Цели: продолжить формировать у учащихся правильное представление
о связи между вопросом, на который отвечает слово, и его обобщённым значением, находить в тексте глаголы. Способствовать развитию орфографической зоркости, вырабатывать навыки грамотного письма. Прививать аккуратность.
Ход урока.
I.Орг. момент.
Мы начинаем урок русского языка. Какое главное правило мы помним на уроке?
- Наугад писать нельзя.
II. Чистописание.
1. Прочитайте поговорку.
Февраль три часа дня прибавит.
- Как вы это понимаете?
- Найдите слово с мягким знаком .Какую роль он играет?
- Найдите слово с безударной гласной, которую можно проверить.
-Найдите слово с непроверяемой безударной гласной .
-Напишите по памяти.
III. Сообщение темы и целей урока.
Предлагаю вам загадку. Отгадав её, вы узнаете, над чем мы будем работать на уроке, над какой частью речи.
Что без него предметы?
Лишь названья…
А он придёт – всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады и хлеб в полях растёт.
-О какой части речи мы будем вести разговор?
Сегодня в центре нашего внимания- глагол.
На уроке мы обобщим, приведём в систему ваши знания о глаголе . Уверена , что откроете на уроке что-то новое для себя. Итак, сегодня мы будем думать, рассуждать, слушать, доказывать, наблюдать.
Предлагаю вам ещё одну загадку.
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На стебле золотом.
Что это такое?
Посмотрите , у меня в руках два колоска. Колос ржи и колос пшеницы. Что вы о них можете сказать?
Рожь даёт ржаной хлеб, а пшеница- белый. Колосок состоит из зёрен. Сегодня мы будем собирать свой колосок-колосок знаний о глаголе.
Давайте вспомним всё, что вы знаете о глаголе.
IV. Словарная работа.
Продолжим урок словарной работой и образуем первое зерно нашего колоска.
Прочитайте словарные слова.
в…рона п…льто уч…ник …года р…бята |
висит висит висит висит висит |
(Второй столбик слов закрыт).
- Какой частью речи они являются?
- Зачитайте одушевлённые имена существительные.
- Зачитайте неодушевлённые имена существительные.
- Подберите синоним к слову ученик.
- Назовите слово ,где звуков больше ,чем букв.
- Назовите слово ,где букв меньше ,чем звуков.
- Запишите в строчку только пропущенные буквы.
- Проверьте написанное с написанным на доске.
Образуем следующее зерно.
- Прочитайте слова второго столбика. Что они обозначают?
- Соотнесите слова первого и второго столбиков.
V.Работа по теме урока.
1. Для того чтобы образовалось следующее зерно, нужно поставить глаголы в неопределенную форму.
Прочитайте глаголы. Писал, рисовал, лечил, копал, стоял, ходил.
Работать будем по цепочке.
2. Игра «Найди ошибку».
Перед вами сочетание слов . В них допущены ошибки. Нужно найти эти ошибки , исправить и назвать, на какое правило они допущены.
мальчик бижал
высокий дуп
гулял в чяще
дверная ручька
-Найдите сочетание слов с глаголами.
-Действие одного или нескольких предметов они обозначают?
-Измените сочетания так , чтобы они обозначали действие нескольких предметов.
В нашем колоске прибавилось ещё одно зерно.
4.Физкультминутка.
5.А сейчас поработаем по учебнику.(стр.35, упр.54).
6.Прочитайте пословицу.
Кто (не)стыдится спрашивать, узнает многое.
-Как вы это понимаете?
-Спишите , раскрывая скобки. О чём вы будете помнить,выполняя задание?
Зёрна в нашем колоске прибавляются .
Сейчас вы выполнили задание ,где повторили написание не с глаголом .Как же пишется не с глаголом?
6.А сейчас прослушайте сказку.
Гордую и упрямую частицы Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю!» А она ему : «Не люблю!» Он признавался: «Верю!» а она ему: «Не верю!»
Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Глагол очень переживал.
Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью ,если докажешь ,что мы не можем жить друг без друга.» Вздохнул Глагол печально и пошёл скитаться по словарям и учебникам.
Когда же возвращался к своей любимой, она крикнула ему : «Негодую! Ненавижу!» И тут же замерла от неожиданности ,осознав, что в некоторых случаях не только он , но сама частица Не жить друг без друга не могут.
На доске появляются слова :негодовать, ненавидеть, неволить.
- Как вы думаете, почему в этих словах не написано слитно?
- Значение каких слов вам непонятно?
- Значение каких слов вам непонятно?
Негодовать- испытывать крайнее недовольство , возмущаться.
Неволить-принуждать ,заставлять делать что-нибудь.
Ненавидеть-испытывать неприязнь кому-нибудь ,чему-нибудь.
Прослушав сказку , мы образовали последнее зерно нашего колоска.
Посмотрите , какой колосок знаний о глаголе у нас получился.
VI. Подведение итогов.
-Чем занимались сегодня на уроке?
-Что нового узнали на уроке?