Цель: Демонстрация родителям двух взглядов на воспитание детей мужского и женского. Привлечь внимание родителей к вопросам полового воспитания детей и роли семьи в этом вопросе.
Подготовка к собранию.
- Анкетирование родителей.
- Оформление зала: плакаты “Моя дочь – умница”, “”; рисунки детей “Моя семья”, “Папа, я твоя гордость” и т.д.
- Приглашение на собрание.
- Два плаката с изображенным в центре солнца: на одном – лицо девочки, на другом – лицо мальчика; карточки с качествами личности (доброта, мужество, женственность, смелость, агрессивность, бережливость, хозяйственность, истеричность, отзывчивость, ответственность).
- Аудиозапись с высказываниями детей “Чем отличается мальчик от девочки?”
- Памятка – медаль “Для любящих родителей”.
- Консультации и рекомендации на каждого родителя.
- Подготовка материала к диагностике “Я и мой ребенок”.
- Игровой материал: машина, пистолет, робот, “человек – паук”, мяч, Лего, кубики, мягкие игрушки, пирамидка, кукла, наборы “Маленький доктор”, “Парикмахер”, кукла Barbe или Bratz, настольно-печатная игра.
- Музыка.
- Бейджики для родителей.
Ход собрания
(Предварительно родители разделены на две группы: 1– мамы, 2 – папы.)
Ведущий 1: Уважаемые родители! Сегодня мы очень рады встретиться с вами, чтобы обсудить вопросы воспитания мальчиков и девочек. Ну, а сейчас, по традиции, Вас хотят поприветствовать дети , воспитанники д/с.
Звучит песня в исполнении детей “Из чего же?”
Ведущий 1: “Кто родится? Мальчик или девочка?” – вопрос, который очень
волнует большинство будущих родителей. Появление девочки в семье сопровождается
приобретением розовой одежды, кукол, мальчику покупают машинки. В нас прочно
сидя общественные стереотипы – представления о том, как воспитывают девочку или
мальчика. От девочки и мальчика ожидаются разные стили модели поведения.
Девочка? А почему она обожает футбол, рыбалку, упрямо отказывается носить платья
и дружит только с мальчишками ? А у вас мальчик? Но как получилось, что он без
мамы шагу не ступит, обидчив, раним, не умеет драться, не интересуется футболом,
хоккеем и теряется при общении с мужчинами?
Именно родители с самого детства начинают влиять на формирование половой
идентификации ребенка, которая заключается в единстве поведения и самосознания,
причислении себя к определенному полу.
Ведущий 2:……………………..
Игра-шутка “Угадай слово”.
Попробуем угадать слово, которое стоит в конце строчки:
Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только...
Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у ...
Болтали час без передышки в цветастых платьицах...
При всех намеряться силенкой, конечно, любят лишь...
Боятся темноты, трусишки, все как один они...
Шелк, кружева и в кольцах пальчики— выходят на прогулку...
Ведущий 1: Воспитание, как известно начинается в семье. Следовательно, именно родители должны учить детей культуре взаимоотношений, формировать адекватную полу модель поведения, рассказывать о роли мужчины и женщины. Но как показали анкеты, которые вы заполняли, не все владеют такой информацией, и не все считают, что половое просвещение необходимо.
Анализ анкет родителей.
Ведущий 2: В рамках воспитания происходит и половая идентификация ребенка – он отождествляет себя с родителем своего пола и имитирует его поведение. Как происходит этот процесс? Сначала через подражание взрослым ребенок учится быть мальчиком или девочкой, начинает находить различия в одежде. Затем постепенно поведение мужчин и женщин запечатлевается в сознании ребенка, и он подражает взрослому, копируя, к сожалению, даже вредные социальные привычки, например курение, пьянство, брань. Ребенок подражает преимущественно тем, кто является представителем его пола. В малой полной семье мальчики ориентируются на отцов и подражают им, девочки — на матерей. В многодетной семье половая идентификация происходит по старшим братьям и сестрам. В неполной семье процесс идентификации происходит сложнее. Если в семье отсутствует папа, то мальчик может развиваться как девочка: у него могут сформироваться покорность, изнеженность, беспечность. Поэтому маме, одной воспитывающей ребенка, необходимо предоставлять сыну возможность общаться с взрослыми мужчинами, дедушкой, друзьями.
Несмотря на то, что бы мы не говорили о воспитании, у Вас у каждого своя точка зрения на воспитание ребенка
Упражнение “Вопрос – ответ”.
Вопросы для обсуждения:
- Как часто Вы даете ребенку возможность проявить себя как мужчина?
- Какой пример внимательного отношения к женщине (маме) Вы показываете своему сыну?
- Что, на Ваш взгляд, является главным в воспитании девочки?
- Что является, для Вас, главным признаком женственности?
- Задумываетесь ли Вы о том, что общаясь с супругом (супругой) Ваше поведение является образцом для подражания? Либо ребенок устанавливает свои правила поведения?
Ведущий 1: Все дети знают, кто они – мальчики или девочки, но не все могут объяснить откуда знают это. Некоторые объясняют так…
Высказывания детей (аудиозапись).
