Урок русского языка по теме "Правописание парных согласных в корне слова"

Разделы: Начальная школа


2 класс «Начальная школа ХХI века»

Тип урока: закрепление новых знаний.

Цели урока: создание условий для формирования навыка правописания парных согласных в корне слова.

Задачи:

  • Обучающая: отработать умение распознавать в словах парные согласные, требующие проверки; закрепить знания о проверке слов с глухими и звонкими согласными в корне.
  • Развивающая: развивать умение анализировать, классифицировать, формулировать вывод;
  • Воспитывающая: Воспитывать положительное отношение к друг к другу.

Оборудование: лист с заданиями.

Ход урока

 Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД

1. Организационный момент.

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Здравствуйте, ребята.

Сегодня я хочу начать урок слова из песни «От улыбки хмурый день светлей….» Я хочу, чтобы сегодня ваш день был солнечным, радостным весёлым, поэтому возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.

 

Личностные

 

2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Ры…ка, поез…, варе..ка, у…кий, утю…, морко…ка

б д ж з г в

Прочитайте слова. сформулируйте задание, которое необходимо выполнить.

Что общего у всех пропущенных букв?

Назовите тему урока.

– Что вы знаете по этой теме?

– Вернёмся к словам на доске. Запишите в тетрадь только пропущенные буквы. Сравните свою работу с работой соседа.

Что их объединяет?

В следующей строчке напишите их пары. Какие звуки они будут обозначать?

– Проверяем.

 

 

– Вставить пропущенные буквы

– Парные

– Правописание парных согласных

Называют парные согласные,

– что такое корень

– правило проверки

– они обозначают звонкие согласные звуки

– глухие согласные

– Б-п, д-т, ж-ш, з-с, г-к, в-ф

Личностные:

  • проявлять интерес к изучению темы.

Познавательные:

  • анализ букв с целью выделения признаков
  • формулировать задание к упражнению;

Регулятивные:

  • формулировать тему урока и ставить цели урока

3. Практическая деятельность

Цель: выявление учащимися признаков орфограммы, развивать умения находить в словах парную согласную, выбирать способ проверки.

– А теперь предлагаю поработать в группе,

Правила работы в группе

Выберите, кто будет читать. Ответ записывать по очереди.

Дифференцированное задание.

1-в Допиши предложения со словами противоположного значения. Подчеркни парную согласную, запиши проверочное слово.

Лимон кислый, а малина _____________________.

Сосна высокая, а ель ___________________.

Камень твёрдый, а пух ______________________.

2-в Вставь пропущенную букв. Подчеркни парную согласную.

сла..кая ( д/т) – _________________

ни..зкая (с/з) – ___________________

мя..кий (г/к) -____________________

проверка на доске. ( слова с обратной стороны)

Устное объяснение.

выслушивать ответы, отвечать по очереди

 

Коммуникативные:

  • Участие в коллективном обсуждении проблемы,
  • умение слушать и вступать в диалог.

Предметные умения:

  • рассказывать алгоритм определения орфограммы;
  • находить проверочные однокоренные слова;

Регулятивные УУД:

  • контроль в форме соотнесения результата действий и эталона
  • внесение необходимых изменений в случае расхождения с правильным ответом

Работа в паре

– Для чего необходимо знать правило проверки написания парных согласных?

Я записала несколько предложений и допустила 4 ошибок. Найдите их, работаем в паре.

(на карточке)

Сегодня лёхкий морос. Льдом покрылись лужи на дорожках. Я вышел в сат и залез в сугроп.

Вспомним правило.

Лёгок – лёгкий, морозный – мороз, сады – сад, сугробы – сугроб.

Для того не допускать ошибки в словах.

 

Работа в паре

 

 

Чтобы проверить парную согласную, нужно подобрать проверочное слово: изменить форму слова, однокоренное слово, чтобы после согласной стояла гласная, или звуки м,н,р,л,й

Запись в тетради и у доски, обозначают орфограмму и корень слова.

