Педагогический проект "Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста"

Разделы: Работа с дошкольниками


План проекта.

1. Актуальность темы.
2. Выявление проблемы.
3. Цель, формулировка задач.
4. План реализации проекта.
5. Предполагаемый результат.
6. Список литературы.

Актуальность темы.

Песочная терапия – научно обоснованный метод креативной терапии, проверенный многолетней практикой квалифицированных специалистов в области психологии. В бессознательном состоянии руки человека становятся языком его внутреннего мира, с помощью которого он строит образы и сюжеты. Анализ песочного творчества приводит к раскрытию внутреннего потенциала, выявлению различных психолгогических травм, нахождению путей избавления от них. Посредством терапии можно решить многие проблемы и найти выход из любой жизненной ситуации, оценить уровень агрессии, и избежать стрессов. Погрузившись в творческий процесс, человек начинает лучше понимать себя, контролировать собственное поведение и поведение других.

В ходе диагностических исследований, в результате которых наблюдаются дети с высокой тревожностью, обращений родителей с жалобами на страхи, тревожность, что указывает на возможность создания условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте, а именно через песочную терапию.

Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снижает уровень тревожности, агрессивности, нормализацию его социального поведения, коррекцию детско-родительских отношений, создание ребёнку обстановки внешней безопасности, внутренней защищённости, оказание ему максимальной поддержки. В условиях работы ДОУ были разработаны и внедрены формы естественной деятельности ребёнка – различных игр с песком. Непосредственно – образовательная деятельность предполагает индивидуальную деятельность с ребёнком или совместную деятельность в паре “ребёнок – родитель”. Песочная терапия является частью совместной комплексной работы специалистов с детьми, имеющими высокую тревожность.

Выявление проблемы: Песочная терапия – одна из психотерапевтических, психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем, а именно – снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста через творчество и игру.

Цель: Создание условий для снижения тревожности детей дошкольного возраста.

Задачи:

1) Организовать приобретение песочницы и игрового материала;
2) Разработать и апробировать на практике содержание воспитательно-образовательной работы по психофизическому оздоровлению детей;
3) Повышение компетентности родителей при использовании в домашних условиях форм естественной деятельности ребёнка – различных игр с песком.

Тип проекта:

  • По доминирующей деятельности информационно-практический;
  • По числу участников групповой, ориентированный на детей cтаршего дошкольного возраста, родителей, педагогов;
  • По времени проведения долгосрочный;
  • По характеру контактов осуществляется внутри дошкольного учреждения в контакте с семьей.

Средства реализации:

  • Информирование родителей о задачах и содержании проекта (беседы, консультации, лекции);
  • Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
  • Подготовка оборудования, материалов (приобретение песочницы), коллекцию мелких игрушек (человеческие персонажи, здания, дома, замки, животные: домашние, дикие, морские, машины, сказочные герои: злые и добрые, символические предметы: источники для загадывания желаний, камушки, “драгоценности”, растения – деревья, кусты, цветы, овощи, фрукты, естественные предметы из окружения.

План реализации проекта.

I. Подготовительный этап:

  • Определение педагогами темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
  • Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
  • Изучение и анализ психолого-педагогической литературы, подбор необходимого диагностического инструментария.

II. Основной этап реализации проекта:

1. Содержание деятельности родителей:

  • Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком;
  • Участвуют в анкетировании, тестировании, на родительских собраниях, “Родительских клубах”, индивидуальных и групповых консультациях;
  • Принимают активное участие в совместной деятельности с ребёнком в играх и упражнениях с песком.

2. Содержание деятельности педагога:

  • Просветительская работа с родителями, организация совместных конкурсов родителей и детей поделок из песка (“Песочное угощение”, “Песочный город”;
  • Фотовыставка “Игры детей на песке”;
  • Разрабатывает серию конспектов непосредственно – образовательной деятельности с детьми на песке;
  • Индивидуальная и групповая консультативная работа;
  • Практическая помощь родителям;
  • Направляет и контролирует осуществление проекта;
  • Подготовка презентации проекта.

3. Содержание деятельности детей:

  • Активно участвуют в играх и упражнениях на песке;
  • Принимают посильное участие в изготовлении фигурок – образов;
  • Конструируют из песка;
  • Рисуют песком на песке;
  • Экспериментируют;
  • Составляют узор на песке;
  • Создают песочные композиции и “секреты”.

III. Заключительный этап.

  • Разработка презентации проекта;
  • Презентация проекта на родительских собраниях, на педагогическом совете;
  • Участие в конкурсах, конференциях;
  • Проведение совместной и индивидуальной непосредственно – образовательной деятельности с детьми на песке.

Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети – родители в реализации проекта.

В результате реализации проекта педагоги ДОУ приобрели опыт самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса. Введение в практику работы ДОУ элементов песочной терапии способствует психофизическому и личностному развитию детей. Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей, что положительно повлияло на эмоциональное самочувствие детей. Наблюдается снижение тревожности, агрессивности, возможность выражения позитивных эмоций у детей в играх на песке. У детей появилась потребность на установление контакта и доверия в общении с другими людьми. Наблюдается улучшение в развитии тактильно-кинестетической чувствительности, благодаря упражнениям на песке. Возросла речевая активность детей. Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.

Используемая литература:

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб., 2004.
  2. Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. – 2001. – 38 (44).
  3. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. – СПб., 2005.
  4. Баринова Н. Песок – вода – ладошки. // Ребёнок в детском саду. – 2010. – №2 – с.2.
  5. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально – волевой и социальных сфер детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. – 2007. – №1.– с.50.