Работа с природным материалом в творческой мастерской "Фантазия" ЦДТ Центрального района г. Кемерово

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Проблема мaодернизации художественно-эстетического образования детей является одной из самых актуальных. Необходимо развивать у детей чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

В этих целях нужно лучше использовать возможности каждого направления в работе, имеющих большую познавательную и воспитательную силу. Одним из таких направлений в системе дополнительного образования является работа с природным материалом, а именно, с соломкой, берестой, шпоном, сухоцветами. Работая с разнообразным природным материалом, дети открывают неограниченные возможности художественного творчества. Такая связь искусства и природы играет большую роль в эстетическом воспитании ребенка, его бережного и заботливого отношения к природе, в формировании творческого отношения к труду. Работа с природным материалом расширяет представления детей об окружающем мире, учит наблюдательности, внимательно вглядываться в различные явления, сохранить целостность восприятия.

Никакая компьютеризация не может заменить тяги детей к творчеству. Может потому и тянет детей к природному материалу, что занимаясь с соломкой или берестой, они именно работают с материалами, подаренными самой природой (теплый, солнечный, экологически чистый материал). Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с природой, воспитание бережного, заботливого отношения к ней и формирование творческих способностей и творческого отношения к труду.

Работа с природным материалом в творческой мастерской «Фантазия» имеет такие направления:

  • Плоскостная и объемная аппликация из соломки, соломенное плетение.
  • Работа с берестой.
  • Коллажи с использованием корней, семян, косточек, ракушек.
  • Работа с бросовым материалом.
  • Работа с кожей.

Соломоплетение – жанр декоративно-прикладного искусства. В работе с соломкой есть какая-то магическая притягательность. Этот теплый, солнечный материал как будто имеет колдовскую силу, и то, кто однажды попробовал сплетать соломинки, становится страстным поклонником этого художественного ремесла. В крестьянских семьях приемы традиционного ремесла передавались из рук  в руки, от старших – к детям в процессе непосредственного наблюдения и показа.

С большим мастерством, неисчерпаемой фантазией создают мастера из соломки корзины, шкатулки, декоративные куклы, фигурки животных, сюжетные композиции на темы народного быта, фольклора, истории. Эти произведения восхищают зрителей в музеях и на выставках, они приобрели славу лучшего национального сувенира.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние работа с природным материалом оказывает на умственное развитие детей, на развитие их мышления.

Вначале ребята рассматривают образец, анализируя его структуру, способы изготовления, затем после усвоения задания усложняются: нужно изготовить композиционную работу из бересты или соломки по собственному замыслу. Это сказывается на повышении уровня ориентировки ребенка во внешнем мире и в себе самом, в выработке новых знаний и умений.

Благоприятный эмоциональный настрой детей, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания какой – нибудь композиции очень важны для общего развития. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия и творческого отношения к труду.

Такой труд способствует  развитию личности ребенка, воспитанию его характера.

Не так – то просто сделать красивую работу, это требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Под руководством педагога дети учатся устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно формируются такие качества как целеустремленность, настойчивость, умение доводить дело до конца.

В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.

В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении той или иной работы ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.

Работа с природным материалом может быть индивидуальной и коллективной. Коллективный труд приносит большую радость. У ребят наблюдается стремление оказать друг другу помощь. Желательно использовать различные виды коллективной работы детей или формирования й них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.

Результаты коллективного труда окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых творческих задач, за которые они берутся с еще большим эмоциональным подъемом. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса занятия становятся эффективным средством развития творческих способностей.

Занятия ведутся постепенно от простого к сложному. Практическая работа впоследствии идет быстрее и успешнее. Педагог не задается целью сделать из каждого ребенка профессионала в области работы с берестой или соломкой, но удивительное дело – работы старшеклассников поражают именно профессионализмом: отточенностью формы, богатством ассоциаций, свободой самовыражения, наконец, вкусом.

В конкурсах декоративно – прикладного творчества участвуют дети разного возраста, поэтому очень важно в процессе подготовки к конкурсу ни одного ребенка не обидеть, а наоборот, похвалить, поддержать, высказать свое пожелание или замечание, но сделать это очень деликатно.

