Рекомендации для воспитателей домов ребенка по формированию привязанности у детей, воспитыающихся в условиях материнской депривации

Разделы: Работа с дошкольниками, Социальная педагогика


Цель: Познакомить воспитателей с психолого-педагогическим аспектом теории привязанности, дать рекомендации по способам образования привязанности и ведению дневника.

Теория привязанности является в настоящее время одним из самых популярных направлений, как в американской, так и европейской психологии. В основе этой теории лежат отношения между двумя людьми, их межличностные связи, которые определяют весь душевный и психологический строй личности: отношение человека к себе, к миру, разнообразные переживания, познавательные и творческие способности и прочее. В многочисленных исследованиях доказано, что лишение материнской заботы почти всегда ведет к задержке развития ребенка – физического, умственного, эмоционального, социального, могут появиться симптомы физических и психических заболеваний. И для того, чтобы свести к минимуму риск заболевания ребенка, чтобы снизить возможность ЗПР, повысить способность адаптироваться к новым условиям, необходимо к минимуму свести «сменяемость» воспитателей и создать для ребенка такие условия, при которых он может образовать привязанность к одному из воспитателей («своей маме»). Привязанность важна, так как помогает ребенку удовлетворить врожденную потребность в любви, малыш получает ощущение защищенности и безопасности, а так же она является необходимым условием общего психического, в том числе и познавательного развития ребенка. Необходимость образования привязанности к воспитателю обусловлено еще и тем, что она подготавливает ребенка к образованию вторичной привязанности (к ребенку, к воспитателю из интерната, приемным родителям, опекунам).

Каков ни был дефект у ребенка, если он в состоянии воспринимать ваше обращение с помощью слуха, зрения или осязания, хорошо ли, плохо ли, медленно или быстро, он их воспримет. Ваша задача – быть чутким и внимательным к любым проявлениям активности малыша. Каждое из них может стать для вас сигналом его желаний и потребностей, всегда найдется то ваше действие, которое будет воспринято малышом. Ведь свою любовь и заботу вы проявляете в том, что откликаетесь на обращения ребенка, поддерживаете их, сопереживаете. Некоторые дети в состоянии освоить лишь первую форму общения – эмоциональную. На ее основе могут быть построены различные, свойственные только вашему ребенку средства общения, опирающиеся на имеющиеся у него каналы связи. Терпеливо и последовательно надо устанавливать причинно-следственные связи между определенным проявлением ребенка и последующим собственным действием.

Существует такое понятие, как периоды формирования привязанности. Эти периоды и их характеристика приведены ниже в таблице.

0–6 мес. 6–12 мес. 1 г. – 1 г. 6 мес. 1 г. 6 мес. – 2 г. 6 мес.
Образование первичной привязанности. Усвоение функций объекта привязанности. Появление поведения привязанности. Установление качества привязанности. Переосмысление функций объекта привязанности на фоне появления самостоятельности. В этом возрасте необходимо подкрепление качеств объекта привязанности. Стабилизация привязанности; образование вторичных привязанностей.

*Все периоды и их характеристики были нами выделены из психолого-педагогической литературы.

0-6 месяцев. Глаза – это зеркало души, и поэтому это важно с первых дней поступления малыша в группу постараться поймать его взгляд. Сначала ребенок только иногда сосредотачивает взгляд на лице взрослого, а затем начинает выделять его из группы людей. Как можно чаще подходите к ребенку и вскоре он будет знать – ваш голос, запах, звук шагов. Ваше лицо, с самых первых дней – богатый источник информации и подкрепление первых активных попыток малыша установить связь с миром.

Как можно чаще берите ребенка на руки, прижимайте его к себе – это дает ему чувство защищенности. Нежные поглаживания способствуют укреплению связи между Вами и ребенком. В вашем прикосновении скрыта огромная сила. Одно прикосновение ваших любящих рук может успокоить и убаюкать малыша.

Привязанность ребенка ко взрослому формируется и во время кормления. Именно в это время необходимо формировать, потому что ситуация кормления помогает формировать доверие ребенка ко взрослому, а это и есть основа привязанности. Проводя кормление из бутылочки, взрослый должен держать ребенка на руках, немного прижимая к себе, так как доказано, что это в эмоциональном отношении ребенок будет удовлетворен и это научно доказано, почти также, как и при кормлении грудью.

6-12 месяцев. У детей старше 6 месяцев начинает уже явно проявляться привязанность к определенному человеку. Именно в этот период привязанность дает ребенку, в большей степени, чувствовать себя в безопасности при столкновении с неожиданными явлениями окружающего мира.

На 6-9 месяцев приходится первый критический период в развитии отношения привязанности. Он характеризуется установлением тесной эмоциональной связи ребенка с определенным лицом.

1 г. – 1 г. 6 мес. ( 2 г.) На каждом этапе развития ребенка мы формируем и углубляем привязанность ребенка к «своему» взрослому. В этот период у ребенка идет переосмысление функций объекта привязанности на фоне появления самостоятельности. В этом возрасте необходимо подкрепление качеств объекта привязанности.

1 г. 6 мес. – 2 г. 6 мес. В этот период у детей происходит стабилизация привязанности и происходит образование вторичных привязанностей к одному из детей или к другому взрослому. Хотя дети, по-видимому, обладают врожденной способностью испытывать привязанность, выбор объекта, а также сила и качество привязанности, во много зависит от поведения взрослого по отношению к ребенку.

С самого рождения ребенок формирует стойкую привязанность ко всем, кто ухаживает за ним. Специалист по вопросам развития профессор Джей Белски считает, что способность создавать множественные привязанности благотворно для ребенка.

Необходимыми качествами взрослыми, способствующими развитию привязанности ребенка, являются теплота, мягкость, подбадривание.

Признаки привязанности ребенка проявляются в следующем: объект привязанности может лучше других успокоить малыша, ребенок чаще чем к другим обращается к нему за помощью, утешением, присутствие объекта привязанности ребенок реже испытывает страх.

Рекомендации по ведению дневника – Приложение.