Цель: познакомить детей с основными свойствами воды.
Программные задачи:
- Образовательные:
–
–Учить детей работать с прозрачной посудой, с незнакомыми растворами
–
– Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.
–
– Стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
– Воспитывать у детей интерес к экспериментированию.
Оборудование: магнитная доска, капли с загадками, иллюстрации с отгадками, пластиковые стаканы на каждого ребенка, посуда конусной, цилиндрической, шаровидной формы, резиновая перчатка, вода, сок, молоко, крупа, чайные ложечки, коктейльные трубочки, карточки с условными обозначениями, иллюстрации изображающие негативное влияние человека на воду, заготовка памятки “Как сохранить воду на Земле”, клей, кисти.
Используемые виды деятельности: экспериментирование, аппликация.
Место проведения: групповое помещение
Предварительная работа: Беседы с детьми о свойствах и значении воды, чтение стихов и отгадывание загадок по теме, чтение сказки Н.А. Рыжовой “Как люди обидели речку”, просмотр мультфильма “Чебурашка и Гена чистят реку”, знакомство с профессией лаборанта посредством просмотра презентации, знакомство с оборудованием для экспериментов, сюжетно-ролевая игра “Лаборанты”, проведение отдельных опытов с водой.
Ход занятия
Введение в игровую ситуацию:
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Что делают в лаборатории?
Ответы детей: Проводят опыты, исследуют, занимаются наукой.
Воспитатель: Да, вы правы. И все ученые, исследователи начинают свою работу с определения темы исследования. Нам с вами в этом помогут вот эти капельки с загадками. Ответы на них расскажут нам о теме исследования:
(Воспитатель загадывает загадки, написанные на капельках. Капли закреплены на магнитной доске, под ними перевернутые отгадки. По ходу отгадывания загадок, воспитатель переворачивает отгадки.)
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут.
(Дождь.)Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
(Река.)Стоит корыто
Полно воды налито.
(Озеро.)К речке-сестрице
Бежит-журчит водица.
(Ручей.)
Воспитатель: Ребята, что объединяет отгадки? Что мы с вами сегодня будем исследовать?
Ответы детей: Воду.
Практическое экспериментирование.
Воспитатель: Ребята, вы абсолютно правы, молодцы. Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Мы уже много знаем о свойствах воды, а сегодня я вам предлагаю узнать, есть ли у воды какие-то свойства, про которые мы еще не знаем.
Свойство № 1 “Вода – это жидкость без вкуса и запаха”.
Опыт 1.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас есть стаканчики с крупой. Давайте пересыпем ее в пустой стаканчик. Что крупа делает?
Ответы детей: Сыпется.
Воспитатель: А теперь то же самое проделаем с водой. Что вода делает? Почему?
Ответы детей: Льется, потому что вода жидкая.
Воспитатель: Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Воспитатель: Ребята, все ученые записывают свои исследования, давайте мы с вами тоже будем отмечать наши результаты с помощью схем-помощников. (Закрепляю на магнитной доске первую схему, дальше после подведения итога каждого опыта закрепляю условные обозначения.)
Опыт 2.
Воспитатель: У вас на столах есть еще стаканчики с соком. Сок льется? Это жидкость?
Ответы детей: Да
Воспитатель: Ребята, для следующего опыта нам понадобятся трубочки. Попробуйте через соломинку воду, сок. Есть ли у воды вкус, а у сока?
Ответы детей: Сок сладкий, вода без вкуса.
Вывод: Вода – безвкусная жидкость.
Опыт 3.
Воспитатель: Ребята, помните, мы с вами сажали лук? Во что? (В воду, в землю.) Понюхайте, какой у нее запах. А теперь понюхайте воду в своих стаканчиках. Она пахнет? (Нет.)
Ответы детей: Чистая вода не пахнет.
Вывод: Чистая вода не имеет запаха.
Свойство № 2: Вода прозрачна и не имеет собственной формы.
Опыт 4.
Воспитатель: Ребята, посмотрите. Что у меня в стакане? (Показываю стакан с молоком.)
Ответы детей: Молоко.
Воспитатель: Оно льется?
Дети: Да.
Воспитатель: Значит, мы можем назвать молоко жидкостью?
Дети: Да.
Воспитатель: А вы любите молоко?
Дети: Да – нет.
Воспитатель: И я люблю молоко. А когда оно горячее, мешаю его ложечкой, чтобы остыло. (опускаю ложку в стакан) Ой, что это? Куда исчезла ложка? Вы ее видите?
Дети: нет.
Воспитатель: А так? (Вытаскиваю ложку.)
Воспитатель: А теперь вы опустите ложечки в свои стаканчики с водой. Видите их? Заметили разницу?
Ответы детей: В стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает.
Вывод: Чистая вода прозрачна.
Опыт 5.
Воспитатель: А теперь мы воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на наших столах. Обратите внимание на их форму.
Дети отмечают, что форма у них разная (конус, цилиндр).
Воспитатель: У меня есть колба. Какая форма у ее нижней части? (Шар.) Перелейте воду в один стаканчик, а потом в другой. Какую форму приняла вода в ваших стаканчиках?
Ответы детей: конуса, цилиндра.
Воспитатель: А в моей колбе какую форму приняла вода? (Форму шара.)
(Наливаю воду в резиновую перчатку) А теперь какую форму приняла вода? (Форму перчатки.)
Вывод: В отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня мы много нового узнали о воде. Давайте подведем итог нашим исследованиям. О каких свойствах воды мы с вами сегодня узнали?
При этом внимание детей обращается на доску, где закреплены карточки с условными обозначениями.
Ответы детей:
- Вода – это жидкость.
- Вода не имеет вкуса.
- Чистая вода не имеет запаха.
- Чистая вода прозрачна.
- Вода не имеет собственной формы.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, нужна ли человеку вода? Для чего?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, человек ни дня не может прожить без воды: из нее он готовит пищу, она нужна цветам, человек может обходиться без еды чуть больше месяца, а вот без воды всего несколько дней. Вода – добрый друг и помощник человека. Но чистой воды на Земле становится все меньше и меньше. Как вы думаете, почему?
Ответы детей:
Воспитатель: Да, вы правы. Заводы, фабрики потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами своего производства, сбрасывая их в реки, озера. От этого гибнет рыба и вообще жизнь в воде. Как вы считаете, что нужно делать, чтобы сохранить воду?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы, ребята! А чтобы никогда об этом не забывать, давайте сделаем памятку “Как сохранить воду на Земле”, я вам в этом помогу. Давайте выберем картинки, на которых изображены действия людей, ведущие к загрязнению воды.
(Дети вместе с воспитателем подходят к столу, где разложены картинки с изображениями негативного влияния человека на состояние воды. На доске прикреплен большой лист бумаги с заранее написанным названием. Дети выбирают нужные картинки и наклеивают их на лист бумаги.)
Воспитатель: (отмечает успехи детей) Благодарю вас, ребята!
Список литературы
- Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2–7 лет: метод. пособие для воспитателей / Т.И. Гризик. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 256 с. – (Радуга).
- Коломина Н.В..Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 144 с.
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подгот. группы дет. сада: Пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.
- Планирование работы в детском саду с детьми 6–7 лет: метод. рекомендации для воспитателей / [И.Г. Галянт, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др.; науч. ред. Е.В. Соловьева]. – М.: Просвещение, 2013. – 224 с.
- Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон; науч. рук. Е.В. Соловьева]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.