Урок-игра проводится в рамках учебной программы по истории Древнего мира (5 класс) как повторно-обобщающий. Очень хорошо использовать его как показательно-развлекательное мероприятие в “Неделю истории”, которая стала традиционной в учебно-образовательных учреждениях.
Урок-игра включает в себя 2 этапа. Первый – это отборочный. Уместно проводить его по изученным материалам двух государств Индии и Китаю, второй – заключительный может включать в себя полученные знания по всем странам Востока или выборочно.
Как правило, в период подготовки и во время проведения урока-игры желательно задействовать учащихся не только 5-х, но и десятых классов, так происходит одновременно повторение материала и обучение младших школьников сотрудничеству. Старшие учащиеся прекрасно выполняют роль не только жюри, но и артистично показывают сценки, читают стихи, выступают как ведущие. Это служит примером для пятиклассников и способствует тому, что у них появляется в дальнейшем желание самим принять участие в подобном мероприятии.
Цели:
1. Проверить качество усвоения пройденного материала.
2. Закрепить полученные умения и навыки.
3. Воспитывать самоконтроль, умение демонстрировать свои позитивны качества.
Задачи.
Обучающая:
- обучать учащихся самостоятельно добывать знания, работать с нормативными документами и находить там нужную информацию;
- делать верные выводы и использовать их в своей жизни;
- анализировать основные законы, регулирующие отношения в обществе.
Развивающая:
- развивать интерес к истории,
- формировать навыки как индивидуальной, так и коллективной деятельности.
Воспитывающая:
- воспитывать у учащихся уважительное отношение к другим странам и народам.
1 этап (отборочный)
Учитель: Здравствуйте дорогие пятиклассники, зрители и жюри. Сегодня мы собрались на игру “Заочное путешествие”. Давайте познакомимся с командами.
Каждая команда готовила заранее приветствие, которое нам сейчас и покажет (название команды, девиз, эмблема, музыкальный номер).
Максимальный балл - 10.
Сегодня мы совершим заочное путешествие на Древний Восток.
Постараемся вспомнить, что мы уже знаем о народах, населяющих этот прекрасный регион.
Но прежде чем мы отправимся в путешествие, нам придется поработать с картой, ответить на ряд вопросов, потому что иначе мы не сможем продвигаться по этим странам.
Далее идет демонстрация слайдов презентации. Выступления команд с ответами и оценивание их членами жюри. Очень хорошо для работы в жюри привлечь учащихся 10 классов, это позволит и им в очередной раз проверить свои знания и вспомнить материал по всеобщей истории.
Но прежде чем мы отправимся в путешествие, нам придется поработать с картой, ответить на ряд вопросов, потому что иначе мы не сможем продвигаться по этим странам. (Далее все по презентации)
2 этап игры
На нем присутствуют команды победители, допущенные до 2 этапа урока-игры “Заочное путешествие в страны Востока”. После представления команд, ведущие напоминают правила игры и то, что совершая заочное путешествие на Древний Восток, надо постараться вспомнить, все что уже успели узнать о народах, населяющих этот прекрасный регион.
Начинать уместно с восстановления карты и ее заполнения.
1 ведущий: С конвертом №1. “КАРТОСХЕМЫ”
А) Прошу капитанов подойти и выбрать задания перед вами 3 конверта. Будьте добры возьмите любой из них.
Б) Там вы найдете разрезанную картосхему, картон, на который наклеите правильно собранную карту.
В) Затем заполните ее, подписав :
- объекты (заливы, моря, горы), которые служат границами с юга, востока, запада, севера;
- главные, самые крупные реки;
- название страны;
- материк, на котором она находится.
Конверты и ваши бланки-картосхемы с ответами через пять минут вы должны вернуть жюри. Максимальный балл - 10.
Сцена 1 (разыгрывается с членами команд, незанятых в выполнении первого задания)
Учитель: Сейчас вам предстоит подслушать разговор двух греков. Из него вы должны уловить и назвать о каких чудесах идет речь, ответы записать на листочках и передать их в жюри.
Далее разыгрывается сцена: Действующие лица: два грека (один из них воин), завернутые в белую материю наподобие хитона.
Воин: Если бы ты только знал, какая удивительная страна Индия. Я был там с Великим Александром Македонским. Там такое жаркое солнце, что на некоторых деревьях появляется белая шерсть.
Древний грек: Не может быть! Это неправда!
Воин: Не хочешь - не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают ножами белую шерсть с деревьев и кустов, точно с овец, и делают с нее красивые материи.
Древний грек: Вранье! Такого не может быть!
Воин: Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что там в Индии есть растение, которое называется тростник и он способен давать мед без пчел.
