Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту. Часть С-1 (фрагмент из рассказа Ю.Казакова "Голубое и зеленое")

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. совершенствование практических умений и навыков анализа текста, его интерпретации с целью создания на его основе собственного сочинения-рассуждения; предупреждение типичных ошибок, допускаемых учащимися при выполнении задания с развёрнутым ответом;
  2. развитие представления о технологических подходах, которые могут быть полезны в процессе написания сочинения;
  3. воспитание коммуникативно-речевой культуры учащихся.

Тип урока: урок-практикум.

Формы работы: индивидуальная, в парах, коллективная.

Оборудование: декорации для сценки, проектор, презентация, индивидуальные папки с материалами для подготовки к части С-1,рабочие листы, критерии оценивания ответа на задание С-1,маркеры, ромашки с афоризмами.

Ход урока

I. Мотивационный этап.

Сценка, предваряющая урок.

(Слайд 1) Она. Ты веришь, что всё это происходит с нами?

Он. О чём ты? (Слайд 2)

Она. Да о том, что уже всё-всё позади-все 11 лет…(Слайд 3)

Он. Вот мы и перед выбором. Куда нас поведёт жизнь? На каких дорогах отыщется наша судьба? Легко ли нам, молодым? (Слайд 4)

Слово учителя. Добрый день, мои милые ученики. Вот и отзвенело весёлым эхом беззаботное детство.Глядя на вас,теперешних,невольно хочется сказать: «Какие хорошие выросли дети». Все эти годы мы вместе с Вами узнавали новые имена, читали неизвестные книги, мы исследовали мир человеческой культуры, восхищались и разочаровывались вместе. Многое узнали. Многое прочувствовали. Но и теперь, по-прежнему, перед нами стоят вопросы:«Как жить? Что впереди?»

И в этой связи сегодняшний урок-это ещё одна важная ступень на пути подготовки к ЕГЭ, на пути овладения мастерством слова, на пути поиска ответов на самые волнующие вопросы. (Слайд 5) Мы закрепим умение работать над некоторыми частями сочинения по исходному тексту. (Слайд 6) Наша задача-собрать рабочий материал, который пригодится при написании домашнего сочинения.

II. Целеполагание.

1. Постановка проблемного вопроса (Слайд 7) (рабочие листы с текстами у учащихся пока перевёрнуты)

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь в исходном тексте,исходя из диалога ваших ровесников?(Обсуждение)

-Давайте посмотрим, насколько ваши предположения оправдались

2. Этап первичного восприятия текста. (Слайд 8)

-Переверните листики, бегло просмотрите текст. Теперь читаем текст вдумчиво, осознанно. (Подготовленный заранее ученик читает выразительно текст) По ходу чтения выделите маркером важные, на ваш взгляд моменты, которые помогут выявить проблематику, сформулировать проблему, дать ей комментарий, определить авторскую позицию, вашу позицию и подобрать аргументацию.

- Расскажите о том, какие чувства, настроения, мысли рождает этот отрывок? Взволновал ли вас текст? Какое впечатление сложилось об авторе? Какой человек мог написать такие строчки?

-Насколько мы помним, проблема формулируется после того, как определена идея текста. Зачем автор написал этот текст? Что он хочет сказать? К чему привлекает наше внимание?

3. Этап погружения в текст. Найдите ключевые слова, раскрывающие тематику текста. В рабочих листах составьте ассоциативный ряд. (Зачитывают свои варианты)

-Назовите следующий важный этап при работе над сочинением по исходному тексту. (Определение типа и стиля речи исходного текста.) – Для чего это важно? (На ЕГЭ нам предлагаются различные по содержанию и форме типы текстов. Они требуют разного подхода к анализу и написанию на их основе сочинения. По плану, который высветился на экране , определим тип и стиль речи исходного текста.(Слайд 9). Ученик в роли эксперта оценивает защиту.

III. Работаем над вступлением. Формулируем проблему.

–Что такое проблема текста? (Сложный вопрос, требующий решения, исследования.) Назовите подходящие определения к слову проблема.(Подсказка –слайд 10)

-Какие виды проблем существуют? (Подсказка-слайд 11)

-Воспользуемся алгоритмом нахождения проблемы текста (Слайд 12).Перед нами рассуждение в публицистическом стиле, поэтому особое внимание обратите на начало и конец текста. В первом абзаце обычно сформулирован основной вопрос (проблема) текста. Учтите, что сформулировать нужно только одну проблему и работать по ней. Внимательно перечитайте первые предложения и сформулируйте вопрос, над которым размышляет автор. Если остальной текст отвечает на этот вопрос, значит вы нашли проблему текста.

