Подготовка и проведение родительского собрания

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


Родительское собрание является самой распространённой формой групповой работы с родителями. Родительские собрания я провожу обязательно один раз в четверть и плюс к этому ещё одно – два собрания, в зависимости от особенностей класса, возраста и контингента родителей. Кроме того это связано с теми конкретными проблемами и ситуациями, которые требуют проведения дополнительных родительских собраний.

По содержанию родительские собрания бывают текущими, тематическими и итоговыми. Каким бы по содержанию родительское собрание не было, оно требует тщательной подготовки. Чтобы собрание было эффективным, я всегда пишу своеобразный сценарий собрания. К каждому собранию готовлю для родителей диагностический материал и статистический, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса.

Для меня, как для классного руководителя, является очень важным мнение родителей по проведённому собранию, поэтому я ввожу в содержание родительского собрания элементы рефлексии. Они бывают разными: устное мнение родителей или письменный анализ результатов собрания.

Чтобы родительское собрание было родителям интересно и полезно, имело познавательный и просвещенческий характер, с самого начала работы с классом я формирую традиции проведения родительских собраний. Традиций подготовки и проведения родительских собраний у нас несколько. Они способствуют формированию культуры быть родителями, развитию интереса к проблемам педагогики и психологии, преодолению различных ситуаций в воспитании собственных детей.

Хорошей традицией родительских собраний у нас является оформление индивидуального приглашения папам и мамам для участия в родительском собрании. В средних классах (5-6 классы) мы оформляем приглашения руками самих учащихся, иногда с помощью родительского комитета, в старшем звене – это компьютерный вариант. Такое приглашение должно быть отправлено заранее, в нём всегда указывается полностью имя и отчество обоих родителей, день и час проведения собрания и его тема. Конечно, подготовка такого приглашения займёт достаточное количество времени, однако такой подход к родителям помогает формировать интерес к школе и культуру родительского взаимодействия друг с другом и со школой.

Ещё одной традицией родительского собрания у нас является его рефлексия. В конце собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность как для класса, так и для себя лично. В конце учебного года мы фотографируемся всем составом родителей и награждаем родителей- активистов и помощников классного руководителя и школы, в портфолио класса заносим фамилии родителей, которые помогали в классной жизни.

Подготовка к родительскому собранию серьёзный и длительный процесс. Сначала составляется сценарий, исходя из темы. В сценарии чётко определяется задачи собрания. Например, в 11 классе я проводила тематическое собрание «Закон и ответственность». Задачи собрания: 1. Познакомить родителей учащихся со статьями уголовного права, которые определяют меру ответственности подростков и взрослых за противозаконные действия. 2. Дать возможность родителям получить интересующую информацию из компетентных источников. После определения задач собрания я определяю рамки подготовительной работы с классом. В подготовительную работу входят:

  1. Оповещение родителей о собрании, подготовка и отправка приглашений на собрание.
  2. Приглашение компетентных лиц, специалистов (на собрание «Закон и ответственность» были приглашены юристы – представитель инспекции по делам несовершеннолетних, юрист правоохранительных органов из числа родителей).
  3. Оформление помещения для собрания.
  4. Анкетирование учащихся.

Оповещение родителей я провожу за три недели до даты собрания. Родители должны приготовить вопросы, которые им хотелось бы задать специалистам, например, представителям правоохранительных органов. Эти вопросы необходимо собрать у родителей в письменном виде.

Если приглашаются компетентные гости, то они приглашаются на встречу заранее. За несколько дней до собрания я знакомлю приглашённых с кругом тех вопросов, которые возникают у родителей и на которые они хотели бы получить ответ. Заранее обсуждаю вопрос и об индивидуальных консультациях после собрания, если родители пожелали их получить.

Помещение, в котором будет проходить собрание, мы с ребятами оформляем соответственно теме. Это могут быть высказывания выдающихся людей или пословицы, поговорки, строки из песен, цитаты из художественной литературы.

