Введение
Подпрограмма, направленная на создание системы взаимодействия семьи и МБОУ «СОШ №4» в интересах развития личности ребенка в соответствии с Законом РФ «Об образовании.
Подпрограмма разработана с целью конкретизации соответствующих разделов Программы развития и воспитания определяет стратегию приоритетного развития системы взаимодействия семьи и МБОУ «СОШ №4» в интересах развития личности ребенка и меры ее реализации.
Главная цель подпрограммы: совершенствование системы взаимодействия семьи и школы как способ повышения эффективности воспитательного потенциала образовательного процесса.
Задачи подпрограммы:
- Организация работы по поднятию престижа и ценности семьи, совершенствование форм семейного воспитания.
- Анализ, обобщение и распространение опыта проектирования взаимодействия семьи и МБОУ «СОШ №4» в интересах развития личности ребенка.
- Совершенствование системы родительского всеобуча, развития разнообразных ферм психолого-педагогического просвещения родителей, повышения их культурно-образовательного уровня с учетом различного социального положения семей.
- Совершенствование системы массовых мероприятий с родителями, работы по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся
- Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, традиций семейной народной педагогики.
- Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.
- Использование различных форм сотрудничества с родителями – отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально-значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
- Обеспечение прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса.
- Создание объединений родителей по семейным проблемам.
- Активное включение в работу с семьями педагога-психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования детей и др.
Основные направления реализации подпрограммы:
- Формирование эффективной системы взаимодействия семьи и МБОУ «СОШ №4» в интересах развития личности ребенка.
- Повышение психолого-педагогического просвещения и повышение культурно-образовательного уровня родителей.
- Участие родительской общественности в управлении МБОУ «СОШ №4», организацией учебно-воспитательного процесса.
- Взаимодействие МБОУ «СОШ №4» с государственными, общественными организациями, с органами правопорядка и здравоохранения с целью охраны физического, психического и морального здоровья ребенка.
- Создание условий для воспитания будущего семьянина, родителя, использование возможностей народной педагогики.
- Создание системы оперативного информирования родителей по проблемам образования.
- Развитие диагностической службы по изучению проблем воспитания в семье.
- Создание на базе учреждений дополнительного образования условий для совместного творчества детей, педагогов и родителей.
Ожидаемые результаты:
- Создание системы помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в предупреждении негативных проявлений у детей и подростков.
- Создание системы массовых мероприятий с родителями, работы по организации совместной общественно значимой деятельности позитивного опыта.
- Повышение педагогической культуры родителей, раскрытие творческого потенциала родителей, совершенствование семейного воспитания.
- Создание открытой социально-педагогической системы в МБОУ «СОШ №4», стремящейся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию с родителями и общественностью.
- Усиление роли семьи в воспитании детей.
- Формирование у молодежи качеств будущего семьянина и родителя.
- Создание в МБОУ «СОШ №4» семейных клубов, родительских клубов по интересам.
- Создание в МБОУ «СОШ №4» и микрорайоне информационного пространства для родителей и общественности.
Организационные формы и основные направления деятельности по реализации подпрограммы «Семья»
Мероприятие | Сроки |
ответственный |
1. Развитие нормативно-правовой базы | ||
1.1 Проведение мониторинга действующих правовых и нормативных актов по вопросам организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи | В течение всего периода |
Социальный педагог |
1.2 Разработка рекомендаций об организационном и методическом взаимодействии образовательных учреждений по работе с семьей | Постоянно | Психолог, социальный педагог |
1.3 Введение в действие нормативных правовых актов обеспечивающих права родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организацией учебно-воспитательного процесса | Постоянно | Совет учреждения, администрация школы |
2. Развитие системы взаимодействия ОУ с семьей | ||
2.1 Создание единого воспитательно-образовательного пространства «семья – образовательное учреждение» | Совет учреждения, администрация школы МДОУ | |
2.2 Совершенствование содержания воспитания и образования в детском саду, школе, внешкольных учреждениях в соответствии с традиционными духовно-нравственными ценностями семьи, семейного воспитания. | Совет учреждения, администрация школы МДОУ | |