Практикум. Воспользовавшись речевыми клише(в папках для подготовки к ЕГЭ), алгоритмом нахождением проблемы напишите один из вариантов вступления в рабочих листах (Слайд 13). Напоминаю, что вступление - это важная композиционная часть сочинения, организующая весь текст. Необходимо помнить о соблюдении важнейших условий при написании вступления (лаконичность, связь с темой, наличие сформулированного тезиса, связь с заключением ) .

Читаем варианты, которые у вас получились . Голосуем, чтобы определить частотность употребления того или иного вида вступления. Возможный вариант(Молодость…Пора надежд, пора мечтаний. А ёще и пора тревог. Как мы себя ощущаем в этот период нашей жизни? Легко ли быть молодым? Именно над этой нелёгкой проблемой приглашает задуматься Ю. Казаков.)

Работа в группах. (Согласно критерию К1 ребята оценивают друг друга).

IV. Комментируем проблему.

(слайд 14) Вопросы, ответив на которые, можно получить один из видов комментария:

1. Текстуальный (следование за автором):Что заставило автора обратиться к данной проблеме? На каком материале автор раскрывает проблему? Какие примеры приводит автор, размышляя над поставленным вопросом? Обращаем внимание на переживания, впечатления, описанные автором.

2. Концепционный (интерпретация проблемы, объяснение её актуальности). К какой категории относится проблема? Насколько она злободневна? Традиционна она или нова?

Итак, комментарий проверяет адекватность понимания текста, связанного с формулировкой проблемы. Комментарий - это не пересказ! Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои. Комментируя, мы говорим о том, что делает автор, как он доносит до нас свою позицию. Перечитаем центральные абзацы текста. Попробуем понять, как автор приходит к поставленному вопросу, что наводит его на размышления? (Проходим путь, обратный авторскому, обозначая то, что его интересовало.)

Учащиеся пишут комментарий, зачитывают несколько вариантов, оценивают себя, согласно критерию К2.

V. Слово учителя.

Дома вы будете работать над оставшимися пунктами сочинения. Обратите внимание на то, что, если вы хотели бы выразить свое несогласие с позицией автора и изложить собственный взгляд на проблему, у вас такая возможность, конечно же, есть, но напоминаю вам, что сделать это нужно этически корректно.

VI. Подведение итогов урока. (на фоне слайда 15)

Надеюсь, что сегодняшняя работа с текстом станет для вас толчком к более глубокому пониманию своего «Я». Человек не сможет состояться, если не будет искать ответа на вечные философские вопросы: каким быть, в чем истинное предназначение человека. Сейчас вы мечтаете о больших успехах, может быть о славе. А я хочу напомнить о теории малых дел. Спасти одну маленькую речушку – много это или мало? Высушить чьи-то слезы , выстоять в смутное время – достойная ли эта цель? Один, к сожалению, малоизвестный русский писатель Ухтомский сказал: « До тех пор, пока лицо другого не будет вашей доминантой, вы сами никогда не станете лицом. Быть может, стоит жить не столько ради светлого будущего, сколько ради этого другого».

Ваше становление пришлось на нелёгкое драматическое время. Но древние нам подсказали «Драма может быть и катарсисом, очищением. Стоя перед пропастью, один видит бездну, другой – мост». Мы у края пропасти. Где та развилка, что уводит одних в бездну скепсиса, а другого выводит к строительству моста? Думайте, ребята, ищите…

Он: «Мое поколение - это горячие сердца, жаждущиедействия.»

Она:»И стальные глаза, холодно и безразлично смотрящие в пустоту неизвестности.»

Вместе: «Но мы – будущее будущего» (слайд 16)

VII. Подарок учащимся в коллекцию афоризмов.

(Высказывания о смысле жизни,о роли молодости в жизни человека)

Приложение

Исходный текст.

Молодым быть очень плохо. Жизнь проходит очень быстро, тебе уже семнадцать или восемнадцать лет, а ты еще ничего не сделал. Неизвестно даже, есть ли у тебя какие-нибудь таланты. А хочется большой, бурной жизни! Хочется писать стихи, чтобы вся страна знала их наизусть. Или сочинить героическую симфонию и выйти потом к оркестру – бледному, во фраке, с волосами, падающими на лоб… Что мне делать? Что сделать, чтобы жизнь не прошла даром, чтобы каждый день был днем борьбы и побед? Я живу в тоске, меня мучит мысль, что я не герой, не открыватель. Способен ли я на подвиг? Не знаю. Способен ли я на тяжелый труд, хватит ли у меня сил на свершение великих дел? Хуже всего то, что никто не понимает моей муки. Все смотрят на меня как на мальчишку, даже иной раз ворошат мне волосы, будто мне еще 10 лет.
(Ю.Казаков «Голубое и зелёное»)

Презентацию можно получить у автора работы