Возраст обучающихся: 12–13 лет.
Тип занятия: Комбинированное.
Цель: Выполнить праздничную прическу, соблюдая технологию.
Задачи:
– Узнать историю причёски;
– Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы;
– Развивать вкус детей, творческие способности;
– Развивать умение учитывать эстетические требования к внешнему виду;
– Развивать аккуратность, терпение в достижении поставленной цели;
– Воспитывать потребность в правильном уходе за волосами;
– Воспитывать доброжелательное отношение к своему труду;
– Прививать любовь и интерес к профессии.
Оборудование: компьютер, smart – доска, зеркала, набор расчёсок (индивидуальные), украшения для волос, заколки, шпильки, невидимки, лак для волос, манекен с волосами.
Дидактическое обеспечение:
- плакаты "История прически", "Исторические и современные стили";
- эскизы и рисунки моделей причесок;
- учебник "Технология парикмахерских услуг";
- рабочие тетради;
- журналы: "Долорес", "Hairs";
- мультимедийный проектор;
- экран;
- раздаточный материал для учеников карточки-задания; карточки с самостоятельной работой;
- мультимедийное сопровождение: презентация в программе PowerPoint, программы smart.
- Дополнительные материалы: раздаточные листы с заданием.
- Методы: Рассказ, беседа, объяснительно – иллюстративный, самостоятельная работа.
Ход урока
I. Организационная часть:
1. Приветствие, контроль посещаемости.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Мотивация на учебную деятельность.
Я для вас приготовила задание. Что вы можете сказать, посмотрев на эти фотографии? (Обучающиеся сравнивают и делают вывод, что причёска некоторых моделей не соответствует стилю одежды или событию.)
Скоро мы будем праздновать самый волшебный, самый сказочный, самый любимый праздник взрослых и детей Новый год. Я объявляю конкурс “Праздник причёски” и приглашаю принять участие в нём.
По итогам конкурса будут отмечены все мастера причёсок, вручением грамот и дипломов. А дипломы будут подразделяться на несколько номинаций: “Самая удобная причёска”, “Самая стильная причёска”, “Самая удобная и стильная причёска”, “Самая оригинальная причёска”, “Самая весёлая причёска”.
4. Тема, Цель.
Тема сегодняшнего занятия “Праздничная причёска”. Знания, которые вы получите, помогут вам успешному участию в конкурсе.
Цель занятия: “Выполнить праздничную прическу, соблюдая последовательность технологии”.
II. Изложение нового материала.
В начале занятия предлагаю выполнить творческое задание.
Прошу вас разобрать листы с заданием. (Приложение 1). На листе вы видите подборку рисунков и фотографий, изображающих причёски в разные эпохи.
Я предлагаю вам подумать, определить и подписать к какой эпохе (веку) относится каждая причёска. На выполнение задания у вас 2 минуты. Можете приступить к заданию. (Обучающиеся выполняют задание.)
Давайте проверим правильность его выполнения.
Сейчас вы познакомитесь с причёсками в разные эпохи. Я буду вам рассказывать, а вы отмечайте (плюсом или галочкой) правильно выполнили задание или нет.
Предлагаю вам совершить путешествие в историю причёсок. Посмотрите на экран.
В глубокую древность уходит история причесок. Сегодня точно не известно никому, когда девушки начали носить вместо копны волос на голове, первые прически. Поэтому лучше уйдем в далекое прошлое, ведь история прически весьма многогранна.
История прически начинается с древних времён. Первобытная женщина, увидев прекрасный цветок, сорвала его и заплела себе в волосы. Это был настоящий взрыв! Парикмахерское искусство зародилось в Древнем Египте. Они выполняли завивку на специальном железном стержне. В этот период в Египте появились парики небывалой красоты и изящества. Традиционными украшениями египтян были диадемы, налобные обручи, ленты и живые цветы. (Приложение 2).
Отметьте у себя в листах, правильно ли вы ответили.
В отличие от Египтян Греки придерживались простоты и изящества. Красивые волны, тугие пучки на затылке, маленькие украшения – все это было характерно для древнегреческого парикмахерского искусства. (Приложение 2)
Отмечаем свои ответы.
А вот римляне не стеснялись демонстрировать пышность и роскошь волос. Именно римские мастера к прическам придумали дополнения в виде накладных локонов и шиньонов. (Приложение 2)
- Отмечаем свои ответы.
В Средневековой Европе под влиянием церковных догм женщины вынуждены были прятать волосы под головными уборами. (Приложение 2)
- Отмечаем свои ответы.