Перед каждым тематическим собранием я провожу анкетирование учащихся. Делается это за несколько дней до собрания, чтобы иметь возможность проанализировать анкету. Иногда делаю это сама, иногда прошу помощи у школьного психолога. Статистические результаты анкеты становятся материалом для обсуждения в ходе собрания.

В ходе подготовки к собранию я стараюсь подобрать видеосюжет по теме или готовлю презентацию темы собрания. Это воспринимается родителями с большим интересом. Например, к родительскому собранию «Закон и ответственность» был приготовлен видеофильм, который предоставили из инспекции по делам несовершеннолетних.

В конце каждого собрания я вручаю родителям памятку. Например, в конце собрания «Закон и ответственность» родители получили словарь гражданина с объяснением шести самых распространённых слов из юридической терминологии и телефоны экстренных служб, куда можно звонить круглосуточно, если случилась беда.

К некоторым родительским собраниям требуется более длительная подготовка, связанная с проведением среди учащихся сочинения на тему собрания, и классного часа, на котором обсуждается значимость данной проблемы для школьников.

В 10 классе я проводила собрание «Конфликты с собственными детьми и пути их разрешения». В подготовительную работу входило:

  1. Анкетирование учащихся и родителей.
  2. Подготовка ситуаций для анализа.
  3. Подготовка классным руководителем теоретического материала для выступления.
  4. Проведение классного часа на тему «Поговорим о конфликтах».
  5. Написание учащимися сочинения «Конфликты отцов и детей. Миф и реальность».

За 3-4 дня до классного часа учащиеся получили задание написать сочинение.

На классном часе провели анкетирование учащихся.

Примерные вопросы для анкеты учащихся

Продолжите предложения:

Конфликт – это________________________

Причиной конфликта может быть________________________________

Конфликт может привести к тому, что___________________________________

Чаще всего поводом для конфликта в семье может быть_______________________

Для того, чтобы избежать конфликта, нужно_________________________________

Ответь по возможности честно и правдиво на вопросы:

  1. Ты – конфликтный человек7
  2. Легко ли тебе выяснять с кем-то отношения?
  3. Что ты чувствуешь после того, как ты выяснил с кем-то отношения?
  4. Становишься ли ты умнее после выхода из конфликтной ситуации, делаешь ли для себя какие-нибудь выводы?
  5. С кем ты чаще всего конфликтуешь?
  6. Что может быть поводом к конфликтной ситуации?
  7. Кто первым пытается разрешить конфликт – ты или другая сторона?
  8. Что ты, как правило, отстаиваешь в конфликте?
  9. Меняется ли твоё отношение к людям, с которыми ты конфликтовал, или после того, как конфликт уладился, всё остаётся в ваших взаимоотношениях по-прежнему?
  10. Нужно ли учиться людям разрешать конфликтные ситуации?
  11. Хотел бы ты принять участие в тренинге эффективного взаимодействия с людьми? (Проводит школьный психолог).

Классный час «Поговорим о конфликтах»

В ходе классного часа можно обсудить значимость данной проблемы для старшеклассников, разобраться в природе конфликтов, определить положительные и отрицательные стороны конфликта, разобрать ситуации, которые затем будут обсуждаться на родительском собрании, зачитать сочинения учащихся о конфликтах и определить обозначенные в сочинениях причины конфликтов «отцов и детей, которые затем будут обсуждаться на родительском собрании.

За три недели до собрания, вместе с приглашением на собрание родители получили анкету с просьбой ответить на вопросы и передать анкету классному руководителю самим или с ребёнком.

Анкетирование родителей

Продолжите предложения:

Конфликт – это________________________

Причиной конфликта может быть________________________________

Конфликт может привести к тому, что___________________________________

Чаще всего поводом для конфликта в семье может быть_______________________

Для того, чтобы избежать конфликта, нужно_________________________________

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  1. Считаете ли вы необходимостью поднимать проблему конфликтов на родительском собрании?
  2. Бывают ли у вас конфликтные ситуации в семье?
  3. Как вы их разрешаете?
  4. Могут ли быть в школе конфликтные ситуации?
  5. Можно ли вообще обойтись в жизни без конфликтов?
  6. Как вы научились выходить из конфликтов в семье?
  7. Можете ли вы поделиться опытом выхода из конфликтных ситуаций, связанных в вашим сыном или дочерью?