Видя, как педагог сопереживает детям в процессе подготовки к конкурсу, они и сами проявляют большую ответственность и дисциплину, часто жертвуя своим временем (иногда приходится встречаться помимо занятий). Так постепенно создаются наши шедевры. В это время наш творческий коллектив существует как единое целое. И как результат – сам конкурс. И маленькие победы. В результате таких, пусть маленьких побед, дети становятся более ответственными и уверенными в себе, укрепляется воля, возрастает самоконтроль и уважение к себе.

Создавая прекрасное, дети становятся более доброжелательными друг к другу и окружающим, развивают творческое воображение, формируют человеческое эмоциональное отношение к миру.

Обучающиеся творческой мастерской «Фантазия» ежегодно становятся победителями и призерами районных, городских и областных конкурсов декоративно-прикладного творчества. Есть и одаренные дети, которые обучаются по индивидуальной программе:

Тамара Яковченко – энергичная, общительная девочка. Она хорошо учится в школе, занимается спортом (плаванием) и рукоделием. Тамара с детства любит работать с природным материалом, делать подарки родным своими руками, ей нравятся уроки труда в школе, поэтому она пришла заниматься в творческую мастерскую «Фантазия». Тамара очень старательная. Это было отмечено педагогом с первых занятий девочки. Она старалась сделать работу первой и лучше других.

Тамара – творческая личность. Она постоянно придумывает различные композиции из природного материала и любит работать в разной технике: с соломкой и берестой.

Интересные работы девочки, продуманные и аккуратные, педагог представляла на районных и городских выставках. Уже не первом году обучения работы Тамары были отмечены грамотами. Работа Яковченко Тамары - объемная композиция, выполненная из соломки и бересты, выставлялась на городском конкурсе – фестивале «Успех».

За эту работу Тамара была награждена  Диплом Лауреата 1 степени и ценным подарком.

Унжакова Элеонора пришла в творческое объединение в возрасте 10 лет. До этого она занималась рисованием, любила кропотливо и основательно выполнять художественные работы по ИЗО. На занятиях показала себя очень усидчивой, способной ученицей. Уже с первых дней аккуратно и терпеливо выполняла первые работы в технике «соломка». Быстро освоила способы заготовки и  обработки соломенного полотна, технику подготовки соломки, стала делать первые самостоятельные работы – плоские аппликации из соломки и панно.

Уже в конце первого года обучения работы Элеоноры были представлены на районной выставке декоративно-прикладного творчества «Успех». На втором году обучения освоила выполнение объемных аппликаций из соломки, составление декоративных панно и кукол из соломки. Стала самостоятельно составлять объемные композиции из соломки. Но особенно заинтересовалась работой с другим природным материалом – берестой. Освоила технологию и художественную обработку бересты, стала изготавливать декоративные панно и сувениры в технике «береста» (различные куклы и сувениры). Выставляла работы на районные и городские выставки, работы неоднократно были отмечены грамотами. На третьем году обучения стала работать с кожей, научилась способам крашения, теснения, шерфования и плетения.

Изготовила различные работы в технике «кожа» - цветы, мини композиции, ремешки, закладки. Также смогла выполнить и сложные декоративные панно. С ростом профессионального мастерства Элеонора не останавливается на достигнутом, постоянно развивает умения работы с различным природным материалом.

Ее композиции из сухоцветов, засушенных растений в технике «флористика» получили высокую оценку.  Постоянно принимает участие в районных, городских, областных выставках декоративно-прикладного творчества и занимает призовые места. Элеонора успешно осваивает новую технику – работу со шпоном. Ей хочется научиться работать с разным природным материалом, узнать его свойства, технологию заготовки, обработки и хранения.

Ко всем праздникам Элеонора сама делает подарки своим родным.

Работа с природным материалом не только интересна и познавательна для детей, но и позволяет обучающимся воспринимать свой вид творческой деятельности не изолированно, а в комплексе с другими видами искусства, стимулирует процесс познания, развития творческих способностей и позволит в будущем нашим воспитанникам использовать полученные знания в широкой сфере деятельности.