Тема урока: "Предложения с однородными членами. Понятие об однородных членах"

Разделы: Русский язык


Цели урока. (Слайд 2). Презентация

Образовательные:

обобщение сведений об однородных членах предложения, известных учащимся по курсу 5-классов; формирование умений: Презентация

1) опознавать однородные члены (распространенные, нераспространенные, выраженные различными частями речи; ряды однородных членов);

2) правильно расставить знаки препинания;

3) соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами;

4) развивать орфографическую зоркость;

Развивающие:

  • побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся;
  • развивать умение слушать товарищей;
  • развитие мыслительно-речевых навыков учащихся;
  • повторение различных видов разбора (подготовка к ГИА).

Воспитательные:

  • воспитание культуры учебного труда;
  • создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе;
  • воспитывать интерес к истории Росссии;
  • уважение к ветеранам ВОВ.

Задачи урока:

  • создать естественные условия для проявления коммуникативных возможностей;
  • помочь учащимся организовать планомерную работу с текстом;
  • развивать такие качества речи, как уместность, логичность, правильность, последовательность, точность.

Оборудование:

  • мультимедиа проектор;
  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • таблицы “Однородные члены предложения”,
  • учебник для 8 класса татарской средней общеобразовательной школы под редакцией Л.З. Шакировой, раздаточный материал, компьютер, диск репититор-русский язык.

Этапы урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания..
  3. Актуализация прежних знаний.
  4. Новая тема..
  5. Общий вывод по новой теме.
  6. Применение-формирование умений и навыков.
  7. Индивидуальная работа у доски по карточкам..
  8. Фронтальная работа с текстом стихотворения.
  9. Самостоятельная работа
  10. Домашнее задание
  11.  Рефлексия.
  12.  Выставление оценок.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Взаимопроверка. Учащиеся обмениватся тетрадями проверяют друг у друга задание.

3. Актуализация прежних знаний.

Словарный диктант: героизм, доблестный, кавалерия, мужество, обелиск, памятник, панорама, патриот,патриотизм, патруль, постамент, президиум, территория, шинель, эскадра.

- На какое правило эти слова? (Непроверяемые безударные гласные в корне).

4. Новая тема.

- Запись под диктовку текста с объяснением выбора орфограмм, постановки знаков препинания. (Один ученик у доски, а остальные на местах выполняют задание.)

Трудно при расставании сказать любимому, мужу,сыну,брату “прощай”. Если бы наперед знать,что станет с ними, любимыми,там, на войне, в смертельной схватке с врагом.

- Сделать синтаксический разбор. Разберите по членам эти два предложения. Дайте характеристику предложениям. (Простое, односоставное, безличное, распростр., невосклицат, осложнено однородными членами.)

2. Сложное с придаточным изъяснительным. Главное предложение: простое, односоставное, распространенное. Придаточное: простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными дополнениями и однородными обстоятельствами.

(Фронтальная работа)

- Какими частями речи выражены в предложениях однородные члены?

(Местоимением,существительным,словосочетанием.)

- Еще что заметили? (Два ряда однородных членов)

- Какой вывод сделаем?

Вывод: однородные члены не всегда ыражаются одной частью речи.

Учитель: Однородные члены могут быть распространены. Сравните два предложения.

Профессия военного требует мужества и выдержки.

Профессия военного требует огромного мужества и колоссальной выдержки.

5. Общий вывод: (слайд 3). Однородные члены предложения связаны сочинительной связью, чаще всего(но не всегда) выражаютя одной частью речи, отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову, могут быть распространенными; в предложении может быть не один ряд однородных членов. Читаем правило об однородных членах и о знаках препинаниях при них по экрану. (Проектируется на экран.)

  1) отвечают на один и тот же вопрос
Однородные члены предложения 2) зависят от одного и того же слова
  3) произносятся с перечислительной интонацией

Помни!

Во-первых, однородные члены предложения НЕ ВСЕГДА являются одной и той же частью речи. Самое главное, чтобы они отвечали на один и тот же вопрос и зависели от одного слова!

Во-вторых, однородными могут быть ЛЮБЫЕ ЧЛЕНЫ предложения: и подлежащее, и сказуемое, и определение, и дополнение, и обстоятельство.

Обозначим однородный член знаком?

Правило. (Слайд 4)

Однородные члены предложения могут использоваться
без союзов с одиночными союзами с повторяющимися союзами с двойными союзами
O, O, O

В саду расцвели розы, лилии, ромашки.

соединительными союзами, да(=и), или O и O; O или O. Вдруг налетела буря с крупным И частым градом. O, O и O. Осеннею свежестью, листвой И плодами благоухает сад. противительными союзами а, но, да(=но), зато, однако O, а O; O, зато O. Не железным ключом открывается сердце, А добротой. или…или; либо…либо ; и…и ; то…то; не то…не то ;ни…ни 1) и O, и O, и O; или O, или O, или O.Мне чудятся ТО шумные пиры, ТО ратный стан, ТО схватки боевые. 2) O, и O, и O Ты меня не слышишь, ИЛИ не понимаешь, ИЛИ просто игнорируешь. 3) O и O, O и O. Метели И вьюга, стужа И темнота не помешали полярникам высадиться на льдины. не только… но и; как…так и; если не…то; не столько сколько; хотя и…но Запятая ставится перед второй часть союза! не только O, но и O;

как O, так и O. Эти нормы под силу вспомнить КАК мастерам спорта, ТАК И новичкам.

