Цель:
- познакомить учащихся с многообразием пернатых;
- дать представление о зимующих птицах нашего города, их питании, образе жизни;
- развивать речь учащихся;
- прививать любовь и бережное отношение к родной природе.
Ход занятия
Учитель: Тема нашего урока спрятана в загадке. (Презентация. Слайд 2)
Снится ночью по утру
Чудо-юдо на суку:
Острый клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…. (птица). (Слайд 3)
На улице зима. Земля, вода и лес – все покрыто снегом, кажется, все кругом погрузилось в сон. Замерли травы, кусты и деревья. Под снежным покрывалом затаились, застыли многие животные. Замерли, но не умерли. Хорошо тому, у кого теплое, уютное логово, берлога, норка или гнездо. Хорошо тому, у кого запасов полная кладовая. Поел, свернулся калачиком – спи крепко, смотри сладкие сны.
А птицы сильно страдают зимой от холода и голода. Ледяной ветер гуляет, носится между домами и деревьями, забирается и под тугие перышки. Не усидеть маленьким птичкам ни на земле, ни на ветке: все покрыто снегом, стынут лапки. Надо прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться. Ох, как трудно им приходится! Ищут они, где бы укрыться от холода, от страшного зимнего ветра.
Учитель. Писатель Николай Николаевич Сладков подслушал их разговоры и записал в книге ”Разговоры животных”. Послушаем, о чем же разговаривают птицы. А ваша задача узнать новое про птиц.
Инсценировка.
Сорока, снегирь, свиристель.
Сорока: Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт... пальмы, бананы, жарища!
Снегирь: Это смотря на какой зимовке, сорока!
Сорока: На какой, на какой – на обыкновенной!
Снегирь: Обыкновенных зимовок, сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие – в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные – как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать-курортничать с Севера прилетели. Я – Снегирь, а это – Свиристель.
Сорока: Зачем же вам было из зимы да в зиму лететь? У вас снег – и у нас снег, у вас мороз – и у нас мороз. Что же это за курорт?
Свиристель: У вас снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковее. Но главное – это рябина. Рябина для нас дороже всего на свете!
Ученики:
1. В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а все же птица. .(Воробей.) (Слайд 4–5)2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.) (Слайд 6–7)3. Чернокрылый, красногрудый,
Он везде найдет приют.
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут. (Снегирь.) (Слайд 8–9)4. Заиграли на свирелях,
Засвистели:"Свири-свир!
Мы клюём рябины кисти
Мы в лесу устроим пир! (Свиритель.) (Слайд 10–11)5. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит,
Голосом речистым, чистым
Клее-кле-кле кричит со свистом. (Клесты.) (Слайд 12–13)6. Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (Дятел.) (Слайд 14–15)
(Слайд 16)
“Наступила холодная зима. Выпал снежок, он покрыл всю землю, крыши домов…
Вот прыгает серенький воробушек. Что он ищет? Он ищет корм, но под снегом не может отыскать ни одного зёрнышка. Трудно бедной пташке!
(Слайд 17–18)
А ведь сколько таких птичек страдает зимой от холода и голода. Это и белобокие сороки, и серые вороны, и желтогрудые синички, и сизые голуби, и попрыгунчики – воробьи.
Они остались зимовать с нами, героически перенося морозы, студеный ветер. Чем же мы можем их отблагодарить?
(Слайд 19)
Давайте поможем нашим пернатым друзьям перезимовать. Не проходите мимо, покормите птиц!
Добрые советы.
Не выбрасывайте семена арбузов, дынь, тыквы, кабачков. Они очень нравятся птицам. Для свиристелей, снегирей, зябликов заготовьте ягоды рябины, калины, бузины, слегка подсушив ягоды. Синицы и поползни охотно едят семена подсолнечника, крапивы, крошки белого хлеба, сало. Семена репейника-лопуха – лакомство для щеглов. Их совсем легко сохранить, собрав большие комки и поместив в сарае.
Конкурс кормушек.
(Слайд 20)
Покормите птиц.
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Правила подкормки птиц:
- кормушки должны быть удобными,
- кормить птиц надо регулярно,
- корма в кормушках должно быть немного.
(Слайд 21)
Ю.Синицын
Исполняется “Воробьиная песня”.
1.
Мне не нужно ни игрушек,
Ни цветных карандашей,
Потому что у кормушки
Поселился воробей.
Только слушался бы лучше
Этот хитрый озорник.
Я решил на всякий случай
Птичий выучить язык.
Припев:
Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик,
Всем нужны друзья.
Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик,
Даже воробьям.2.
Сколько вкусных бутербродов
Искрошил в кормушку я.
Очень трудная работа –
Дрессировка воробья.
Но зато в районе нашем
Удивляется народ –
Воробей вприсядку пляшет,
Бьёт в ладоши и поёт.
Припев.
3.
С ним мы делимся обедом,
Как положено друзьям.
Расчирикал он об этом
Всем знакомым воробьям.
Я им крошек дам послаще.
И недели не пройдёт –
Все увидят настоящий
Соробьиный хоровод
(Слайд 22)
Источники информации
- https://urok.1sept.ru/articles/528244/
- http://zvuki-tut.narod.ru
- http://galereika.net
- http://stat16.privet.ru
- http://tula-animal.ucoz.ru
- http://www.gla-mur.ru
- http://cs9508.vkontakte.ru
- http://img-fotki.yandex.ru
- http://img1.liveinternet.ru
- http://dobrota.perm.ru
- http://www.google.ru/
- http://www.yandex.ru/