"Неметаллы в периодической системе. Состав воздуха". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Цели урока:

Образовательные:

  • Обеспечить усвоение учащимися положения неметаллов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, особенностей строения их атомов и физических свойств;
  • Актуализировать знания учащихся на явлении аллотропии, для представления общей характеристики неметаллов.

Развивающие:

  • создать условия для развития умений учащихся анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.

Воспитательные:

  • способствовать развитию навыков коммуникативного общения учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: словесные, наглядные, проблемно-поисковые.

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация знаний.

С целью актуализации знаний учитель зачитывает цитату из книги Ганты Тибор «Жизнь и ее происхождение».

«Прежде чем приступить к разговору об интересной истории образования Земли, нам необходимо ознакомиться с элементарным составом вселенной. Если бы нам удалось каким – то образом получить усредненный образец материала, из которого построена вселенная, подсчитать и сгруппировать все отдельные атомы, мы с удивлением обнаружили бы, что атомы самого легкого элемента являются самыми распространенными, а также в первенстве ему не уступают еще три химических элемента, которые являются важнейшими компонентами живой материи …»

Вопрос классу: Как вы, думаете, о каких химических элементах идет речь? И определите тему урока.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока – «Неметаллы».

III. Изучение нового материала

1. Положение неметаллов в ПСХЭ Д.И. Менделеева.

Неметаллы расположены в основном в правом верхнем углу ПС, условно ограниченном диагональю бор-астат. Самым активным является фтор.

Для атомов неметаллов, по сравнению с атомами металлов характерны:

  • меньший атомный радиус;
  • четыре и более электрона на внешнем энергетическом уровне.

Отсюда и такое важнейшее свойство атомов неметаллов – тенденция к приёму недостающих до 8 электронов, т.е. окислительные свойства. Качественной характеристикой атомов неметаллов, т.е. своеобразной мерой их неметалличности, может служить электроотрицательность, т.е. свойство атомов химических элементов поляризовать химическую связь, оттягивать к себе общие электронные пары. Электроотрицательность – мера неметалличности, т.е. чем более электроотрицателен данный химический элемент, тем ярче выражены неметаллические свойства.

Изменение свойств атомов неметаллов

Заполните пробелы в утверждениях

В периоде

  • Радиус атома ……….
  • Окислительные свойства ……………..
  • Восстановительные свойства …………………..
  • Число электронов на внешнем слое …………………….

В группе

  • Радиус атома ……………….
  • Окислительные свойства ………………………..
  • Восстановительные свойства …………………..
  • Число электронов на внешнем слое ……………………..

Предполагаемые ответы учащихся:

В периоде

  • Радиус атома уменьшается
  • Окислительные свойства увеличиваются
  • Восстановительные свойства уменьшаются
  • Число электронов на внешнем слое увеличивается

В группе

  • Радиус атома увеличивается
  • Окислительные свойства уменьшаются
  • Восстановительные свойства увеличиваются
  • Число электронов на внешнем слое не изменяется

2. Кристаллическое строение неметаллов-простых веществ. Аллотропия.

Если металлы – простые вещества образованы за счет металлической связи, то для неметаллов – простых веществ характерна ковалентная неполярная химическая связь. В отличие от металлов неметаллы – простые вещества, характеризуются большим многообразием свойств. Неметаллы имеют различное агрегатное состояние при обычных условиях:

  • газы – H2, O2, O3, N2, F2, Cl2;
  • жидкость – Br2;
  • твердые вещества – модификации серы, фосфора, кремния, углерода и др.

Гораздо богаче у неметаллов и спектр цветов: красный – у фосфора, красно-бурый – у брома, желтый – у серы, желто-зеленый – у хлора, фиолетовый – у паров йода. Элементы – неметаллы более способны, по сравнению с металлами, к аллотропии.

Способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ называется аллотропией, а эти простые вещества – аллотропными видоизменениями или модификациями.

 

3. Химические свойства неметаллов.

Неметаллы в химических реакциях могут быть восстановителями и окислителями (фтор, кислород.)

Допишите уравнения реакции, укажите какие свойства проявляют неметаллы.

  • Cl2 + Na →
  • Cl2+ P →
  • Cl2 + NaI →
  • C + CuO→
  • C + HNO3

Предполагаемые ответы учащихся:

  • Cl2 + 2Na → 2NaCl
  • 5Cl2+2 P →2 PCl5
  • Cl2 + 2NaI→I2 + 2NaCl

Хлор в уравнениях реакции является окислителем

  • C + CuO → CO + Cu
  • C + 2HNO3 → 2CO2 + NO2 + H2O

Углерод в уравнениях реакции является восстановителем.

Выводы:

  • Элементы-неметаллы расположены в главных подгруппах III–VIII групп ПС Д.И. Менделеева, занимая её верхний правый угол.
  • На внешнем электронном слое атомов элементов-неметаллов находятся от 3 до 8 электронов.
  • Неметаллические свойства элементов усиливаются в периодах и ослабевают в подгруппах с увеличением порядкового номера элемента.
  • Высшие кислородные соединения неметаллов имеют кислотный характер (кислотные оксиды и гидроксиды).
  • Атомы элементов-неметаллов способны как принимать электроны, проявляя окислительные функции, так и отдавать их, проявляя восстановительные функции.

Закрепление изученного материала.

Вставьте слова, пропущенные в тексте.

  1. Атомы ………. в отличие от атомов металлов легко принимают наружные электроны, являются ……………….
  2. Неметаллические свойства элементов с увеличением порядкового номера в периодах …………………….
  3. В группах неметаллические свойства элементов …………………..

Определите, окислителем или восстановителем является сера в следующих реакциях:
H2+S=H2S
S — ………………….
2SO2 + O2 → 2SO3
S — ………………………

Предполагаемые ответы учащихся:

  1. Атомы неметаллов в отличие от атомов металлов легко принимают наружные электроны, являются окислителями.
  2. Неметаллические свойства элементов с увеличением порядкового номера в периодах увеличиваются.
  3. В группах неметаллические свойства элементов уменьшаются

Определите, окислителем или восстановителем является сера в следующих реакциях:
H2+S=H2S
S — окислитель
2SO2 + O2 → 2SO3
S — восстановитель

Состав воздуха (работа по учебнику стр.74)

Заполните таблицу

Составные части Содержание газов, %
По объему По массе
Азот (N2)
Кислород (O2)
Благородные газы (Ar, He, Ne, Kr)

Предполагаемые ответы учащихся:

Составные части Содержание газов, %
По объему По массе
Азот (N2) 78 75,5
Кислород (O2) 21 23,2
Благородные газы (Ar, He, Ne, Kr) 1 1,3

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Д/З: § 16 в.1 с.75 Почему химически неверно поэтически выражение: «В воздухе пахло грозой»?