Ловушка №1 (Слайд 5)

В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому различай конструкции с однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами, и конструкции с несколькими рядами однородных членов, которые внутри ряда соединены одиночным союзом. Например:

Деревья и травы летом и в самом начале осени сочны и свежи. (Это предложение с тремя рядами однородных членов: двумя однородными подлежащими, двумя однородными сказуемыми и двумя однородными обстоятельствами) Запятые нигде не ставятся! Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр. Это один ряд однородных членов, так они зависят от одного глагола “сеялся”, отвечают на один вопрос – куда? и являются обстоятельствами, поэтому запятая ставится как при повторяющихся союзах.

Ловушка №2

Фразеологические обороты (устойчивые сочетания слов, запятая внутри них не ставится):

Ни с того ни с сего
И день и ночь
И стар и млад
И смех и горе
И там и сям
Ни взад ни вперед
Ни да ни нет
Ни за что ни про что
Ни рыба ни мясо
Ни свет ни заря
Ни слуху ни духу

Алгоритм действий. (Слайд 5)

1) В каждом предложении найди однородные члены предложения (см. три признаки однородных членов в самом начале главы).

2) Определи, сколько рядов однородных членов есть в предложении. Каждый из рядов рассматривай отдельно друг от друга.

3) Отметь, какими союзами они связаны: без союза, одиночным, повторяющимся или двойным союзом.

4) Построй схему и расставь запятые.

5) Функции однородных членов предложения:

1) придают полноту и убедительность доказательствам, динамичность рассуждению;

2) указывают на однородность перечисляемых предметов, признаков, действий и т.д.

6. Применение-формирование умениий и навыков.

(Индивидуальная работа. Раздаётся материал). Каждый ученик разбирает по одной строфе. Объясняет знаки препинания и находит однородные члены предложения. Дает характеристику однородным членам предложения. Какими членами предложения являются? Чем они связаны? Определяют функцию однородных членов в предложениях.

Е.Благинина

Папе на фронт.

1. Здравствуй, папка! Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивилась -
До чего ты прежний был во сне!

2. Прежний-прежний, ну такой же самый,
Точно не видались мы два дня.
Ты вбежал, поцеловался с мамой,
А потом поцеловал меня.

3. Мама будто плачет и смеется,
Я визжу и висну на тебе.
Мы с тобою начали бороться,
Одолела я тебя в борьбе.

4. А потом даю те два осколка,
Что нашли недавно у ворот,
Говорю тебе: “А скоро елка!
Ты приедешь к нам на Новый год?”.

5. Я сказала, тут же и проснулась,
Как случилось это, не пойму.
Осторожно к стенке прикоснулась,
В удивленье глянула во тьму.

6. Тьма такая – ничего не видно,
Аж круги в глазах от этой тьмы!
До чего ж мне сделалось обидно,
Что с тобою вдруг расстались мы…

7. Папа! Ты вернёшься не вредимый!
Ведь война когда-нибудь пройдёт?
Миленький. Голубчик мой родимый,
Знаешь, вправду скоро Новый год!

8. Я тебя, конечно поздравляю
И желаю вовсе не болеть.
Я тебе желаю-прежелаю
Поскорей фашистов одолеть!

9. Чтоб они наш край не разрушали,
Чтоб как прежде можно было жить,
Чтоб они мне больше не мешали
Обнимать тебя, тебя любить.

10. Чтоб над всем таким большущим миром
Днем и ночью был весёлый свет…
Поклонись бойцам и командирам,
Передай им от меня привет.

11. Пожелай им всякую удачу,
Пусть идут на немцев день и ночь…
…Я пишу тебе и чуть не плачу,
Это так… от счастья… Твоя дочь.

7. Индивидуальная работа у доски по карточкам.

П. Герман “Минуты жизни”

К-1.

Ш..л с..лдат в дымах (не)проходимых,
А от всех д..рог и пр..станей
Молча шли за ним глаза любимых,
А любви (не)выдумать сильней.

И. Уткин

К-2.

Лампы (не )погашенное пламя,
(Не)погодь играет на трубе.
Ласковыми (не) жными руками
Память прикасается к тебе…

8. Работа с текстом стихотворения Е.Благининой “Папе на фронт”.

Выразительно прочтите текст .

К какому стилю речи относится?

К какому жанру относится?

Определите тему.

Почему так озаглавлен?

Сформулируйте идею текста.

Каково ваше впечатление от текста?

- Какой вы представляете войну?

- По каким источникам вы знаете о войне?

- Воевал ли кто-либо из вашей семьи?

- И что вы помните из их рассказов?

9. Самостоятельная работа.

1-В. Морфологический разбор слова непогашенное. (Причастие, начальная форма – непогашенный, страдательный, настоящего времени, совершенного вида, полная форма, средний род, именительный падеж, единственное число, определение.)

2-В. Морфемный разбор слова прикасается.

3-В. Фонетический разбор слова непогодь.

10. Домашнее задание. На выбор учащимся.

1) Упражнение 285 .Написать сочинение-рассуждение на тему “Однородные ли это члены предложения?”. Определите структурно-композиционную схему сочинения (тезис, доказательство и вывод). Начните так:

В предложении “Стихи Бунина учат нас называть краски и формы, запахи и звуки природы” слова краски, формы, запахи, звуки являются однородными членами.

Они связаны между собой…

2) Написать сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: “Словарь языка сввидетельствует, о чём думают люди, а грамматика-как они думают”. Аргумментируя свой ответ, привидите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматиические явления (всего 2 примера).

11. Рефлексия.

– Как вы себя чувствовали на уроке?

– Было ли вам комфортно?

– С каким настроением вы работали?

– Довольны ли вы собой?

– В чем вы затруднялись?

– На этом наш урок окончен спасибо за внимание.

12. Выставление оценок.