Подготовка ситуаций для анализа на родительском собрании и на классном часе

Учащиеся решают эти ситуации на классном часе, а их родители – на родительском собрании. Это позволит увидеть правильные варианты, которые будут давать родители, но и услышать от ребят о реальном поведении в ситуациях как взрослых, так и детей.

Ситуация 1

Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить, но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ – «это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся». Как вы поступите в такой ситуации?

Ситуация 2

Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребёнка и его самого. В доме – полный беспорядок. Ваш ребёнок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?»

Ваше решение в подобной ситуации?

Ситуация 3

У вас много уроков, необходимо написать сочинение, но родители неумолимы. «Собирайся на дачу, там будешь готовиться к урокам и немного поможешь родителям!».

Никакие доводы не помогают. Главный довод родителей – «Мы не оставим тебя одного. Мало ли что может произойти?!»

Как решить подобную ситуацию?

Ситуация 4

После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребёнка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду работать».

Как поступить в подобной ситуации?

Ситуация 5

Родители подарили деньги своему ребёнку с определённой целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребёнок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушёл из дома.

Как поступить в подобном конфликте?

Подготовка теоретического материала для выступления классного руководителя

Теоретический материал к выступлению классный руководитель готовит в виде тезисов, которые можно записать на доске в классе или дать в презентации к классному собранию.

«Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны, что её интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона»
Уильям Линкольн

Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упрёки и оскорбления.

Самое страшное в конфликте – это чувства, которые испытывают люди друг к другу.

Страх, злоба, обида, ненависть – главные чувства конфликтов.

«От любви до ненависти один шаг, от ненависти к любви – километры шагов»
Сенека

Без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться их конструктивно разрешать.

Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от её решения может привести к проблемам куда более серьёзным:

  • проблемы физического плана, связанные со здоровьем;
  • проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т.д.);
  • проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).

Главная способность в конфликте – способность к конфронтации – объяснению.

Это – умение:

  1. Отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу»;
  2. Стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, её содержание, а не человеческие качества партнёра;
  3. Стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.

Причины конфликтов родителей и подростков

Подростки в конфликте:

  1. Кризис переходного возраста;
  2. Стремление к самостоятельности и самоопределению;
  3. Требование большей автономии во всём – от одежды до помещения;
  4. Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;
  5. Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

Родители в конфликте:

  1. Нежелание признать, что ребёнок стал взрослым;
  2. Боязнь выпустить ребёнка из гнезда, неверие в его силы;
  3. Проецирование поведения ребёнка на себя в его возрасте;
  4. Борьба за собственную власть и авторитетность;
  5. Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребёнка;
  6. Неподтверждение родительских ожиданий.

Методы выхода из конфликта:

Для выхода из конфликтной ситуации можно:

  1. Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других;
  2. Найти авторитетного третьего, кто может разобраться в конфликте;
  3. Поставить себя на место другого человека;
  4. Осознать право на существование иной точки зрения;
  5. Быть твёрдым, говоря о проблеме, и мягким с людьми.

Памятка для родителей

Уважаемые папы и мамы!

Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

  1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
  2. Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
  3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
  4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.
  5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
  6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
  7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать от стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.
  8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
  9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
  10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

Ход собрания

  1. Начало собрания. Приложение №1.
  2. Анализ анкетирования учащихся и родителей.
  3. Анализ и решение конфликтных ситуаций.
  4. Теоретические сведения для родителей о конфликте.
  5. Реакции людей во взаимодействии. Приложение №2.
  6. Итог собрания. Индивидуальные беседы, запись на тренинг к психологу.

Литература:

  1. Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. Новосибирск, 2012
  2. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М., 2013
  3. Сонин В.А. психологический практикум. М., 2011
  4. Фадеева Е. и. Тайны имиджа. М., 2012
  5. Н.И. Дереклеева «В помощь учителю». М. 2012

Приложения