Личностные УУД:

  • Смыслообразование, установление связи между учебной деятельностью и её мотивом

познавательные УУД:

  • логические – анализ с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений

Регулятивные УУД:

  • контроль в форме соотнесения результата действий и эталона
  • Коррекция – внесение необходимых дополнений в случае расхождения с эталоном

Работа в группе.

Записать отгадку и подобрать проверочное слово. Как только выполните, поднимите руки.

  • На солнце греется пузатый
    Крепыш в рубашке полосатой.
    (Арбуз)

  • Идут ко мне унылые
    С морщинками и складками
    Уходят очень милые -
    Веселые и гладкие!
    Значит я надежный друг
    Электрический…(Утюг)

  • Говорю я брату: – Ох!
    С неба сыплется горох!
    – Вот чудак, – смеется брат, –
    Твой горох – ведь это... (град).

  • Он ходит голову задрав,
    Не потому, что важный граф,
    Не потому, что гордый нрав,
    А потому, что он... (жираф).

  • Этот зверь тебе знаком –
    Ест мышей, пьет молоко.
    Но на кошку не похож,
    Весь в колючках длинных... (еж).

  • То я в клетку, то в линейку.
    Написать по ним сумей-ка!
    Можешь и нарисовать.
    Что такое я? (тетрадь)

Проверка с устным объяснением.

Отгадывают загадки.

Записывают отгадку и проверочное слово.

Коммуникативные

  • учебное сотрудничество со сверстниками

Предметные :

  • находить проверочные однокоренные слова;

Регулятивные:

  • выполнять проверку своей работы

Что вы можете сказать каждому в вашей группе за работу на уроке. Напротив имени нарисуйте значок.

  • Молодец (смайлик)
  • не стесняйся отвечать (солнышко)
  • ты работал хорошо (сердечко)

Работать в группе вы умеете, а сейчас вам нужно полученные знания на уроке применить при выполнении самостоятельной работы.

 

Личностные:

  • оценивать результат учебной деятельности.

Регулятивные :

  • соотносить полученный результат с поставленной целью.

4. Самостоятельная работа

Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения способом проверки орфограммы.

Самостоятельная работа

1-в.

1. обведи парные согласные:

з, н, с, ч, б, т, й

2. обведи слова с парной согласной на конце:

Кот, дом, рак, луг, нос

3. подчеркни слова, которые являются проверочными

Сапожек, погодка, грибы, виноград, глазок, лебеди.

4. вставь парные согласные :

ду.., зу.., моро.., арбу.., лё..., ко..ка, тра….ка

Доп. задание.

Сделайте буквенную запись слова

[д а р о ш к а] – ___________________

[б л и с к и й] – ___________________

[м а х к и й ] – ___________________

[ к л у ф ] – _______________________

Самостоятельная работа

2-в.

1. обведи парные согласные:

в, н, щ, з, д, ц, р

2. обведи слова с парной согласной на конце:

дым, год, лес, хлеб, кот

3. подчеркни слова, которые являются проверочными

львы , шубки, грибы, автобус, мышь, лебеди.

4. вставь парные согласные :

тра….ка , ду.., арбу.., лё..., ко..ка, зу.., моро..,

Доп. задание.

Сделайте буквенную запись слова

[д а р о ш к а] – ___________________

[б л и с к и й] – ___________________

[м а х к и й ] – ___________________

[ к л у ф ] – _______________________

 

Регулятивные:

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

 

5. Подведение итогов.

Итог.

– Назовите тему урока.

– Какие основные умения отрабатывали сегодня на уроке?

– Что было для вас самым трудным на уроке?

 

Личностные УУД:

  • Смыслообразование, установление связи между учебной деятельностью и её мотивом

Литература:

  1. В.Ю. Романова «Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения»
  2. О.Е. Жиренко «Учимся русский с увлечением. Формирование орфографической грамотности 1-4 классы»
  3. В. Волина «Занимательное азбуковедение»