Цель: формировать у обучающихся ладовую устойчивость при работе с многоголосием в хоре.
Принадлежность: данная разработка может быть использована на уроках сольфеджио, хора или хорового сольфеджио в музыкальной школе.
Урок основан на технологии коллективного способа обучения, что способствует развитию вокально-интонационных навыков обучающихся без давления на их психику, создавая ситуацию успеха, так как слабые учащиеся работают вместе с более подвинутыми учениками.
Урок состоит из нескольких форм работы:
- Консультация – на протяжении всего урока преподаватель дает краткие сведения о полезном влиянии классических произведений на психическое, эмоциональное и физическое состояние человека. Информация не имеет достоверного подтверждения этих выводов, но является немаловажной в плане повышения интереса подрастающего поколения к прослушиванию классической музыки.
- Вокально-интонационные упражнения – все формы работы урока основаны на интонировании в унисон и двухголосно, что является главным аспектом для выработки ансамблевого унисона в партии и в хоре.
- Ладовая настройка – перед каждой новой формой работы учащиеся слушают фрагмент классического произведения, чтобы настроиться в следующей тональности, что позволяет разнообразить традиционность урока и послушать хорошую музыку. Определение тональности по камертону вырабатывает навык ориентирования в тональности, развивает ладовую чувствительность.
- Игра – фрагмент урока, разработанный преподавателем на основе метода В.Емельянова, когда звуки пропеваются одновременно с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые трубочкою губы и имитацией звука «Р» при помощи вибрации губ. Данный метод позволяет выработать хорошее певческое дыхание. Игра может получиться только при условии, что обучающиеся уже знакомы с данным методом и применяют его регулярно на уроках. Игра направлена на освоение навыка свободного владения звуковедением, основываясь на образном мышлении, а не на привычном сольфеджировании. Небольшой творческий опыт по сочинению-импровизации в конце урока станет хорошим примером развития вокально-интонационных навыков каждого ученика. Результатом применения этого метода впоследствии будет свободное интонирование в пределах октавы, а также раскрепощение голосового аппарата особенно у тех учащихся, которые стесняются петь сольно.
- Чтение с листа – важная форма работы для детского хорового коллектива с целью выработки чистого интонирования и навыка быстрого разучивания произведений с листа.
- Рефлексия – при подведении итогов необходимо выявить у обучающихся что они узнали нового, интересного, что их заинтересовало, что удивило. Творческое задание в дальнейшей работе нужно усложнить пением с названием нот и с четкой метро-ритмической структурой.
Информационные ресурсы:
- Сайт «Ваше здоровье». Страница «Музыкотерапия» – vahe-zdorovye.ru/novosti/le4enie-klasi4eskoi-muzikoi
- Сайт «Виктор Емельянов. Фонопедический метод развития голоса» www.emelyanov-fmrg.ru/
- Сайт «Музофон» muzofon.com/
- Сайт «Музыкальная фантазия» music-fantasy.ru/
- Сайт «Ноты – детям» igraj-poj.narod.ru/vocal/alfavit2/s/s.html
Предмет: Хоровое сольфеджио.
Предмет проводится один раз в неделю для учащихся 5-7 классов музыкального отдела ДШИ.
Тип урока: Урок – традиционный, включающий повторение пройденного материала и его закрепление. Форма изучения новой темы – игра «Звукоподражание».
Степень трудности: Средняя.
Триединая цель урока:
- “Развивающая” – развить умение слушать и слышать другие голоса во время многоголосия, не сбиваться и удерживать строй;
- “Обучающая” – научить свободно, а главное точно интонировать при поступенном движении в унисон и многоголосно;
- “Воспитывающая” – воспитать ансамблевые вокально-интонационные навыки во время многоголосного исполнения.
