисовка в тетрадях. Дерево высокое, кустарник – ниже, травы – самые низкие. (Рисунок 2).

5) – Кого не хватает на нашей картине? (Животных.) Учащиеся добавляют птиц, зверей.

6) Минутка релаксации.

Какой замечательный лес у нас получился! Мы сейчас войдем в него и послушаем его разговоры. А кто-то возможно увидит чудо. Для этого надо закрыть глаза и сидеть очень тихо. (Звучит композиция музыка леса.) Дети закрывают глаза. Минутка отдыха. (Приложение 3)

– Прогулка закончилась. Вам понравилось в лесу? Что вы услышали? Давайте выразим свое восхищение лесом, любовь к лесу. Вспомните стихи о лесе, которые мы с вами учили ранее и прочитайте их. Дети читают стихи (четверостишья) о лесе (Приложение 5) , а на экране появляются картинки. (Слайд 14–20), Прекрасно!

7) Значение леса.

У меня в руках карточки. Вы выбираете одну. Читаете и продолжаете речь от имени этого персонажа.

– Я заяц. Лес для меня и для всех животных …дом. Берегите лес!
– Я художник. Лес мне дарит …настроение и я пишу …картины. Берегите лес!
– Я аптекарь. Лес дает … лекарство. Берегите лес!
– Я строитель. Лес дает … строительные материалы. Берегите лес!
– Я ученый. Я изучаю …законы природы. Берегите лес!
– Я ученик. Лес дает …бумагу, карандаши, линейки. Берегите лес!
– Я ребенок. Я люблю в лесу …гулять. Берегите лес!
– Я грибник. Лес мне дает… грибы. Берегите лес!
– Я ягодник. Лес дает мне …ягоды. Берегите лес!
– Я писатель. Я пишу рассказы … . Берегите лес!
– Я спортсмен. Я в лесу … . Берегите лес!
Я планета. Лес – мои легкие. Он дает всем чистый воздух. Берегите лес!

Как мы будем относиться к лесу и его богатству! (Очень бережно.)

Зарисовка в тетрадях. Дом. Ягоды и грибы. Пишем чистый воздух.

Я берегу лес!

7. Итог урока. (Подводим с опорой на картинки.)

Что мы узнали на уроке? Учащиеся говорят:

– Я узнал (запомнил) … .

Составляем коллективно рассказ о лесе. Встаем в круг и каждый по одному предложению добавляет. У нас много лесов. Лес бывает хвойным, лиственным, смешанным. В лесу растут деревья, кустарники, травы. Самые высокие деревья, пониже – кустарники, самые низкие – травы. В лесу живут птицы и звери. Лес дает нам чистый воздух, грибы, ягоды, орехи и …. Мы любим лес.

8. Выставление оценок.

Молодцы, ребята. Благодарю всех за интересный урок. Оценки.

9. Домашнее задание.

Составить рассказ о лесе по опорным картинкам.

Литература.

  1. Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова. Живой мир. 3класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение 2013.
  2. Дж Силберг, П. Скиллер. Полное собрание стихотворений, песенок, считалок и потешек, игр, скороговорок и загадок для детей” – Перевод с анг. Т.И. Попова _ Мн.: ООО “Попурри”, 2005.
  3. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Составители Н.Б. Елкина, Т.И. Тарабарина. – Ярославль: “Академия развития, 1997.
  4. Музыка и картинки – интернет ресурсы.