Цели урока:
Образовательные:
- Обеспечить усвоение учащимися положения неметаллов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, особенностей строения их атомов и физических свойств;
- Актуализировать знания учащихся на явлении аллотропии, для представления общей характеристики неметаллов.
Развивающие:
- создать условия для развития умений учащихся анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.
Воспитательные:
- способствовать развитию навыков коммуникативного общения учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: словесные, наглядные, проблемно-поисковые.
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация знаний.
С целью актуализации знаний учитель зачитывает цитату из книги Ганты Тибор «Жизнь и ее происхождение».
«Прежде чем приступить к разговору об интересной истории образования Земли, нам необходимо ознакомиться с элементарным составом вселенной. Если бы нам удалось каким – то образом получить усредненный образец материала, из которого построена вселенная, подсчитать и сгруппировать все отдельные атомы, мы с удивлением обнаружили бы, что атомы самого легкого элемента являются самыми распространенными, а также в первенстве ему не уступают еще три химических элемента, которые являются важнейшими компонентами живой материи …»
Вопрос классу: Как вы, думаете, о каких химических элементах идет речь? И определите тему урока.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока – «Неметаллы».
III. Изучение нового материала
1. Положение неметаллов в ПСХЭ Д.И. Менделеева.
Неметаллы расположены в основном в правом верхнем углу ПС, условно ограниченном диагональю бор-астат. Самым активным является фтор.
Для атомов неметаллов, по сравнению с атомами металлов характерны:
- меньший атомный радиус;
- четыре и более электрона на внешнем энергетическом уровне.
Отсюда и такое важнейшее свойство атомов неметаллов – тенденция к приёму недостающих до 8 электронов, т.е. окислительные свойства. Качественной характеристикой атомов неметаллов, т.е. своеобразной мерой их неметалличности, может служить электроотрицательность, т.е. свойство атомов химических элементов поляризовать химическую связь, оттягивать к себе общие электронные пары. Электроотрицательность – мера неметалличности, т.е. чем более электроотрицателен данный химический элемент, тем ярче выражены неметаллические свойства.
Изменение свойств атомов неметаллов
Заполните пробелы в утверждениях
В периоде
- Радиус атома ……….
- Окислительные свойства ……………..
- Восстановительные свойства …………………..
- Число электронов на внешнем слое …………………….
В группе
- Радиус атома ……………….
- Окислительные свойства ………………………..
- Восстановительные свойства …………………..
- Число электронов на внешнем слое ……………………..
Предполагаемые ответы учащихся:
В периоде
- Радиус атома уменьшается
- Окислительные свойства увеличиваются
- Восстановительные свойства уменьшаются
- Число электронов на внешнем слое увеличивается
В группе
- Радиус атома увеличивается
- Окислительные свойства уменьшаются
- Восстановительные свойства увеличиваются
- Число электронов на внешнем слое не изменяется
2. Кристаллическое строение неметаллов-простых веществ. Аллотропия.
Если металлы – простые вещества образованы за счет металлической связи, то для неметаллов – простых веществ характерна ковалентная неполярная химическая связь. В отличие от металлов неметаллы – простые вещества, характеризуются большим многообразием свойств. Неметаллы имеют различное агрегатное состояние при обычных условиях:
- газы – H2, O2, O3, N2, F2, Cl2;
- жидкость – Br2;
- твердые вещества – модификации серы, фосфора, кремния, углерода и др.
Гораздо богаче у неметаллов и спектр цветов: красный – у фосфора, красно-бурый – у брома, желтый – у серы, желто-зеленый – у хлора, фиолетовый – у паров йода. Элементы – неметаллы более способны, по сравнению с металлами, к аллотропии.
Способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ называется аллотропией, а эти простые вещества – аллотропными видоизменениями или модификациями.
3. Химические свойства неметаллов.
Неметаллы в химических реакциях могут быть восстановителями и окислителями (фтор, кислород.)
Допишите уравнения реакции, укажите какие свойства проявляют неметаллы.
- Cl2 + Na →
- Cl2+ P →
- Cl2 + NaI →
- C + CuO→
- C + HNO3→
Предполагаемые ответы учащихся:
- Cl2 + 2Na → 2NaCl
- 5Cl2+2 P →2 PCl5
- Cl2 + 2NaI→I2 + 2NaCl
Хлор в уравнениях реакции является окислителем
- C + CuO → CO + Cu
- C + 2HNO3 → 2CO2 + NO2 + H2O
Углерод в уравнениях реакции является восстановителем.
Выводы:
- Элементы-неметаллы расположены в главных подгруппах III–VIII групп ПС Д.И. Менделеева, занимая её верхний правый угол.
- На внешнем электронном слое атомов элементов-неметаллов находятся от 3 до 8 электронов.
- Неметаллические свойства элементов усиливаются в периодах и ослабевают в подгруппах с увеличением порядкового номера элемента.
- Высшие кислородные соединения неметаллов имеют кислотный характер (кислотные оксиды и гидроксиды).
- Атомы элементов-неметаллов способны как принимать электроны, проявляя окислительные функции, так и отдавать их, проявляя восстановительные функции.
Закрепление изученного материала.
Вставьте слова, пропущенные в тексте.
- Атомы ………. в отличие от атомов металлов легко принимают наружные электроны, являются ……………….
- Неметаллические свойства элементов с увеличением порядкового номера в периодах …………………….
- В группах неметаллические свойства элементов …………………..
Определите, окислителем или восстановителем является сера в следующих реакциях:
H2+S=H2S
S — ………………….
2SO2 + O2 → 2SO3
S — ………………………
Предполагаемые ответы учащихся:
- Атомы неметаллов в отличие от атомов металлов легко принимают наружные электроны, являются окислителями.
- Неметаллические свойства элементов с увеличением порядкового номера в периодах увеличиваются.
- В группах неметаллические свойства элементов уменьшаются
Определите, окислителем или восстановителем является сера в следующих реакциях:
H2+S=H2S
S — окислитель
2SO2 + O2 → 2SO3
S — восстановитель
Состав воздуха (работа по учебнику стр.74)
Заполните таблицу
Составные части | Содержание газов, % | |
По объему | По массе | |
Азот (N2) | ||
Кислород (O2) | ||
Благородные газы (Ar, He, Ne, Kr) |
Предполагаемые ответы учащихся:
Составные части | Содержание газов, % | |
По объему | По массе | |
Азот (N2) | 78 | 75,5 |
Кислород (O2) | 21 | 23,2 |
Благородные газы (Ar, He, Ne, Kr) | 1 | 1,3 |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Д/З: § 16 в.1 с.75 Почему химически неверно поэтически выражение: «В воздухе пахло грозой»?