План проекта.
1. Актуальность темы.
2. Выявление проблемы.
3. Цель, формулировка задач.
4. План реализации проекта.
5. Предполагаемый результат.
6. Список литературы.
Актуальность темы.
Песочная терапия – научно обоснованный метод креативной терапии, проверенный многолетней практикой квалифицированных специалистов в области психологии. В бессознательном состоянии руки человека становятся языком его внутреннего мира, с помощью которого он строит образы и сюжеты. Анализ песочного творчества приводит к раскрытию внутреннего потенциала, выявлению различных психолгогических травм, нахождению путей избавления от них. Посредством терапии можно решить многие проблемы и найти выход из любой жизненной ситуации, оценить уровень агрессии, и избежать стрессов. Погрузившись в творческий процесс, человек начинает лучше понимать себя, контролировать собственное поведение и поведение других.
В ходе диагностических исследований, в результате которых наблюдаются дети с высокой тревожностью, обращений родителей с жалобами на страхи, тревожность, что указывает на возможность создания условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте, а именно через песочную терапию.
Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снижает уровень тревожности, агрессивности, нормализацию его социального поведения, коррекцию детско-родительских отношений, создание ребёнку обстановки внешней безопасности, внутренней защищённости, оказание ему максимальной поддержки. В условиях работы ДОУ были разработаны и внедрены формы естественной деятельности ребёнка – различных игр с песком. Непосредственно – образовательная деятельность предполагает индивидуальную деятельность с ребёнком или совместную деятельность в паре “ребёнок – родитель”. Песочная терапия является частью совместной комплексной работы специалистов с детьми, имеющими высокую тревожность.
Выявление проблемы: Песочная терапия – одна из психотерапевтических, психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем, а именно – снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста через творчество и игру.
Цель: Создание условий для снижения тревожности детей дошкольного возраста.
Задачи:
1) Организовать приобретение песочницы и игрового материала;
2) Разработать и апробировать на практике содержание
воспитательно-образовательной работы по психофизическому оздоровлению детей;
3) Повышение компетентности родителей при использовании в домашних условиях форм
естественной деятельности ребёнка – различных игр с песком.
Тип проекта:
- По доминирующей деятельности информационно-практический;
- По числу участников групповой, ориентированный на детей cтаршего дошкольного возраста, родителей, педагогов;
- По времени проведения долгосрочный;
- По характеру контактов осуществляется внутри дошкольного учреждения в контакте с семьей.
Средства реализации:
- Информирование родителей о задачах и содержании проекта (беседы, консультации, лекции);
- Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
- Подготовка оборудования, материалов (приобретение песочницы), коллекцию мелких игрушек (человеческие персонажи, здания, дома, замки, животные: домашние, дикие, морские, машины, сказочные герои: злые и добрые, символические предметы: источники для загадывания желаний, камушки, “драгоценности”, растения – деревья, кусты, цветы, овощи, фрукты, естественные предметы из окружения.
План реализации проекта.
I. Подготовительный этап:
- Определение педагогами темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
- Изучение и анализ психолого-педагогической литературы, подбор необходимого диагностического инструментария.
II. Основной этап реализации проекта:
1. Содержание деятельности родителей:
- Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком;
- Участвуют в анкетировании, тестировании, на родительских собраниях, “Родительских клубах”, индивидуальных и групповых консультациях;
- Принимают активное участие в совместной деятельности с ребёнком в играх и упражнениях с песком.
2. Содержание деятельности педагога:
- Просветительская работа с родителями, организация совместных конкурсов родителей и детей поделок из песка (“Песочное угощение”, “Песочный город”;
- Фотовыставка “Игры детей на песке”;
- Разрабатывает серию конспектов непосредственно – образовательной деятельности с детьми на песке;
- Индивидуальная и групповая консультативная работа;
- Практическая помощь родителям;
- Направляет и контролирует осуществление проекта;
- Подготовка презентации проекта.
3. Содержание деятельности детей:
- Активно участвуют в играх и упражнениях на песке;
- Принимают посильное участие в изготовлении фигурок – образов;
- Конструируют из песка;
- Рисуют песком на песке;
- Экспериментируют;
- Составляют узор на песке;
- Создают песочные композиции и “секреты”.
III. Заключительный этап.
- Разработка презентации проекта;
- Презентация проекта на родительских собраниях, на педагогическом совете;
- Участие в конкурсах, конференциях;
- Проведение совместной и индивидуальной непосредственно – образовательной деятельности с детьми на песке.
Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети – родители в реализации проекта.
В результате реализации проекта педагоги ДОУ приобрели опыт самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса. Введение в практику работы ДОУ элементов песочной терапии способствует психофизическому и личностному развитию детей. Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей, что положительно повлияло на эмоциональное самочувствие детей. Наблюдается снижение тревожности, агрессивности, возможность выражения позитивных эмоций у детей в играх на песке. У детей появилась потребность на установление контакта и доверия в общении с другими людьми. Наблюдается улучшение в развитии тактильно-кинестетической чувствительности, благодаря упражнениям на песке. Возросла речевая активность детей. Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.
Используемая литература:
- Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб., 2004.
- Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. – 2001. – 38 (44).
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. – СПб., 2005.
- Баринова Н. Песок – вода – ладошки. // Ребёнок в детском саду. – 2010. – №2 – с.2.
- Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально – волевой и социальных сфер детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. – 2007. – №1.– с.50.