Цель урока: узнать о загадочной стране - Индия.
Задачи:
- изучить географическое положение, занятие индийцев, раскрыть причины путешествия в Индию А.Никитина.
- знать особенности и различия исторических и географических карт, уметь работать с ними, анализировать текст учебника и сравнивать географический и исторический материал.
- Расширить кругозор
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник «История древнего мира» 5 класс автор А. Н. Агибалов, «Введение в географию» 5 класс А.Е.Домогациких, карты историческая «Индия в древности» и «Физическая карта Евразии», мультимидийный проектор, контурные карты по истории и географии.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Учитель географии: «Здравствуйте ребята, перед вами географическая карта «Физическая карта Евразии» и историческая карта «Индия в древности».
Учитель истории: Как вы думаете, в какую страну мы сегодня отправимся?
Ответ учащихся: в Индию
Учитель географии: Правильно. Тема нашего урока «Индия». Запишем тему в тетрадь свою.
Учитель истории: Ребята, а как вы думаете, какие проблемы мы будем с вами изучать?
Ответ учащихся: «Мы будем изучать географическое положение Индии, традиции, обычаи».
Учитель географии: «Как вы думаете, на каких предметах мы сможем изучить эти вопросы?»
Ответ учащихся: на истории и географии.
Учитель истории: Правильно. Сегодня с учителем географии мы проведем совместный урок. Но перед этим мы поделим класс на 2 группы: 1 группа – это историки, 2 группа – географы. Чтобы расширить ваши познания мы сегодня будем изучать почему Индия является загадочной и экзотической страной для европейских народов.
Учитель географии: Мы также узнаем о путешествии тверского купца Афанасия Никитина в загадочную и богатую страну Индии. Запишите план нашего урока:
- Географическое положение Индии (анализ географической и исторической карт)
- Занятия индийцев
- Путешествие Афанасия Никитина
- Загадочная страна Индия
Учитель истории, выдвигает проблемный вопрос: ребята, как вы думаете, почему загадочная и почему туда все стремились? На этот вопрос мы сможем ответить, изучив сегодняшнюю тему.
А теперь задание: определить по картам географическое положение Индии. Группа географов работает по географической карте, а группа историков – оп исторической карте. Отметит границу и столицу Индии.
Ответ группы историков: Индия расположена в Южной Азии, омывается Индийским океаном, на севере проходит граница по горам – Гималаи. На территории произрастают непроходимые леса – джунгли. Почвы – плодородные для ведения сельского хозяйства.
Ответ группы географов: Индия расположена на материке Евразии, на юге. Имеет выход в Индийский океана, по территории протекают крупные реки Инд и Ганг. Большая часть территории – равнинна, только на севере поднимаются высокие горы – Гималаи. Данную страну пересекает тропический пояс.
Учитель географии: при наличии рек и плодородных земель, джунглей, какие могут быть занятия у индийцев?
Ответ учащихся: рыболовство, земледелие, охота.
Учитель истории: ребята, откройте все учебник, параграф 20: группа географов определяет климатические условия Индии, а группа историков находят информацию о жизни в джунглях.
Группы обмениваются информацией и делают вывод о влиянии климата на занятия индийцев земледелием, охотой, рыболовством.
Учитель истории: ребята, вас заинтересовала эта тема?
Ответ учащихся: да
Учитель географии: Многие слышали о сказочной и экзотической стране, но не могли найти туда путь. Теперь все внимание на экран. Это Афанасий Никитин – тверской купец, первый из русских купцов, побывавший в экзотической стране – Индии. (слайд № 1,2,3,4)
Путешествие началось в 1468 году и продолжалось до 1471 года. Цель путешествия: обычная коммерческая экспедиция по Волге в составе каравана речных судов из Твери до Астрахани, налаживание экономических связей с азиатскими купцами, ведущими торговлю по Великому Шелковому пути, проходящему через знаменитую Шемаху. А. Никитин с товарищами снарядили 2 судна, нагрузив их разным товаром для торговли. Во время путешествия А.Никитин вел путевой дневник.
Прибыв в Индию, купец совершил «исследовательские походы» вглубь страны, подробно исследовав западную часть. Больше всего купец удивлялся, что люди ходят босиком и с непокрытой головой. У князя – фота на голове и охраняют его слуги, на голове тоже фата, с щитами и мечами в руках. В своем дневника купец рассказал не только о народе, праздниках, но и по детально описал природу страны. Пытались склонить иноземные князь Афанасия Никитина к мусульманской вере, но не сменил русский человек веры христианской.
Учитель истории: Теперь давайте вспомним наш вопрос в начале урока, почему Индию считают загадочной и экзотической страной?
Рефлексия: перед каждой группой ватман, вам не обходимо сделать синквейн со словом Индия, а потом заслушаем одного учащегося из каждой группы.
Учитель истории: параграф 20, задание к параграфу и составить понятийный словарь. Всем спасибо за урок.
Учитель географии: параграф 9, отметить на контурной карте путь А.Никитина из Твери в Индию. Всем спасибо за урок.
Выставление оценок за урок.