Урок музыки "Звучащие картины". 1-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 1


Дидактическая цель: способствовать формированию УУД в процессе осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами эмоционально-образного восприятия искусства с использованием ИКТ.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала

Планируемые результаты (цели по содержанию):

Предметные:

  1. Иметь представление о народной и профессиональной музыке на примерах восприятия живописного и музыкального образов произведений.
  2. Уметь исполнять вокальные произведения.

Метапредметные:

познавательные:

  1. Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
  2. Классифицировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
  3. Сравнивать и обобщать информацию.

коммуникативные:

  1. Продуктивно сотрудничать, общаться со сверстниками при решении различных творческих задач.
  2. Аргументировать свою точку зрения.

регулятивные:

  1. Выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.
  2. Осуществлять самоконтроль деятельности.
  3. Оценивать результаты собственной учебной деятельности и деятельности других.

Личностные:

  1. Воспитание чувства стиля, эмоционально-ценностного отношения к искусству на основе восприятия образов музыки и живописи.
  2. Развитие ассоциативно-образного мышления и воображения.
  3. Развитие творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения:

  1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Учебник для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений – М.: «Просвещение», 2013г.-стр.30-31.;
  2. Рабочая тетрадь к учебнику музыка 1 класс;
  3. Мультимедийное сопровождение;
  4. Аудиопособие.
  5. Образовательный Инернет-проект «Путешествие в Страну Музыки» www.unikru.ru

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Результат
1. Оргмомент. Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет рабочее место учителя и ученика. Дает задание классу исполнить попевку «Звенит звонок» со словами и сольфеджио с использованием ручных знаков (Презентация слайд 1).
Музыкальное приветствие детей.
Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность рабочего места. Исполняют попевку «Звенит звонок», контролируя осанку, звучание голоса, используют ручные знаки при исполнении сольфеджио. Умеют организовать рабочее место.

Умеют работать по инструкции, осуществлять самоконтроль осанки, звучания голоса, показа ручных знаков при пении.
2. Целеполагание и мотивация (Слайд 2) Предлагает рассмотреть слайд и определить в роли кого встречает ребят фея Муза.
Создавая игровую ситуацию, учитель приглашает ребят на экскурсию в картинную галерею. Озвучивает тему (слайд 3), помогает сформулировать цели, задачи урока.
(Слайд 4) Приглашает принять участие в образовательном проекте «Путешествие в Страну Музыка» и совершить увлекательное и красочное путешествие, выполнив задания одного из этапов конкурса. На этом уроке ребята побывают на станции Загадкино.
Рассматривают слайд, определяют, что Муза сегодня в роли художника.
Осознают тему, формулируют задачи урока.

Выражают свое отношение к предложению учителя.


Умеют принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

3. Актуализация знаний и умений.
4. Первичное усвоение.
5. Осознание и осмысление учебного материала.
(Слайд 5) Предлагает учащимся классифицировать слова-понятия по видам искусства (музыка, изо).


Предлагает открыть учебник стр. 30-31. Рассмотреть иллюстрации картин, ответить на вопрос:
– Можем ли мы сказать, что картины – музыкальные? Почему?
(Слайд 6) Знакомит с картиной вятского художника (В. Васнецов. Гусляры). Напоминает, что Кировский художественный музей носит имя братьев Васнецовых. Задает вопросы:
– Кто изображен?
– Какую музыку могли исполнять гусляры?
– Народная или профессиональная музыка звучит с картины?
Предлагает игру «Ожившая картина» группе мальчиков роль гусляров, остальным детям роль экспертов.



(Слайд 7) Предлагает всмотреться в следующую картину (Д. Левицкий. Алымова за арфой). Обратить внимание на грацию и изящество изображенной дамы, на украшения головного убора, платья, музыкального инструмента в ее руках.
Предлагает продолжить игру «Ожившая картина», роль музыкантов-исполнителей на арфе, поручая группе девочек.
Задает вопрос:
– Профессиональная или народная звучала музыка?

(Слайд 8 ) Предлагает познакомиться со следующей картиной и дать ей название (Х. Тербрюгген. Флейтист).
Предлагает, всматриваясь в картину, прислушаться к внутреннему голосу и определить характер музыки полотна.
Предлагает вместе с учеником-дирижером исполнить на «флейтах» произведение Баха «Шутка», точно следуя жестам дирижера. Делит класс на две группы, объясняет жесты.

(Слайд 9)
Знакомит с последней картиной галереи (М. Пашинин. Лель и Снегурочка.) Задает вопрос:
– Кого видите на картине?
– На чем играет Лель?
– Кто такой Лель?
– Какую музыку он играет?
Обращает внимание, что герои изображены на фоне пейзажа.
– С чем сравнивает художник нежную, стройную Снегурочку?
– Какую по характеру музыку дарит Лель Снегурочке?
Предлагает исполнить из репертуара песню созвучную картине.


