Родительское собрание на тему "Воспитание мальчиков и девочек в семье"

Разделы: Работа с родителями


Цель: Демонстрация родителям двух взглядов на воспитание детей мужского и женского. Привлечь внимание родителей к вопросам полового воспитания детей и роли семьи в этом вопросе.

Подготовка к собранию.

  1. Анкетирование родителей.
  2. Оформление зала: плакаты “Моя дочь – умница”, “”; рисунки детей “Моя семья”, “Папа, я твоя гордость” и т.д.
  3. Приглашение на собрание.
  4. Два плаката с изображенным в центре солнца: на одном – лицо девочки, на другом – лицо мальчика; карточки с качествами личности (доброта, мужество, женственность, смелость, агрессивность, бережливость, хозяйственность, истеричность, отзывчивость, ответственность).
  5. Аудиозапись с высказываниями детей “Чем отличается мальчик от девочки?”
  6. Памятка – медаль “Для любящих родителей”.
  7. Консультации и рекомендации на каждого родителя.
  8. Подготовка материала к диагностике “Я и мой ребенок”.
  9. Игровой материал: машина, пистолет, робот, “человек – паук”, мяч, Лего, кубики, мягкие игрушки, пирамидка, кукла, наборы “Маленький доктор”, “Парикмахер”, кукла Barbe или Bratz, настольно-печатная игра.
  10. Музыка.
  11. Бейджики для родителей.

Ход собрания

(Предварительно родители разделены на две группы: 1– мамы, 2 – папы.)

Ведущий 1: Уважаемые родители! Сегодня мы очень рады встретиться с вами, чтобы обсудить вопросы воспитания мальчиков и девочек. Ну, а сейчас, по традиции, Вас хотят поприветствовать дети , воспитанники д/с.

Звучит песня в исполнении детей “Из чего же?”

Ведущий 1: “Кто родится? Мальчик или девочка?” – вопрос, который очень волнует большинство будущих родителей. Появление девочки в семье сопровождается приобретением розовой одежды, кукол, мальчику покупают машинки. В нас прочно сидя общественные стереотипы – представления о том, как воспитывают девочку или мальчика. От девочки и мальчика ожидаются разные стили модели поведения. Девочка? А почему она обожает футбол, рыбалку, упрямо отказывается носить платья и дружит только с мальчишками ? А у вас мальчик? Но как получилось, что он без мамы шагу не ступит, обидчив, раним, не умеет драться, не интересуется футболом, хоккеем и теряется при общении с мужчинами?
Именно родители с самого детства начинают влиять на формирование половой идентификации ребенка, которая заключается в единстве поведения и самосознания, причислении себя к определенному полу.

Ведущий 2:……………………..

Игра-шутка “Угадай слово”.

Попробуем угадать слово, которое стоит в конце строчки:

Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только...

Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у ...

Болтали час без передышки в цветастых платьицах...

При всех намеряться силенкой, конечно, любят лишь...

Боятся темноты, трусишки, все как один они...

Шелк, кружева и в кольцах пальчики— выходят на прогулку...

Ведущий 1: Воспитание, как известно начинается в семье. Следовательно, именно родители должны учить детей культуре взаимоотношений, формировать адекватную полу модель поведения, рассказывать о роли мужчины и женщины. Но как показали анкеты, которые вы заполняли, не все владеют такой информацией, и не все считают, что половое просвещение необходимо.

Анализ анкет родителей.

Ведущий 2: В рамках воспитания происходит и половая идентификация ребенка – он отождествляет себя с родителем своего пола и имитирует его поведение. Как происходит этот процесс? Сначала через подражание взрослым ребенок учится быть мальчиком или девочкой, начинает находить различия в одежде. Затем постепенно поведение мужчин и женщин запечатлевается в сознании ребенка, и он подражает взрослому, копируя, к сожалению, даже вредные социальные привычки, например курение, пьянство, брань. Ребенок подражает преимущественно тем, кто является представителем его пола. В малой полной семье мальчики ориентируются на отцов и подражают им, девочки — на матерей. В многодетной семье половая идентификация происходит по старшим братьям и сестрам. В неполной семье процесс идентификации происходит сложнее. Если в семье отсутствует папа, то мальчик может развиваться как девочка: у него могут сформироваться покорность, изнеженность, беспечность. Поэтому маме, одной воспитывающей ребенка, необходимо предоставлять сыну возможность общаться с взрослыми мужчинами, дедушкой, друзьями.

Несмотря на то, что бы мы не говорили о воспитании, у Вас у каждого своя точка зрения на воспитание ребенка

Упражнение “Вопрос – ответ”.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как часто Вы даете ребенку возможность проявить себя как мужчина?
  2. Какой пример внимательного отношения к женщине (маме) Вы показываете своему сыну?
  3. Что, на Ваш взгляд, является главным в воспитании девочки?
  4. Что является, для Вас, главным признаком женственности?
  5. Задумываетесь ли Вы о том, что общаясь с супругом (супругой) Ваше поведение является образцом для подражания? Либо ребенок устанавливает свои правила поведения?