Ход урока
№ п/п | Содержание урока | Ход урока | Аудиотрек |
1 | Организационный момент /3 мин./: Тональность D-dur (не озвучивается). |
Учитель: Ученые доказали, что прослушивание классической музыки способствует вылечиванию болезней. Например, Вальс Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае» исцеляет органы мочевыделительной системы человека. Но сегодня это не самоцель нашего урока. Ваша задача настроится в тональности. Внимательно прослушайте фрагмент вальса. | 01 |
2 | Работа в тональности: – 8 мин. | Учитель: А теперь спойте Тонику… Озвучивают тонику Учитель: а теперь я на камертоне извлеку «ля», а ваша задача определить тональность произведения. Ученики определяют тональность произведения. Далее учащиеся исполняют гамму D-dur:
|
|
3 | Игра «Звукоподражание» – Новый материал – /12 мин./: |
Учитель: А сейчас поиграем, точнее, побалуемся, чтобы освоить иную возможность звуков. Для начала попробуем с вами «порулить», как это делают маленькие детки, представляя себя за рулем автомобиля (на основе метода В.Емельянова издаём звуки одновременно с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые трубочкою губы и имитацией звука «Р» вибрацией губ – ПРРРРРРР). Учитель: Скажите, что происходит с интонацией, когда мы поворачивали? Дети отмечают о повышении и понижении интонации. Учитель: Давайте попробуем «нарисовать» при помощи голоса Землю – (круговое движение сверху вниз и снова вверх). А теперь Скачущий мячик – (имитация отскока снизу и резкий отрыв вверх). Учитель: Иными словами, голос пытается сымитировать направление движения предмета. Наверно, вы замечали в нотах, даже если не знаешь нотной грамоты, можно точно определить направление мелодии, так как графическое написание нотных знаков в точности соответствует движению мелодии. Сейчас мы будем с вами интонировать в пределах секунды, то есть поступенно вверх и вниз по моей руке. За основу возьмем звук ля. Учащиеся интонируют звук «ля», проверяется камертоном. Затем хор исполняет секундовые ходы вверх и вниз по руке учителя, интонируя в унисон. Учитель: Теперь перейдем к интонированию на два голоса: сопрано поют по левой руке, альты – по правой. Сопрано и Альты, начиная с унисона «ля», попеременно интонируют поступенно вверх и вниз, образуя по вертикали интервалы от секунды до квинты. Цель данного вида работы заключается в отработке навыка унисонного пения наряду с гомофонным движением подголоска. |
|
4 | Чтение с листа – /9 мин./ | Учитель: Следующим этапом работы будет чтение с листа. Закрепим приобретенный навык интонирования на примере мотета Жоскена Депре “Ave verum Virginitas”. /В начале урока все учащиеся получили хоровые партии с произведением/. Но прежде, настроимся в тональности. Звучит фрагмент первой части Итальянского концерта И.С.Баха. Учащиеся пропевают тонику «фа», настраиваясь на тональность мотета F-dur. Далее следует интонирование по голосам все вместе: хор делится на два голоса, исполняя партии сопрано и альтов; партии теноров и басов преподаватель играет на фортепиано. |
02 |
5 | Устный диктант – /7 мин./ | Учитель: Перестроимся в другую тональность. Для этого прослушаем фрагмент I части «Маленькой ночной серенады» В.А.Моцарта.Для справки: по мнению американских ученых, произведения в данной тональности излечивают кожные заболевания. По камертону извлекается «ля» и определяется тональность данного произведения – G-dur. Проигрывание канона Антонио Сальери «Песню звонкую поем». Потом интонирование основной мелодии канона (8 тактов) со словами учителем. Третья иллюстрация диктанта отдельно по фразам: педагог исполняет со словами –учащиеся повторяют. Четвертый раз ученику пропевают период целиком со словами самостоятельно. Пятый раз – пропевают сольфеджио. Цель – безошибочное воспроизведение нотного текста. |
03 |
6 | Рефлексия – Творческое задание /6 мин./ | Учитель: Так сочиняли композиторы. А теперь попробуйте сами сочинить свою мелодию, используя поступенное движение вверх и вниз. За основу возьмем вот эту тональность – Звучит фрагмент «Свадебного марша» Феликса Мендельсона из концертной увертюры «Сон в летнюю ночь». Учитель: Настройка в тональности C-dur. Произведения в данной тональности благотворно влияют на органы желудочно-кишечного тракта. «Рисовать» мы будем сейчас с вами картину, название которой дадим уже после исполнения: Учащиеся поют все одновременно, начиняя с ноты До первой октавы, в произвольном метро-ритме вокализом на слог «ля»на протяжении 4 тактов (педагог жестом отмечает каждый такт, тактируя только первую долю, и указывает на окончание); главное условие – закончить на ноте До первой или второй октавы. Цель – не «потерять» ладовую устойчивость в хаосном хоровом многоголосии и сойтись в унисон. По окончании учащиеся должны предложить название данному произведению-импровизации. |
04 |
Учитель: В заключение урока послушаем музыку великого Моцарта, которая несет в себе очень мощный энергетический импульс, заряжает мозг, словно «будит» его и пробуждает смекалку и креативность. Мажорные тона настраивают и заставляют стремиться к победе. Дают прилив творческих сил. И вам я желаю позитива и творческих успехов! |
05 К. 330, I часть |