Урок русского языка по теме "Части речи все важны!" 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: Обобщение полученных знаний.

Цель урока: помочь обучающимся, понять назначение в речи слов для каждого грамматического класса,т.е. довести до сознания обучающихся мысль о том, что все части речи важны в языке, так как каждая часть речи выполняет свою работу.

Задачи:

  • Образовательные: продолжить знакомить с признаками, по которым определяются части речи
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к красоте родного края, видеть прекрасное окружающей действительности.
  • Развивающие: развивать речь, мышление; орфографическую зоркость; память.

Оборудование: запись на доске, проектор, компьютер, презентация (Приложение 1)

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие детей.
Будем отвечать активно
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: - Урок начнём с проверки домашнего задания. (Текст домашнего упражнения записан на обратной стороне доски)

(Со) скочил …гонь (с) полена, перед печ?кой выжег пол,

(В) ле(з,с) (по) скатерти (на) стол, (по) б…жал (по) стул?ям (с) треском

И (по) пол(с,з) (по) занаве…кам.

(Трое учащихся по-очереди выходят к доске, решают орфографические задачи и определяют части речи. Параллельно 4 ученика выполняют работу по карточкам)

3. Оформление тетради.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

4. Минутка чистописания.

РроРри

В каких слияниях р обозначает мягкий звук р? (Рри)

Какие ещё гласные также обозначают мягкость согласных звуков?( и, ё, ю, я)

5.Словарная работа.

Запись слова – природа

В словарном слове нужно поставить ударение и подчеркнуть « опасные места».

К какой части речи относится слово природа? (им.сущ.)

6. Постановка учебной задачи.

Вчера 3А закончили изучать тему «Части речи» и поспорили. Слова, какой части речи самые нужные и самые важные. А вы как считаете? ( запишите свой ответ, но не говорите, что написали)

Если мы начали урок с такого вопроса, то о чём, по вашему мнению, мы будем сегодня говорить?

(О частях речи)

7. Знакомство с темой.

(Демонстрируется 4 пейзажа различных времён года слайд презентации)

- Назовите времена года.

-Почему происходит смена времён года?

-А сейчас какое время года?

- Назовите осенние месяцы?

Учитель: - Именно, об осени, об этом времени года мы с вами сейчас и поговорим. Давайте запишем это слово звуками, а потом буквами. (Один ученик работает у доски)

[ о с и н ] – осень

- Выделим в слове ударный слог, объясним орфограммы, посчитаем количество букв и звуков.

А теперь, давайте определим, к какой части речи относится это слово, и образуем от него однокоренное прилагательное.

Прилагательное - отвечает на вопрос …., обозначает…

Ученики: - Слово «осень» относится к имени существительному. Однокоренным прилагательным будет являться слово «осенний»

Учитель: - Разберёмся со строением этого слова. (выполняется разбор слова по составу)

Учитель: - Послушайте, как описывал осень, своё любимое время года, великий русский поэт А. С. Пушкин (слайд презентации):

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча, ещё бежит за мельницу ручей…

Словарь С.И. Ожегова «Толковый словарь»

Отряхает - сбросить с себя что-нибудь

Нагих – не имеющий, на себе одежды, покрова, голый.

Хлад – то же что и холод, лишенный тепла.

- Как вы поняли смысл этих строчек? Перескажите своими словами.

Ученики: - С уже почти голых деревьев опадают последние листья. Начинаются морозы, замерзает дорога, но ручей ещё сопротивляется заморозкам и продолжает бежать.

Учитель: Мы изучаем части речи и не все ещё прошли, другие вы будите изучать в старших классах. Поэтому мы определим, к какой части речи относятся эти слова с галочкой.

Текст записан на доске:

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча, ещё бежит за мельницу ручей…

Учитель: - Давайте попробуем прочитать этот текст без имён существительных (читает 1 ученик).

- Понятен ли вам текст? Почему?

- А теперь прочтём этот текст, исключая все глаголы (читает один ученик).

- Получается ли понятный текст?

Ученики: - Нет, текст получается непонятным.

Учитель: - А если убрать все прилагательные, то текст перестанет быть таким красивым (демонстрирует). Без предлогов. Слова не будут связаны между собой. Какой же можно сделать вывод?

Ученики: - Части речи все нужны! Части речи все важны!

Учитель:Если убрать в предложении слово, выраженное существительным, то текст будет не понятным. Части речи все нужны! Части речи все важны! (слайд презентации)

8. Составьте предложение из слов.(Желтеть, листья, осень)

Учитель: - Прочтите эти слова и попробуйте составить из них предложение. Что для этого нужно сделать?

Ученики: - Поменять слова местами и изменить окончания.

Дети записывают: Осенью желтеют листья. (Один ученик работает у доски, объясняет орфограммы, отмечает части речи и, пытается читать данное предложение, исключая различные части речи).

Учитель:

-Прочитаем без существительного.

-Прочитаем без глагола.

Вывод: Все части речи нужны и важны в русском языке, так как каждая часть речи выполняет свою работу.

Физминутка:

Падают, падают листья. В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья по ветру вьются, летят.

(Дети выполняют сначала обычные движения, затем имитирующие движения балерины, военного)

Учитель: Каждое время года - прекрасно по-своему.

9. Работа над развитием речи.

- Осенью часто идут дожди, но они не всегда одинаковы, подберите синонимы к глаголу идет

- Какие слова мы называем синонимы?( близкие по значению)

Дождь идет, моросит, льет, капает, хлещет.

10. Работа по учебнику.

Откроем учебник с 55 упр.143.

Прочитайте стихотворение А.Барто.

- Что делает стихотворение шуточным?

-Запись текста.

Дождь пошёл и не проходит.

Дождь идёт, хотя не ходит.

Укажи части речи.

-Одно ли значение выражены глаголы этого отрывка. Проверили по словарю.

Пошёл-

Не проходит-

Идёт-

Не ходит-

- Сколько приставок в этих словах? В какой части речи есть приставка?

( в глаголе)

Одна – пошёл

- Как пишутся приставки со словами? Докажите. ( нельзя поставить слово)

- Кто согласен подними- зелёный кружок.

- Кто не согласен подними- красный кружок.

- Из этих строк уберём им сущ., прочитаем, понятен текст или нет?

- Уберём глаголы. Понятен текст или нет?

11. Обобщение.

Посмотрите, как много частей речи. Две большие группы: самостоятельные, служебные. С некоторыми мы уже познакомились, а с остальными ваше знакомство произойдёт в старших классах. Одно вы должны помнить, если какая-то часть речи исчезнет, то наш язык станет непонятным и некрасивым. Значит, как мы ответим на эти вопросы?

Вывод: Все части речи нужны! Все части речи важны!

12. Домашнее задание.

Дома вы выполните упражнение.144.

Малыши решили списать строчки стихотворения. Вот что получилось.

Тетрадь задачник упр144.

13. Выставление отметок.

14. Рефлексия.

- Осенью бывает самое красивое явление – это листопад, листья окрашиваются, в разные цвета.

Берём лист зелёный – вам было интересно.

Лист желтый - не все было понятно.

Красный – вам ничего непонятно.

Наше дерево – зелёное. В каком месяце оно бывает таким?

Молодцы! Всем спасибо за урок!