Пояснительная записка.
Профессиональный модуль – законченная единица ОПОП, предусматривающая подготовку обучающихся к осуществлению определенной совокупности трудовых функций и формирующая ряд общих и профессиональных компетенций, сопровождаемая контролем практических навыков, умений и знаний на выходе.
Итогом освоения ПМ является готовность к выполнению соответствующего вида деятельности и обеспечивающих его профессиональных компетенций, а также развитие общих компетенций, предусмотренных для ОПОП в целом.
Итоговой формой контроля по ПМ является экзамен (квалификационный). Он проверяет готовность обучающегося к выполнению указанного вида профессиональной деятельности и сформированность у него компетенций, определенных в разделе “Требования к результатам освоения ОПОП” ФГОС СПО. Итогом проверки является однозначное решение: “вид профессиональной деятельности освоен / не освоен”.
Итоговая аттестация по ПМ (квалификационный экзамен) проводится как процедура внешнего оценивания с участием представителей работодателя.
Условием допуска к квалификационному экзамену является успешное освоение обучающимися всех элементов программы профессионального модуля: теоретической части модуля (МДК) и практик.
Контроль освоения ПМ в целом направлен на оценку овладения квалификацией. Субъектом оценочной деятельности является работодатель. Разная направленность и разные субъекты контроля предполагают разный инструментарий проверки. [ФГОС СПО специальность 080114]
В процессе составления КОС мною особое внимание уделялось на корректность формулировки показателей. Исходя из общих положений, показателем освоения компетенции может быть продукт практической деятельности или процесс практической деятельности. В данной разработке показателем результата являются продукты практической деятельности и частично выставлены требования к самому процессу практической деятельности. Эталон качества продуктов является соответствие с показателями вида профессиональной деятельности по данному модулю. Так как одним из критериев является соответствие с модельным ответом, то сам процесс практической деятельности оценивается как правильность хода выполненных заданий и временные рамки.
Задания, представленные в разработке, рассчитаны на комплексную проверку профессиональных и общих компетенций. Перед тем, как были сформированы задания, мною были сгруппировать общие и профессиональные компетенции так, чтобы в них одновременно отражалась проверка обеих групп компетенций. Кроме этого при разработке заданий учитывалось, что они должны носить компетентностноориентированный характер, то есть подбирались такие задания, которые направлены на решение не учебных, а профессиональных задач. Таким образом, составлены задания максимально приближенные к ситуациям профессиональной деятельности бухгалтера.
Данная форма аттестации была уже применена на группе бухгалтеров 3 курса. При опросе студентов “Понравилась ли данная форма аттестации?”, так как данные формы для них представлялась впервые, студенты дали удовлетворительные ответы с обоснованием, что именно проверка практических навыков существенна и показательна, а также в ней возможны варианты творчества и самостоятельной работы.
Контрольно-оценочные средства (КОС) по профессиональному модулю “Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами”.
Специальность: 080114 “Экономика и бухгалтерский учет”.
Вид аттестации по ПМ квалификационный экзамен.
Форма проведения: представление портфолио, практическая деятельность.
Вид КОС практические задания.
Состав КОС по профессиональному модулю “Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами”:
1. Паспорт.
2. Задания для экзаменующегося
3. Пакет экзаменатора
- Условия.
- Критерии оценивания
- Модельные ответы
- Ведомости экзаменаторов
Паспорт.
Общие положения: Квалификационный экзамен предназначен для контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля “Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами” по специальности СПО: 080114 “Экономика и бухгалтерский учет”
Экзамен включает:
1. Представление практико-ориентированного портфолио. (Приложение 1)
2. Практические задания. (Приложение 2)
- № 1. Практическая работа, имитирующая ВПД “Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами”.
- № 2. Практическая работа в специальной программе “Декларация” Федеральной Налоговой Службы.
Подготовленные продукты:
- Практико-ориентированное портфолио.
- Заполненная форма документа (платежное поручение или справка 2-НДФЛ).
- Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ).
Итогом экзамена является решение: “освоен / не освоен”.
Пакет экзаменатора:
1. Условия.
Количество вариантов – 10.
Время выполнения – 2 часа.
Оборудование – Персональный компьютер, электронные бланки документов, шариковая ручка, программа “Декларация” (загружается с официального сайта ФНС http://www.nalog.ru/rn59/program/fiz/decl/)
Литература для студентов:
- Федеральный Закон “О бухгалтерском учете” № 402 ФЗ от 6.12.2011.
- Международные стандарты финансовой отчетности. – М. Аскери-АССА, 2009 г.
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению.– М. Проспект, 2011 г.
- Положения по бухгалтерскому учету.– 4-е издание, перераб. и доп. – М. Проспект, 2011 г.
- Подключение к Интернет для поиска КБК, ОКАТО.
- Система “Консультант Плюс”.
2. Критерии оценки:
1. Представление практико-ориентированного портфолио:
Оценка работы.
Коды проверяемых компетенций. | Показатели оценки результата. | Оценка (максимум 20 баллов). |
ОК. 1. ОК. 2. ОК. 8. | Структура работы и её оформление соответствуют требованиям. | |
Представление наглядного материала, оформление документов соответствуют требованиям. |
2. Пакет документов по представленным практическим заданиям (40 баллов).
Коды проверяемых компетенций. | Условные обозначения. | Показатели оценки результата. | Оценка (максимум 5 баллов за каждый показатель). |
ПК. 3.1-ПК. 3.4. ОК. 3.– ОК.5 | 1 | Расчет суммы налогооблагаемой базы для НДФЛ и страховых взносов. | |
2 | Формирование бухгалтерских проводок по начислению и перечислению налогов и сборов. | ||
3 | Умение пользоваться информационными системами для поиска КБК, ОКАТО. | ||
4 | Оформление платежного поручения. | ||
5 | Заполнение реквизитов справки 2 НДФЛ. | ||
6 | Заполнение условных обозначений в справке. | ||
7 | Заполнение табличной части с определением кодов доходов. | ||
8 | Определение налоговой базы для исчисления НДФЛ и самой суммы налога. | ||
9 | Заполнение декларации личными данными. | ||
10 | Заполнение декларации сведениями о доходах. | ||
11 | Заполнение декларации данными о вычетах. | ||
12 | Определение суммы подлежащей возврату из бюджета. |
3. Модельный ответ.
Образец платежного поручения (Приложение 3).
Образец справки 2 НДФЛ (Приложение 4)
Образец заполненной декларации (Приложение 5).
4. Ведомости экзаменаторов (Приложение 6).
Ведомость члена комиссии.
Общая ведомость.