…………………………………………………………………………………………….
Это было мнение детей.
Ведущий 2: Мы приготовили для вас материал на тему “Качества, которые важно воспитывать в мальчиках и девочках.
В конвертах находятся карточки, на которых перечислены качества личности (доброта, мужество, женственность, смелость, агрессивность, бережливость, хозяйственность и т.д.). Отберите те, которые вы хотели бы видеть у своего сына или дочери и прикрепите их к нашему “солнышку”, а те качества, которые вас совсем не устраивают и вы приложите все усилия, чтобы изжить их в своем ребенке, — отложите в сторону (папы – для девочек, мамы – для мальчиков)
Родители выполняют задание “Солнышко”. Один из представителей от группы демонстрирует и комментирует выбранные варианты.
(Анализ анкет – качества.)
Ведущий 2: Теперь сравним ваши ожидания с тем, что, как утверждают психологи, является признаком пола. Принципиальных различий нет. Конечно, все мы хотим, что бы дочь выросла мягкой, доброй, заботливой, красивой, изящной, а сын был сильным, мужественным, предприимчивым, И, конечно, никто не выбрал в качестве желательных качеств для своего ребенка агрессивность, истеричность.
Стихотворение “Если был бы я девчонкой…”.
Ведущий 1: Мы выяснили, что все дети развиваются по-разному. И уже к году различия в развитии психики мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что проявляются в поведении, в такой сложной деятельности, как игра.
Теперь мы предлагаем вам немного отдохнуть и поиграть. Предлагаю папам и мамам пойти за покупкой игрушки для своего ребенка. Но есть одно условие: папы выбирают игрушку для дочки, а мамы — для сына. Затем один представитель от команды должен аргументировать свой выбор, с точки зрения развития психики ребенка.
Участники отправляются за покупками.
По окончании времени представители команд обосновывают свой выбор.
(Для какого возраста игрушка? На что опирались при выборе игрушки?)
Ведущий 1: Игра сопровождает дошкольника на всем пути роста и развития. Игрушка же — это предмет игры и тоже имеет значение для психического развития. Игрушка для детей – зеркало, в которое они смотрят, чтобы осознать себя и свои поступки, на нее они переносят свои отношения с окружающими. Поэтому к ее выбору необходимо подходить с ответственностью. Игрушка может вызвать у ребенка самые разные чувства: радость, печаль, страх, агрессию и др. Игра с монстрами – это всегда погоня, битва, пожирание. Игра с куклами Барби – это нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и соперничество. Подарив любимому чаду “атрибуты правосудия”: резиновую дубинку и наручники, Вы должны понимать, что ориентируете ребенка не на профессию полицейского, а на глубоко скрытые агрессивные тенденции, когда насилие – самый короткий путь решения проблем.
Выбирая игрушку, подумайте, каких качеств не хватает вашему ребенку: смелости, или сдержанности, или он чересчур застенчив. Какая игрушка могла бы помочь Вашему ребенку справиться с его недостатками?
Ведущий 2: Никто лучше мам и пап не знает своего ребенка. Мы хотим Вам предложить вопросы, благодаря которым Вы сможете определить на сколько вы знаете своего ребенка и на сколько Ваши с ним интересы совпадают.
Диагностика “Я и мой ребенок”.
Ведущий 2: Не смотря на то какой конверт мы принесли из роддома: голубой или розовый, какую игрушку мы покупаем: машину или куклу, с какими проблемами сталкиваемся: капризы или упрямство – в любом случае – это наша радость, это наше счастье.
Что такое счастье?
Таким простым вопросом
Пожалуй, задавался
Не один философ.А на самом деле
Счастье это просто.
Начинается оно
С полуметра роста.
Это распашонки,
Пинетки и слюнявчик,
Новенький описанный
Мамин сарафанчик.
Рваные колготки,
Сбитые коленки,
Это разрисованные
В коридоре стенки.Счастье это мягкие
Теплые ладошки,
За диваном фантики,
На диване крошки.
Это целый ворох
Сломанных игрушек,
Это постоянный
Грохот погремушек.Счастье это пяточки
Босиком по полу.
Градусник под мышкой,
Слезы и уколы.
Ссадины и раны,
Синяки на лбу,
Это постоянное
Что? да почему?
Счастье это санки,
Снеговик и горка.
Маленькая свечка
На огромном торте.
Это бесконечное
“Почитай мне сказку”,
Это ежедневные
Хрюша со Степашкой.
Это теплый носик
Из-под одеяла,
Заяц на подушке,
Синяя пижама.
Брызги по всей ванной,
Пена на полу.
Кукольный театр,
Утренник в саду.Что такое счастье?
Проще нет ответа.
Оно есть у каждого –
У кого есть дети!
Ведущий: Наша встреча подошла к концу. В рамках одной встречи невозможно осветить все вопросы воспитания детей, но надеемся, наши рекомендации помогут Вам определиться в направлении воспитания дочери и сына.
Вручение родителям медалей – памяток “Любящий родитель”.