Древний грек: Как это без пчел?
Воин: Индийцы выжимают сок из тростника и варят его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. А на вкус от слаще пчелиного меда!
Древний грек: Вранье и еще раз вранье! На свете нет ничего слаще пчелиного меда!
Воин: Все жители Индии ходят с метелочками и подметают дорогу перед собой.
Древний грек: Они очень чистоплотны и по-видимому заботятся о чистоте дорог. Я правильно угадал?
Воин: Ребята! Помогите нам разобраться и скажите прав ли я?
- как называется эта “шерсть”, что растет на деревьях,
- что это за чудо растение, сок, которого слаще меда,
- зачем жители Индии ходят с метелочками?
2 ведущий:
В Индии существует очень жесткое деление общества на варны (касты).
Три варны: Брахманы, кшатрии и вайши, считаются дважды рожденными. А вот четвертая варна – шудры, рожденные один раз… Есть и те, которые в варны не входят - это неприкасаемые.
В “законах Ману”, первого царя Индии, расписаны обязанности всех слоев населения согласно варновому (кастовому) делению.
Я приглашаю капитанов получить конверт № 2 “КТО ЕСТЬ КТО” (работа с текстом)
А) вам предстоит используя свои знания вписать в текст “Законов Ману” пропущенные названия групп населения.
Б) Пронумеруйте их от высших к низшим.
Конверты и ваши бланки с ответами через пять минут вы должны вернуть жюри.
Максимальный балл -10.
Сцена “Дважды рожденные”
Ведущий: Обряд посвящения проводился
- в детском возрасте для представителей высших Варн – брахманов, кшатриев и вашьев.
- Был он довольно простым и НЕ сопровождался испытанием физических и духовных качеств человека.
- Самой существенной его частью было надевание на шею посвящаемому шнура.
Приглашаю по одному представителю от команды. Перед вами 4 шнура. Вам необходимо:
1. Выбрать один из четырех, который принадлежал, по вашему мнению дважды рожденному и объяснить:
А) Легендарное происхождение представителя даной Варны
(т.е. из какой части тела первочеловека ПУРУШИ (или БРАХМЫ) сотворен он);
Б) Какого цвета одежду он обязан был носить.
В) Какие занятия ему приписывались.
Максимальный балл – 10.
Сцена “ГРЕК И ВОИН” (Побеседуем со зрителями, группой поддержки)
Учитель: Сейчас вам предстоит ответить на вопросы воина и грека, указать о каких чудесах идет речь?
Воин: В Китае разводят домашних животных как и в других странах, но удивительное дело, богатейшими людьми, считаются те, кто разводит “домашних червей”. Как вы думаете почему?
(Это тутовые шелкопряды – шелковичные черви, прядущие шелк)
Древний грек: У китайцев правитель был родственником неба. Как его называли и как называлась сама страна Китай?
(Сын Неба, Поднебесная)
Воин: Это единственный памятник, видимый с Луны, его длина 6500 км в длину, его справедливо называют “длиннейшим кладбищем в мире”, напоминает он своим очертанием дракона. Что это за памятник?
(Великая Китайская стена)
Древний грек: Перед вами перечень достижений народов Индии и Китая, помогите мне выбрать те, которые принадлежат Китаю.
(Великая Китайская стена, Конфуции, шелк, рис, бумага, компас, порох, чай)
(Убрать: цифры, шахматы, сахар, буддизм)
3 ведущий: ГРОБНИЦА Цинь Шихуань.
После смерти император Цинь Шихуань был похоронен в грандиозной гробнице.
- В гробницу поместили 6000 глиняных воинов с настоящим оружием
- Были убиты все жены, не родившие императору детей.
- Ремесленники изго-товили точные копии дворцов.
- Для чего это было сделано?
3 ведущий: Я предлагаю капитанам получить конверт №3 “КРОССВОРДЫ”
Учитель: Пока капитаны работают над кроссвордами прослушайте легенду и стихотворение о строительстве Великой Китайской стены.
Шли на север армии рабов
Шло в неволю множество людей,
Был повсюду слышен визг бичей!
По утесам голым и немым
В зной и холод люди шли и шли,
Было велено построить им
Стену в десять тысяч долгих ли…
Умирали, гибли не от стрел,
Не в бою за близких и родных
Беглецам же был один удел –
Замуровывали в стену их…
В основу легла судьба КРЕСТЬЯНКИ Мэн цзян-нюй, которая 10 лет ждала мужа, отправилась к стене на розыски и не нашла его. Ее ПЛАЧ потряс стену, обвалилась глыба, и обнажился труп заживо замурованного ее мужа.
Слово жюри! Подведение итогов, поздравления и награждения победителей!!!