Цели.
1. Расширить у детей знания о зимних изменениях в природе, познакомить с характерными особенностями времени года - зима.
2. Закрепить у детей умение рисовать ватными палочками и пальчиками, продолжать учить пользоваться краской.
3. Развивать внимание, творческие способности, чувственность к живой и неживой природе.
4. Воспитывать эстетическое восприятие, умение видеть красоту окружающей природы в зимнее время года.
Материалы: листы бумаги голубого цвета с изображением деревьев, ватные палочки, белая гуашь, салфетки, стаканчики с водой.
Предварительная работа: рассматривание картин с зимним пейзажем, наблюдение за снегопадом, освоение техники модульного рисования (пальчиками и ватными палочками).
Ход урока
В: Ребята, послушайте загадку:
“Снег на полях, лёд на реках.
Ветер гуляет, когда это бывает?”
(Ответы детей)
В: Правильно, вы уже запомнили это время года.
“Вот так зимушка-зима,
Опушила все дома.
Уложила мишку спать,
А сама пошла гулять”.
Пришла зима и к нам на участок, посмотрите в окно. Всё кругом белым-бело. Что это? (Обращаю внимание детей на падающие снежинки).
(Ответы детей).
В: Назовите снег ласково.
(Ответы детей)
В: Какие снежинки?
(Ответы детей)
В: Да, снежинки белые, красивые, резные, блестящие. Давайте превратимся в лёгкие красивые снежинки и покружимся.
“На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
Кружатся снежинки,
Белые пушинки.
Полетели, понеслись
И на землю улеглись.
Тихо спят снежинки
Белые пушинки”.
Как тихо падают снежинки. И на дерево упали снежинки. Тепло укрыли его. И под дерево - корни укутали, чтобы не замёрзли. Всю землю укрыла Зима снежным покрывалом. Не холодно теперь земле и деревьям, не страшны им морозы.
(Раздаётся громкий стук в дверь).
В: Давайте посмотрим, кто пришёл? (Открываю дверь и нахожу посылку).
В: Что это? (Открываю посылку). Ребята, здесь рисунки деревьев, которые вы рисовали на прошлой неделе и отправили в сказочный лес Волшебнице – Зиме. (Раздаётся телефонный звонок).
В: Алло! Ребята, это звонит Зима. Сейчас я включу громкую связь:
- Милые детишки – весёлые зайчишки!
Спасибо вам за нарисованные деревья.
Я их оживила, белоснежным покрывалом всё укрыла.
А вчера поутру налетела злая вьюга. Ох и выла она, и кружила, все шубки снежные с деревьев сдула и унесла снежинки с собой.
Помогите милые детишки – весёлые зайчишки. Я деревья снова заколдовала в нарисованные и отправила их вам посылкой. И, чтобы я смогла их второй раз оживить, посылаю вам волшебные палочки…
В: Ребята, как же нам помочь Зиме и деревьям, чтобы они не погибли от холода?
(Ответы детей).
В: Правильно, нарисовать снежинки. А что же случилось в лесу? (Громкая связь)
“В лесу стоит сосна
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней
Быть он хочет подлиней.
Ветер сильно налетал
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взад – вперёд
Ветер их качает, гнёт”.
В: Бедные деревья! Ребята, поможем им? (Ответы детей). Тогда поспешим .
(Дети проходят за столы, раздаю листочки с нарисованными деревьями).
В: Итак, чтобы Зима смогла оживить деревья в шубках, возьмём её волшебную палочку и макнём кончик палочки в какую краску?
(Ответы детей).
Правильно, в белую. А теперь, нарисуем снежинки в свободном полёте – в небе, и тихо падают вниз. Не забудьте располагать снежок по всему листу: посмотрите, как это буду делать я. (Показываю на мольберте приёмы рисования). Падает снег и ложится на ветви деревьев: снежинка за снежинкой и получается шубка. Можете приступать к работе.
(В процессе работы, помогаю тем, кто затрудняется.)
В: В шубку мы с вами деревья одели, а корни в земле могут погибнуть от мороза, если их не накрыть снежным одеялом. А в этом нам помогут наши незаменимые помощники пальчики. Положите волшебные палочки и приготовьте свои пальчики – надо их разбудить:
“Стою и снежинки в ладошку ловлю, (ритмичные удары пальцами левой руки по ладони правой)
Я зиму, и снег, и снежинки люблю. (ритмичные удары пальцами правой руки по ладони левой)
Но где же снежинки? (сжать кулачки)
В ладошке вода. (разжать)
Куда же исчезли снежинки? (сжать кулачки)
Куда? (разжать)
Растаяли хрупкие льдинки – лучи, (мелкие потряхивания расслабленными ладонями)
Как видно ладошки мои горячи!”
(Дети пальчиками дорисовывают “снежные одеяла”)
В: Когда снежные шубки просохнут, мы отправим их Зиме и будем ждать от неё звонка.
Ребята, вам понравилось быть волшебниками и рисовать волшебными палочками? Что вы рисовали? (Ответы детей)
Молодцы, ребята. Вы помогли волшебнице Зиме и сказочному лесу. Не забудьте пальчики протереть салфеткой и положить ваши деревья просушиться.