«Физика – самый идеальный полигон для тренировки ума»
Эйнштейн«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
В.А. Сухомлинский
Экология как комплексная универсальная наука позволяет активно формировать УУД всех типов. Она тесно связана и с физикой и с многими другими науками, имеет четко выраженную практическую направленность, высокую значимость в современном мире.
Существуют различные типологии универсальных учебных деятельностей и соответствующих им действий.
С педагогической точки зрения эти деятельности можно представить следующим образом:
- учиться познавать, конструировать собственное знание; учиться делать - практически применять изученное, создавать
- продукцию;
- учиться жить вместе - означает владение коммуникативными компетенциями, умением взаимодействовать с другими;
- учиться быть (в противоположность иметь), т.е. реализовывать и развивать свой потенциал, самоопределяться в современном мире.
Согласно классификации А.В. Хуторского[1], к основным видам универсальных учебных действий (в дальнейшем будем кратко называть их УУД) относят:
- личностные;
- регулятивные (включающий саморегуляцию);
- познавательные;
- коммуникативные.
Рассмотрим процесс формирования УУД через экологическое воспитание на уроках и внеурочной деятельности по физике и те результаты, которые мы при этом получаем:
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.[1]
Успех развития данной категории учебных действий зависит от содержания учебного материала. При изучении тем, связанных с экологией, мы затрагиваем аспекты морали и этики того или иного события. Например, при изучении ядерных реакций учащиеся сталкиваются с положительными и отрицательными аспектами влияния атомной энергии на судьбу человечества, моральными и этическими проблемами ядерной политики. При рассмотрении этой темы мы с учащимися затрагиваем вопросы этического характера, пробуем придумать альтернативные варианты исторических событий, выносим историю «на суд».
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, саморегуляция, контроль, самооценка.[1]
Наиболее полно данные учебные действия развиваются во внеурочной проектной деятельности по физике. Здесь есть и целеполагание, и планирование и прогнозирование, и саморегуляция и контроль и самооценка.
Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем и др. Это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.[1]
Межпредметный характер экологии предоставляет богатый материал для разработки проблемных вопросов и ситуаций. Для их решения учащимся требуется составить гипотезу, предложить план действий по ее проверке, сделать выводы и защитить их. Конечно, все эти действия поначалу осуществляются под нашим руководством и с нашей помощью, в ходе умственных экспериментов. Полученные навыки закрепляем в ходе выполнения лабораторных работ.
Коммуникативных универсальные учебные действия: взаимодействие с учителем и учениками - согласование целей, планов, функций участников, способов взаимодействия; монолог, диалог, полилог; разрешение конфликтов и противоречий; контроль, диагностика и коррекция своих действий и др. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог.[1]
Коммуникативные УУД развиваем в процессе групповой деятельности. Учащиеся совместно планируют деятельность, распределяют роли, функции каждого члена группы, формы деятельности, корректируют ошибки. Конечно, им необходимо показать и объяснить, как распределять роли и обязанности, работая в группе, как можно прийти к единому решению, помочь детям разрешить учебные конфликты.
Ежегодно под нашим руководством учащиеся готовят проекты экологической тематики.
Например в этом году группа из 4 учащихся 10А класса выбрала для проекта тему «Альтернативные источники энергии». Согласно выбранной теме учащиеся определили цель, задачи, поставили гипотезу, составили план исследовательской и экспериментальной деятельности. В рамках данного проекта ученики подготовили и провели внеклассное мероприятие для младших школьников.
Данная деятельность послужила стимулом к развитию всех вышеперечисленных категорий УУД.
Личностные УУД развивались при оценке социальной значимости различных энергетических технологий.
Регулятивные УУД развивались при планировании экспериментальной деятельности, анализе результатов, обосновании выводов. При подготовке внеклассного мероприятия ученики сами выступали в роли учителей, а значит, не обошлось без целеполагания, прогнозирования педагогических ситуаций, рефлексии.
Познавательные УУД развивались в ходе экспериментальной деятельности. Дети очертили проблему, ставили гипотезу, составляли план ее подтверждения и применяли методы сбора данных и их анализа. Вся информация для эксперимента и внеклассного мероприятия была ими собрана в процессе самостоятельного поиска.
Коммуникативные УУД. Поскольку работа носила групповой характер, учащимся пришлось взаимодействовать друг с другом, разделить роли. Развить навыки эффективной совместной работы. Агиткампания среди одноклассников способствовала развитию ориентации на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество. Для проведения внеклассного мероприятияв начальной школе детям пришлось освоить ряд приемов ораторского искусства и правил культуры речи: грамотно строить фразы, правильно произносить слова, исключить жаргон, режущие слух обороты и лишние слова. Текст выступления следовало изложить лаконично, просто и ясно, с учетом аудитории.
Библиографический список:
- Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. - М.: Издательство Иоч, 2012. (Серия «Новые стандарты») 63 с.