2.3 Создание системы массовых мероприятий с родителями, организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся | Совет учреждения, администрация школы, МДОУ | |
В течение всего периода. |
Социальный педагог, ТНТ, ЗВР | |
В течение всего периода. | Социальный педагог, заведующая МБДОУ | |
Ежегодно | Социальный педагог,ЗВР, заведующая МБДОУ | |
Ежегодно май–апрель. | Администрация МБОУ | |
В течение всего периода. |
КДЦ «Южный», ЗВР МБОУ, МБДОУ. | |
В течение всего периода. |
ЗВР Социальный педагог МБОУ, МБДОУ. | |
В течение всего периода |
Социальный педагог МБОУ, МБДОУ. | |
3. Педагогический родительский всеобуч | ||
3.1 Создание системы родительского всеобуча, с целью повышения педагогической культуры и просвещения родителей | В течение всего периода. |
Социальный педагог МБОУ, МБДОУ. |
3.2 Использование при организации родительского всеобуча традиционных форм работы (родительские собрания, конференции) и новых форм: организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за «круглым столом», вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие | В течение всего периода. |
Социальный педагог МБОУ, МБДОУ. |
3.3 Привлечение к организации родительских лекториев в качестве лекторов авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, ОДН, КДН и ЗП, УСПН | В течение всего периода. |
Социальный педагог МБОУ, МБДОУ. |
3.4 Выпуск и распространение печатных материалов для родителей | В течение всего периода |
Социальный педагог МБОУ, МБДОУ. |
3.5 Создание аудио и видеотеки для всей семьи из цикла «Семейное воспитание» | В течение всего периода |
Социальный педагог МБОУ, МБДОУ. |
3.6 Создание семейных страничек и информационно-методических материалов на сайтах образовательных учреждений. Использование информационных технологий в работе с семьями воспитанников | В течение всего периода. |
Учитель информатики Социальный педагог МБОУ, МБДОУ. |
4 Социальное и психолого-педагогическое сопровождение семей | ||
4.1 Проведение локальных социологических исследований с целью выявления уровня педагогической компетентности и педагогических потребностей родителей | В течение всего периода |
Психолог Социальный педагог МБОУ, МБДОУ |
4.2 Развитие системы консалтинговой службы образовательных учреждений, в которую включены психологи, социальный работник, медработники, логопед, педагоги | В течение всего периода |
Социальный педагог МБОУ, МБДОУ |
4.3 Организация совместной работы образовательных учреждений с городским центром социальной помощи семье и детям, центром «СПИД» | В течение всего периода |
Социальный педагог МБОУ |
4.4 Создание системы профилактической и коррекционной работы с семьей: • Психодиагностика; • Психо-профилактика; • Консультации; • Коррекционные занятия; • Тренинговые занятия; и др. |
В течение всего периода |
Социальный педагог МБОУ, психолог, ЗВР |
4.5 Выявление и организация профилактической работы с семьями, оказавшимися в социально-опасном положении. | В течение всего периода |
Социальный педагог МБОУ |
4.6 Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков | В течение всего периода |
Социальный педагог МБОУ. |
5 Работа с педагогическими кадрами | ||
5.1 Осуществлять разработку программ содействия семейному воспитанию, созвучных содержанию республиканской программы развития образования, различных социальных программ, комплексных программ патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи | В течение всего периода |
Социальный педагог МБОУ |
5.2 Проведение серии семинаров повышающих квалификацию специалистов для работы по социо-культурному и психолого-педагогическому сопровождению семейного воспитания | В течение всего периода |
Социальный педагог МБОУ |
5.3 Проведение серии просветительских семинаров - совещаний для руководителей учреждений образования, социальных педагогов, психологов, руководителей МО классных руководителей | В течение всего периода |
ГМК |
5.4 Разработка и распространение информационно-просветительских материалов для различных категорий специалистов | В течение всего периода |
ГМК |
5.5 Проведение серии консультаций для учителей и классных руководителей по работе в рамках программ педагогического сопровождения семьи. | В течение всего периода |
Социальный педагог МБОУ |
6. Обеспечение прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением | ||
6.1 Создание попечительских советов и активизация работы родительских советов, советов отцов и др. | В течение всего периода. |
Директор МБОУ |
6.2 Регулярное проведение общешкольных родительских собраний, конференций по проблемам воспитания и обучения, государственной поддержки детства. | В течение всего периода. |
Директор МБОУ |
Координация и контроль за реализацией Подпрограммы.
Координация и контроль за реализацией подпрограммы возложена на директора школы который анализирует ход выполнения плана действий по реализации подпрограммы, вносит изменения, осуществляет организационное, информационное и научно-методическое обеспечение реализации подпрограммы.