– А сейчас мы принимаем участие в конкурсе «Путешествие в Страну Музыки» (станция «Загадкино»).
(Слайд 10) Читает загадки, дает жетон за правильный ответ. Объясняет выполнение второго задания станции «Загадкино», отслеживает правильные ответы (слайд 11). Записывает на доску количество полученных баллов классом за каждое задание. Подводит итог участия в проекте «Путешествие в Страну Музыки». Записывает общее кол-во баллов на доске. Предлагает принять участие в конкурсе этого года «Вместе с песней интересней».

Проводит с классом музыкальную переменку «Сказки большого леса» с привлечением помощников (слайд 12).
Приложение
Все участвуют в распределении слов по видам искусства, показывая направление рукой на смайлик «художник» и смайлик «композитор». Оценивают результат работы.

Работают с учебником, рассматривают картины, отвечают на вопрос.

Всматриваются в картину, осознают ее содержание, отвечают на вопросы.


Мальчики-гусляры, слушая музыку, движениями рук имитируют игру на гуслях. Эксперты, после завершения звучания музыки, отмечают тех ребят, чей образ был ближе васнецовским гуслярам, аргументируют свое мнение.
Воспринимают художественный образ картины.


Слушают музыку. Группа девочек изображают игру на арфе. Эксперты оценивают их исполнение.
Определяют принадлежность музыки к профессиональной.

Рассматривают картину, дают ей название.

Всматриваются в картину, определяют характер музыки.

Исполняют музыку, внимательно следя за жестами дирижера, контролируют свое исполнение, оценивают.

Рассматривают картину. Отвечают на вопросы.








Исполняют песню «Камышинка-дудочка». Оценивают свое исполнение.

Читают вместе с учителем загадки, дают разгадку. Называют музыкальные инструменты, выполняя второе задание станции «Загадкино».

Считают баллы, подводят итог выполнения заданий конкурса.


Помощники проводят игру, контролируют выполнение заданий другими. Класс пластическими движениями показывают героев сказки.
Умеют классифицировать понятия.

Умеют оценивать результаты собственной учебной деятельности.

Умеют сравнивать и обобщать информацию.

Умеют воспринимать живописный образ произведения искусства.
Развитие ассоциативно-образного мышления и воображения.

Умеют выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Умеют оценивать результаты деятельности других.
Умеют аргументировать свою точку зрения.

Умеют воспринимать живописный образ произведения искусства.
Развитие ассоциативно-образного мышления и воображения.

Умеют выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,
Умеют оценивать результаты деятельности других.

Умеют воспринимать живописный образ произведения искусства

Умеют продуктивно сотрудничать (через имитационную игру умеют передать характер музыки, следуя жестам дирижера).
Умеют оценивать результаты собственной учебной деятельности и деятельности других.

Умеют воспринимать живописный образ произведения искусства.

Умеют исполнять вокальное произведения
Умеют оценивать результаты собственной учебной деятельности и деятельности других.

Умеют оценивать результаты собственной учебной деятельности.

Умеют продуктивно сотрудничать (через пластические движения умеют передать музыкальные образы героев)

Умеют оценивать результаты деятельности других.
6. Первичное закрепление учебного материала (Слайд 13) Предлагает вспомнить «Звучащие картины» урока, назвать инструменты, голоса которых мы слышали с этих картин.
– С каких картин звучит народная музыка, а с каких профессиональная?
Вспоминают «Звучащие картины», музыкальные инструменты, классифицируют картины.
Умеют классифицировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
7. Информация о домашнем задании (Слайд 14) Предлагает домашнее задание:
а) подписать народные инструменты и раскрасить из Рабочей тетради стр. 16,
б) Найти «Звучащие картины»
Записывают домашнее задание.
Умеют принимать задачи учебной деятельности
8. Рефлексия
Предлагает ответить на вопрос:
– Что вас сегодня удивило на уроке?
(Слайд 15) Предлагает ученикам выразить свое настроение через рисунок мимики смайлика, который они оставят.
Отвечают на вопрос.
Рисуют лицо смайлику, созвучное их настроению.

Умеют оценивать результаты собственной учебной деятельности

Литература:

    1. Программа по предмету «Музыка» для I—IV классов начальной школы общеобразовательных учреждений Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. www.prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/0.html
    2. ФГОС: Начальное общее образование standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
    3. Власенко Н.А. «Музыкальная переменка» zaryana.ucoz.ru/index/ob_avtore/0-9
    4. Милевская Н.Г. «Звучащие картины» mp3sort.biz/t.php?p=896519#896519
    5. Толмачева М.С. Сольфеджио для малышей «Звенит звонок» muzikalkairk6.ucoz.ru