В начале XX века переворот в способе укладки волос произвёл немецкий парикмахер Карл Нестле, который изобрёл термическую завивку “перманент”. В середине ХХ века в моду вновь вошли парики. В этот период прически стали более тяжелыми и объемными. В моду также вошел начес. Ближе к концу ХХ века модными стали более естественные прически, например распушенные волосы или локоны, собранные в конский хвост. (Приложение 2)
- Отметьте пожалуйста правильность своих заданий.
- Подведение итогов выполнения задания.
Но это ещё не вся история о причёске.
Эпоха Возрождения к которой относят промежуток с 1400–1550 гг. Прически эпохи возрождения характеризовались как особо сложные, с замысловатыми переплетениями длинных волос, что делало их вычурными. Так же волосы того времени украшали разного рода предметы, такие как диадемы, перья и жемчуг. (Приложение 2)
Парикмахерское искусство достигло расцвета к 16–17 векам. Популярный в это время стиль барокко (Франция) нашел отражение и в прическах, которые стали отличаться замысловатостью и необычностью форм. При создании этих необычных причесок использовались не только накладные локоны, но и ленты перья и цветы. Парикмахеры сооружали из волос башни, вазы, корабли и т.д. Для укрепления таких необычных конструкций мастера пользовались специальными проволочными каркасами. Кстати, такие причёски были очень популярны и в России. (Приложение 2)
В первой половине XIX века, в эпоху романтизма, женщины носили длинные волосы, которые убирались в два узла над ушами. Причёски украшались косичками, лентами, декоративными цветами. На смену винтообразным формам приходят высоко закалываемые собранные в верху букли. (Приложение 2). Вопрос: Кто скажет, какая страна считается законодательницей моды в России? (Франция.) Ответы воспитанников. Вопрос: Какие украшения использовали для причёсок в эпоху барокко?(Ленты, перья и цветы.) Ответы воспитанников. Вопрос: Какой парикмахер произвел переворот в создании укладки? Ответы воспитанников.
Молодцы, ответы даны на все вопросы.
Скажите, пожалуйста, вам часто делают комплименты? (Ответы воспитанников.)
Желание каждой девушки выглядеть красивой и иметь аккуратную причёску вполне естественно. Прическа придаёт внешности своеобразие. Выбирая прическу можно найти свой стиль, подчеркнуть достоинства и по возможности скрыть недостатки внешности. (Приложение 3)
1. Простые прически – для которых достаточно простой стрижки, или просто помыть голову, расчесать волосы и слегка уложить их феном. (Приложение 3)
2. Сложные прически – создаются несколько часов, при этом используются сотни заколок, украшений и даже накладные пряди волос. (Приложение 3)
3. Зрелищные прически – их можно увидеть в основном на специальных показах парикмахеров, например на выставках. (Приложение 3)
Вопрос: Какую причёску достаточно уложить феном?
Вопрос: Чем отличается вечерняя прическа от зрелищной?
Ответы воспитанников.
Важность прически во внешнем виде девочек нельзя недооценивать. Наряд, туфли, аксессуары и украшения позволят создать неповторимый образ, но именно прическа делает этот образ завершенным и гармоничным.
Прежде чем я вам расскажу о видах причёсок, проведём мини – викторину.
Мини-викторина.
- Какой вид транспорта взгромоздился на головы дворцовых модниц два века назад? (Морской – на головах придворных дам, красовались волосяные корабли.)
- У кого толще волосы, у блондинов, у брюнетов или у рыжих? (Диаметр толщины волос у блондинов – примерно 0,005 мм, у брюнетов – 0, 075 мм, у рыжих – до 0,1 мм. Соответственно их у блондинов примерно 150000 волос, у брюнетов – 100000, у рыжих – 50000.)
- Почему в Древнем Китае обязательно убирали волосы в причёски как женщины, так и мужчины? (Древние китайцы сооружали на голове сложные причёски, собирая волосы в пучок. Тех же, кто ходил с распущенными волосами, они считали дикарями.)
- В книге рекордов Гиннеса отображён такой факт: одной женщине далёкой страны волосы обстригать было категорически нельзя. Почему? (Волосы этой женщины называли “живыми”, так как они имели кровеносный сосуд. При обрезании волос она испытывала боль и волосы “плакали кровавыми слезами”.)
Что мы подразумеваем под словами “волосяная накладка”? (Парик.)
А теперь давайте поговорим о видах причесок в парикмахерском искусстве.
1. Передние прически – предполагают укладку волос с висков и затылка вперед – на зону темени. (Приложение 4)
2. Обратные прически – этот вариант предполагает укладку передних волос в области затылка. Волосы зачесываются назад, приподнимаются и фиксируются. (Приложение 4)
3. Ниспадающие прически – создают женственный, нежный образ, который подойдет для любого мероприятия. (Приложение 4)
4. Классические прически – существуют для длинных, средних и коротких волос. Популярные классические виды причесок – каре, локоны, прическа “Боб” для коротких волос и многие другие. (Приложение 4)
5. Праздничные, свадебные и вечерние прически разделяются на виды: (Приложение 4)
5.1 Высоко поднятый пучок – волосы поднимаются высоко наверх и при помощи шиньонов и красивых заколок, укладываются в пучок.