Ведущий 1: Все дети знают, кто они – мальчики или девочки, но не все могут объяснить откуда знают это. Некоторые объясняют так…

Высказывания детей (аудиозапись).

…………………………………………………………………………………………….

Это было мнение детей.

Ведущий 2: Мы приготовили для вас материал на тему “Качества, которые важно воспитывать в мальчиках и девочках.

В конвертах находятся карточки, на которых перечислены качества личности (доброта, мужество, женственность, смелость, агрессивность, бережливость, хозяйственность и т.д.). Отберите те, которые вы хотели бы видеть у своего сына или дочери и прикрепите их к нашему “солнышку”, а те качества, которые вас совсем не устраивают и вы приложите все усилия, чтобы изжить их в своем ребенке, — отложите в сторону (папы – для девочек, мамы – для мальчиков)

Родители выполняют задание “Солнышко”. Один из представителей от группы демонстрирует и комментирует выбранные варианты.

(Анализ анкет – качества.)

Ведущий 2: Теперь сравним ваши ожидания с тем, что, как утверждают психологи, является признаком пола. Принципиальных различий нет. Конечно, все мы хотим, что бы дочь выросла мягкой, доброй, заботливой, красивой, изящной, а сын был сильным, мужественным, предприимчивым, И, конечно, никто не выбрал в качестве желательных качеств для своего ребенка агрессивность, истеричность.

Стихотворение “Если был бы я девчонкой…”.

Ведущий 1: Мы выяснили, что все дети развиваются по-разному. И уже к году различия в развитии психики мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что проявляются в поведении, в такой сложной деятельности, как игра.

Теперь мы предлагаем вам немного отдохнуть и поиграть. Предлагаю папам и мамам пойти за покупкой игрушки для своего ребенка. Но есть одно условие: папы выбирают игрушку для дочки, а мамы — для сына. Затем один представитель от команды должен аргументировать свой выбор, с точки зрения развития психики ребенка.

Участники отправляются за покупками.

По окончании времени представители команд обосновывают свой выбор.

(Для какого возраста игрушка? На что опирались при выборе игрушки?)

Ведущий 1: Игра сопровождает дошкольника на всем пути роста и развития. Игрушка же — это предмет игры и тоже имеет значение для психического развития. Игрушка для детей – зеркало, в которое они смотрят, чтобы осознать себя и свои поступки, на нее они переносят свои отношения с окружающими. Поэтому к ее выбору необходимо подходить с ответственностью. Игрушка может вызвать у ребенка самые разные чувства: радость, печаль, страх, агрессию и др. Игра с монстрами – это всегда погоня, битва, пожирание. Игра с куклами Барби – это нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и соперничество. Подарив любимому чаду “атрибуты правосудия”: резиновую дубинку и наручники, Вы должны понимать, что ориентируете ребенка не на профессию полицейского, а на глубоко скрытые агрессивные тенденции, когда насилие – самый короткий путь решения проблем.

Выбирая игрушку, подумайте, каких качеств не хватает вашему ребенку: смелости, или сдержанности, или он чересчур застенчив. Какая игрушка могла бы помочь Вашему ребенку справиться с его недостатками?

Ведущий 2: Никто лучше мам и пап не знает своего ребенка. Мы хотим Вам предложить вопросы, благодаря которым Вы сможете определить на сколько вы знаете своего ребенка и на сколько Ваши с ним интересы совпадают.

Диагностика “Я и мой ребенок”.

Ведущий 2: Не смотря на то какой конверт мы принесли из роддома: голубой или розовый, какую игрушку мы покупаем: машину или куклу, с какими проблемами сталкиваемся: капризы или упрямство – в любом случае – это наша радость, это наше счастье.

Что такое счастье?
Таким простым вопросом
Пожалуй, задавался
Не один философ.

А на самом деле
Счастье это просто.
Начинается оно
С полуметра роста.
Это распашонки,
Пинетки и слюнявчик,
Новенький описанный
Мамин сарафанчик.
Рваные колготки,
Сбитые коленки,
Это разрисованные
В коридоре стенки.

Счастье это мягкие
Теплые ладошки,
За диваном фантики,
На диване крошки.
Это целый ворох
Сломанных игрушек,
Это постоянный
Грохот погремушек.

Счастье это пяточки
Босиком по полу.
Градусник под мышкой,
Слезы и уколы.
Ссадины и раны,
Синяки на лбу,
Это постоянное
Что? да почему?
Счастье это санки,
Снеговик и горка.
Маленькая свечка
На огромном торте.
Это бесконечное
“Почитай мне сказку”,
Это ежедневные
Хрюша со Степашкой.
Это теплый носик
Из-под одеяла,
Заяц на подушке,
Синяя пижама.
Брызги по всей ванной,
Пена на полу.
Кукольный театр,
Утренник в саду.

Что такое счастье?
Проще нет ответа.
Оно есть у каждого –
У кого есть дети!

Ведущий: Наша встреча подошла к концу. В рамках одной встречи невозможно осветить все вопросы воспитания детей, но надеемся, наши рекомендации помогут Вам определиться в направлении воспитания дочери и сына.

Вручение родителям медалей – памяток “Любящий родитель”.