Образовательные цели урока:
- систематизировать и расширить знания учащихся о силе как мере взаимодействия тел;
- сформировать у учащихся четкое понимание факта того, что результат действия силы на тело определяется площадью поверхности, на которую действует сила;
- сформировать у учащихся первичный навык расчета давления, производимого на опору твердым телом.
Воспитательные цели урока:
- воспитание интереса к физике и ее приложениям, активности, мобильности, умения общаться, общей культуре;
- формирование научного мировоззрения через взаимосвязь явлений;
- совершенствование представлений учащихся о мире и его причинно-следственных связях;
- создание условий для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения;
- формировать умение работать в парах, вести диалог друг с другом.
Развивающие цели урока:
- развитие навыков мыслительных операций: обобщения, систематизации, сравнения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, гибкости и критичности ума, умения самостоятельно формулировать выводы;
- продолжить развитие речи, памяти, ассоциативного и логического мышления, наблюдательности у учащихся;
- овладение учащимися умениями мыслить: синтезировать понятия, т.е. формулировать суждения и вскрывать сущность вещей, т.е. устанавливать внутреннее единство противоположностей объекта – через осуществление диалектического подхода к обучению.
Этапы урока:
- Организационный этап,
- Этап постановки цели,
- Этап актуализации знаний,
- Этап введения знаний,
- Этап обобщения и первичного закрепления и систематизации знаний,
- Этап подведения итогов обучения,
- Этап определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению.
Оборудование:
для демонстрации 1) прозрачная кювета
(аквариум) с песком; 2) столик с четырьмя ножками
(пластинка с 4 гвоздями № 100 по углам); 3) гиря (1, 3, 5
кг)
для приложений ноутбук (ОС Windows 7, Google chrome (или иное
ПО для просмотра ЭОР)), мультимедиа-проектор,
презентация, электронные образовательные
ресурсы.
Ход урока
Организационный этап.
Повторный инструктаж по технике безопасности (урок по плану первый во втором полугодии).
2. Этап постановки цели. (Слайд 1 приложения 1)
Как-то раз спросили розу:
“Отчего, чаруя око,
Ты колючими шипами
Нас царапаешь жестоко?[1]”
Омар Хайям
Сегодня на уроке вам предстоит узнать, что же ответила роза поэту.
3. Этап актуализации знаний.Как всегда, в начале новой темы мы с Вами вспоминаем основные факты и понятия, которые нам понадобятся. Итак (Слайд 2 из приложения 1)
Что такое сила?
От чего зависит действие силы на тело?
Демонстрация № 7-32-1 (или интерактивный демонстрационный) Приложение 2 или приложение 3 [3]
Слайд 3,4 приложения 1.
Задание. Попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока. Чем, по-вашему, мнению мы сегодня на уроке будем заниматься?
Вы познакомитесь с новой физической величиной, которая поможет объяснить некоторые природные факты и понять устройство и принцип действия некоторых инструментов и механизмов, используемых в быту и технике.
Итак, запишите тему урока: “Давление твердых тел”. Слайд 5 приложения 1.
Перед вами перечислены основные понятия и термины, значение которых вам предстоит узнать. Это цель нашей с вами работы на уроке.
Интерактивный модуль Давление твердого тела [3] (Приложение 4, слайд 6 приложения 1) (В модуле много страниц, переключаемые соответствующими кнопками на слайде презентации).
4. Этап введения знаний.До сегодняшнего урока мы изучали случаи, когда сила, действовавшая на тело, была приложена к телу лишь в одной точке. Мы так и говорили: “Точка приложения силы”. Теперь мы приступаем к изучению ситуаций, когда сила, действующая на тело, приложена к телу во множестве точек, то есть действует на некоторую площадь поверхности этого тела.
Силу, прикладываемую перпендикулярно поверхности, называют силой давления. По своей природе сила давления может быть любой, кроме силы трения, которая направлена параллельно поверхности.
Необходимо добавить, что твердые тела передают силу давления, сохраняя ее направление. Благодаря этому свойству твердых тел, мы можем воздействовать твердым инструментом на обрабатываемое тело в нужном направлении: копать землю лопатой, резать ножом различные материалы, и т.д.
Величина, характеризующая действие силы в зависимости от площади, на которую она действует, называется давлением.
Интерактивный модуль_Результат действия силы на тело + звук (приложение 5) [3]
Давление
– это скалярная физическая величина, равная отношению силы давления, приложенной к данной поверхности, к площади этой поверхности.Обозначают давление прописной латинской буквой р.
Чтобы определить давление, надо силу, действующую перпендикулярно поверхности, разделить на площадь этой поверхности.
Запишем формулу:
где р – это давление, F – сила давления, S – площадь опоры.
Интерактивный модуль Формула (Приложение 6, слайд 7 приложение 1) [3]
За единицу давления
принимается давление, которое производит сила 1 Н, действующая на поверхность площадью 1м2 перпендикулярно этой поверхности. Эта единица имеет и собственное название и обозначение: . Она называется паскалем в честь французского ученого Блеза Паскаля. (Слайд 8, 9 приложение 1)Посмотрите таблицу, в которой приведены примеры давлений, встречающихся в природе, быту и технике. (Слайды 10 и 11 приложения 1).
Величина давления имеет большое значение не только в жизни человека, но и в жизни животных. Например, заяц, оказывающий давление в 1,2 кПа может сравнительно легко убежать от волка, который оказывает давление 12 кПа, по рыхлому снегу, но не спасется от него на твердой почве. (Слайд 12, приложения 1).
Человеку тоже тяжело передвигаться по снегу, поэтому он использует лыжи.
Посмотрите внимательно на формулу давления .
Между силой давления и давлением существует прямо пропорциональная зависимость, то есть чем больше сила, тем больше давление и наоборот, чем меньше сила, тем меньше давление.
Если говорить о зависимости давления от площади опоры, то здесь наблюдается обратно пропорциональная зависимость, то есть чем больше площадь опоры, тем меньше давление и наоборот, чем меньше площадь соприкосновения тел, тем давление больше.
Таким образом, можно сделать вывод: чтобы увеличить давление следует…..
Чтобы уменьшить давление следует…
Примеры увеличения и уменьшения давления.
Интерактивный модуль Увеличение и уменьшение давления (Приложение 7, Слайд 13, приложения 1) [3]
Задание классу: Приведите свои примеры, когда давление необходимо увеличить или уменьшить.
Слайды 14, 15 приложения 1.
5. Этап обобщения и первичного закрепления и систематизации знаний.Решение задачи:
Определите давление, которое оказывает на арену цирковой слон, стоящий на одной ноге. Масса среднего слона 3,5 тонны, площадь подошвы 700 см2.
Слайд 16 приложения 1.
6. Этап подведения итогов обучения.Домашнее задание к уроку. Приложение 8.
8. Рефлексия.Помните стихотворение в начале урока. Кто может объяснить с точки зрения физики, почему же шипы розы колючие?
В заключение, учитель обобщает ответы учащихся, оценивает работу на уроке и делает вывод о достижении цели урока всем классом.
– Спасибо за работу.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
- http://spaces.ru/diary/?r=diary/read&BP=1&id=2026493285&link_id=49650884012&sid=9293137762386801
- http://www.nevabuket.ru/articles/floristika.php – картинка букета роз на первом слайде приложения 1.
- Библиотека цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/