5.2 Французский пучок или классическая “ракушка” – волосы поднимаются наверх и плавно закручиваются в ракушку. Прическа фиксируется и украшается различными элементами декорирования для волос. (Приложение 4)
5.3 Французские косы – волосы заплетаются в классическую косу либо в колосок и красиво укладываются, создавая романтический, и в то же время очень современный образ. (Приложение 4)
5.4 Эффект волн:
Прямые от природы волосы можно сделать более пышными и объемными, создав эффект волн. Волнистые волосы можно оставить распущенными либо уложить в красивую прическу. (Приложение 4)
Вопрос: Вспомните и перечислите виды причёсок?
Задание: по картинке назвать вид причёски.
Ответы обучающихся.
Во все времена было очень модно придавать причёске оригинальный вид с помощью различных аксессуаров и украшений. Создавая причёску, особое внимание уделяется её декорированию.
Существуют некоторые правила декорирования причёски:
1. Причёска и декор должны соответствовать стилю одежды и её назначению.
2. Цвет декора причёски должен сочетаться с цветом костюма.
3. Все элементы композиции (локоны и декор) должны быть соразмерны друг
другу.
Украшение должно объединять все детали причёски в единое целое, соответствовать назначению причёски, художественному образу. Но при этом не разрушить целостную композицию.
Вопрос: Подумайте и скажите какие украшения можно использовать в декорировании причёски?
- Ответы: шпильки, заколки, цветы, ленты, невидимки, и др.
- Вопрос: Как вы думаете, а какое из украшений причёсок прошло через все эпохи и применяется в наше время? (Цветы.)
Из пройденного материала вы уже знаете, что прическу можно разложить на составляющие – это элементы причёски: пробор, волна, локон, хвост, пучок, узел, жгутики, жгутики по голове, коса, букля, кольца, валик, ракушка, ажурное плетение.
Задание для воспитанников: “По картинке вы должны назвать элемент прически”. (Приложение 5)
Ответы детей.
Повторение пройденного материала и закрепление нового помогут вам в дальнейшей работе.
III. Закрепление нового материала:
Для закрепления нового материала я предлагаю вам выполнить задание: “Выбери причёску к месту и событию”.
Обучающимся необходимо назвать место или событие к причёске, изображенной на картинке (кафе, школа, день рождения, новый год, работа, гости, экзамен, свадьба, кино).
IV. Практическая работа.
Сегодня на занятии вы узнали об истории причёсок, об их видах и классификации, о декорировании причёсок. Научились соотносить причёску место и событие. Вспомнили элементы причёсок. Всё это вам поможет в практической части нашего занятия – выполнении праздничной причёски.
Я уверенна, что каждая девочка должна не только хорошо шить, вязать, но и суметь придумать и соорудить самую классную причёску себе и, конечно, подружке. Ведь внешний вид каждого человека зависит не только от одежды, но и от причёски. Конечно же, только очень невнимательный и равнодушный к себе человек не обращает внимания на свою причёску. При создании своего образа нужно уделять большое внимание волосам, ведь причёска может сказать о человеке многое.
Многие люди говорят, что причёски помогают меняться, но не могут придумать ничего интереснее косичек. А так хочется нового! В представлении многих праздничные прически – это что-то невероятно сложное и дорогое. Большинство женщин даже не догадываются, что изысканную праздничную прическу можно сделать самой. Отнеситесь к процессу создания прически творчески, и у вас все получится!
Разделитесь на группы по четыре человека. В каждой группе одна модель и три стилиста. Причёску, которую вы будете выполнять нужно, выбрать из тех, которые я вам предложу. (Приложение 6) Готовую причёску вы должны представить, дав ей, название и предложить место или событие где будет уместна ваша причёска.
Обучающиеся выполняют причёски самостоятельно.
V. Подведение итогов урока: Представление своих причёсок, фотографирование выполненных причесок.
Планируемые результаты
Обучающийся должен знать:
- Об истории развития парикмахерского причёски;
- Сведения о цвете и цветовых сочетаниях, необходимых для украшения причесок;
- О различных приемах выполнения декоративных элементов из локонов;
- О технике безопасности при работе с инструментами.
Учащийся должен уметь:
- Уметь выбирать прически для места и события.
- Выполнять творческие композиции;
- Владеть навыками работы с инструментами;
- Владеть навыками и приемами для создания причесок.