Урок математики по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 20". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Класс первый
Тип урока Урок применения полученных знаний
Форма урока Урок-путешествие
Тема Сложение и вычитание чисел в пределах двадцати с переходом через разряд.
Цель урока Совершенствовать навыки счёта в пределах 20 с переходом через разряд.
Задачи
  • Образовательные:
    • закрепить знание состава числа и нумерации чисел второго десятка
    • совершенствовать вычислительные навыки, навыки решения логических задач.
  • Воспитательные:
    • формировать умение слаженно работать в паре, оказывать взаимопомощь;
    • формировать умения ставить перед собой учебные задачи, объективно оценивать –результаты своей деятельности.
  • Развивающие:
    • развивать познавательные психические процессы: память, внимание, воображение, логическое мышление;
    • развивать наблюдательность;
    • развивать речь.
  • Здоровьесберегающие:
    • учитывать индивидуальные особенности учащихся, создавать ситуацию успеха, обеспечивать моменты эмоциональной и физической разрядки, чередовать различные виды деятельности, подобрать оптимальный темп ведения урока и способ рефлексии.
Формы работы Индивидуальная, групповая, коллективная, в парах
Оборудование  Карточки с заданиями, смайлики для рефлексии, доска магнитная, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

А ну-ка детки встали в ряд!
Готов к работе мой отряд?
Занимай свои места.
Математика сложна.
Но скажу с почтеньем я,
Математика нужна
Всем без исключения.

– Ребята, вы на какой урок пришли? (Слайд №2)

(Ответ: на урок математики).

Учитель. Этот урок особенный, мы отправляемся в сказочное путешествие. Узнать, где мы побываем, вам поможет этот ребус. Убери из таблицы цифры и арифметические знаки, и ты прочтешь слово. (Слайд №3).

с 5 = 7 12 а
+ к 14 20 к
9 16 а з 8 19

Дети: « Мы отправляемся в сказку»

2. Сообщение темы и цели урока.

– Тема нашего занятия: «Сложение и вычитание чисел в пределах 20».

– Какие знания и умения пригодятся нам во время путешествия?

(В путешествии пригодятся: умения выполнять сложение и вычитание в пределах 20; сравнивать выражения; быть внимательным, сообразительным).

Учитель. Чтобы встретится с героиней сказки, нам необходимо выполнить первое задание. В класс по почте доставлена шифрограмму. Разгадав ее, вы узнаете, кто нуждается в вашей помощи.

9+6=   л
4+8=   о
16-8=   а
7+9=   у
9+2   к
7+7=   ш
18-9=   З

9 12 15 16 14 11 8
             

Выполнив задание, дети дают ответ: Золушка.

(На экране появляется изображение Золушки). (Слайд №4)

Учитель. Ребята, на уроке вы сегодня не просто ученики, а добрые «волшебники». Потому что только волшебники творят чудеса. И вы должны обязательно помочь Золушке выполнить все задания её мачехи.

– Посмотрите, Золушка встревожена. Она беспокоится: « Очень хочется побывать на балу у короля. Но успею ли я на королевский бал, ведь мачеха столько заданий приготовила?»

– Не волнуйся Золушка, ребята тебе помогут.

3. Устный счет.

Чтобы работа была успешной, начнём работу с гимнастики мозга.

  1. сосчитаем до 20
  2. обратите внимание на ряд 12, 16, 20 что можете о них сказать? (двузначные, увеличиваются на 4)
  3. Назовите самое большое из них?
  4. Самое маленькое?
  5. На сколько число12 меньше числа 20?
  6. Какое число предшествует 20, 15, 17, 12?
  7. Какое число следует за 14, 16, 13, 19, 17?

После разминки можно помочь и любимой Золушке.

Учитель: Первое задание мачехи: прополоть грядки на ее огороде с морковью, свеклой, помидорами. А грядки мачехи – наши математические цепочки. Узнайте результат данных выражений.

Дети открывают тетради, и каждый выполняет свою цепочку.

Работа дифференцирована по трем группам.

  1. Рисунок морковки. 15-9+8-7+6-4+9-10= (повышенный уровень).
  2. Рисунок свеклы. 13-8+7-3+5-7= (средний уровень).
  3. Рисунок помидора.12-6+4+8-9= (низкий уровень).

Учитель. Проверка. Выслушиваются ответы детей. (Слайд №5).

4. Закрепление пройденного материала.

(Слайд №6).

Учитель. Второе задание мачехи: распределить собранные фрукты в три корзины:

Примеры с ответом 12. Примеры с ответом 14 Примеры с ответом 8
     
     
     
     

 Работа в парах. Дети заполняют таблицу самостоятельно на карточках.

6+6= 5+9= 16-8=
6+8= 17-9= 7+5=
8+4= 14-6= 7+7=
9+3= 13-5= 9+5=

Проверка результатов заполнения таблицы. (Слайд №7)

5. Физминутка общего воздействия.

Мы устали чуточку, 
Отдохнём минуточку. 
Поворот, наклон, прыжок, 
Улыбнись, давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, два, три.
На соседа посмотри, 
Руки вверх и тут же вниз,
И за парту вновь садись.

6. Закрепление пройденного материала (продолжение).

Учитель. Сейчас мы будем работать с выражениями. Сравнивать выражения с доказательствами и выводами, вставлять в выражения пропущенные знаки. Своей волшебной работой помогаем создать для Золушки карету, лошадей и кучера. И только тогда Золушка отправится на королевский бал.

Сравните выражения. На доске:

7+9 * 6+9 5+8 * 5+9 6+6 * 7+7

Учащиеся называют полученные ответы, при правильном их выполнении появляются карета, лошади и кучер. (Слайд №8)

Учитель. Какие приемы вы применяли в сравнении выражений?

Предполагаемый ответ: сравнивали слагаемые в выражениях и делали вывод.

Подводим итоги: ваша волшебная работа помогла из тыквы создать карету, мышек превратить в шесть лошадей, а крысу превратить в кучера.

7. Самостоятельная работа.

Учитель. Чтобы Золушка встретилась с принцем, давайте, ребята, решим еще несколько заданий.

  • 1. Вспомнив состав числа 12.

Работа в группах. Каждая группа по карточки с примерами заполняют пропуски.

6 + 0 =12 7 + 0 = 12 5 + 0 = 12
9 + 0 = 12 8 + 0 = 12 4 + 0 = 12

Проверяют задание. (Слайд №9)

  • 2. Каждая группа решает задачи.
В хоре 11 кузнечиков.
Для Золушки песни распевали.
Вскоре 2 кузнечика
Голос потеряли.
Сосчитай без лишних слов,
Сколько в хоре стало голосов?
Ежик по грибы пошёл
13 рыжиков для Золушки нашёл.
8 положил в корзину,
Остальные же – на спину.
Сколько рыжиков везёшь,
На своих иголках, ёж?
7 весёлых васильков.
5 ромашек-желтоглазок.
Принц Золушке дарил..
Сколько же цветов в букете?
 

Проверка (Слайд №10)

Учитель. Золушка встретилась со своим Принцем. (Слайд №11).

Она счастлива и благодарит своих волшебников за работу. (Слайд №12).

8. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Оцените свою работу. Возьмите смайлики, которые соответствуют вашему настроению после нашего урока.

– Кто доволен собой?

– У кого были трудности в работе?

Ребята, а почему вы помогали Золушке? Что сделало вас «волшебниками?» Можно ли в настоящей жизни стать «волшебниками»? Объясните. Выслушиваются ответы учащихся.