Программа элективного курса «Конфликты и их преодоление» является метапредметным, предназначен для обучающихся 9 классов и рассчитан на 17 часов. Программа курса включает в себя новые знания, о способах конструктивного решения конфликтах, эффективного поведения в конфликтных ситуациях.
Целью данного курса является содействие обучающимся в выработке способов эффективного разрешения конфликтов, которая будет реализовываться посредством следующих задач:
- Расширить теоретические знания о конфликтах.
- Способствовать формированию у подростка навыков эффективного поведения в конфликтной ситуации.
Курс состоит из двух блоков:
- 1 блок - занятия данного блока способствуют расширению теоретических знаний о конфликтах, способах поведения в конфликте и т.д. Включает в себя - 9 занятий по 40 минут.
- 2 блок направлен на формирование у подростка навыков эффективного поведения в конфликтах и их конструктивного решения. Включает в себя – 8 занятий по 40 минут.
В результате прохождения курса обучающиеся повысят психологическую грамотность и овладеют навыками эффективного поведения в конфликтной ситуации.
Проведение занятий по программе практико-ориентированного курса предполагает использование методов и форм работы, которые способствуют активизации инициативы и творческое самовыражение обучающихся, развитию навыков самопознания и рефлексии, а также положительного настроя на работу, таким образом, позволяя избежать обучающимся информационной перегрузки и обеспечить психологическое погружение в курс на позитивной волне. В процессе занятий предполагается проведение анкетирования направленного на изучение ожиданий старшеклассников, а также заключительного анкетирования с целью анализа проведенной работы и степенью удовлетворенности участников полученными знаниями, умениями и навыками.
Личные достижения обучающихся проявляются через рефлексию собственного опыта, через его осознание, вербализацию и отреагирование его применения на практике. Также обучающимся предлагается (при необходимости) вести дневник наблюдений.
На протяжении курса функционирует блог, где участники выражают личностное отношение к полученному опыту.
Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности и качественного изучения, и получения запланированных результатов.
Тематический план курса
№ |
Тема |
Количество часов |
1. |
Знакомство. Введение. Правила группы. Структура курса. |
1 час |
2. |
Понятие конфликт. Признаки конфликта. |
1 час |
3. |
Виды конфликтов. |
2 часа |
4. |
Характеристики конфликта. |
1 час |
5. |
Возникновение конфликтов: оценка ситуации |
2 часа |
6. |
Возникновение конфликтов: выбор стратегии реагирования |
3 часа |
7. |
Способы урегулирования конфликтов. |
3 часа |
8. |
Эффективное поведение в конфликте. |
5 часов |
|
Итого |
17 |
Содержание курса
Тема 1. Знакомство. Введение. Правила группы. Структура курса. (1 час)
Введение в курс, структура курса. Упражнения направленные на знакомство и сплочение группы «Снежный ком», «Имена и качества». Проведение анкетирования «Мои ожидания от курса». Результат: обучающиеся получают информацию о содержании курса и осознают свои ожидания от курса.
Тема 2. Понятие конфликт. Признаки конфликта. (1 час)
Понятие конфликт. Признаки конфликта. Притча о слоне.
Результат: обучающиеся должны знать: определение понятия конфликт, классификацию видов конфликтных явлений, признаки конфликтов.
Тема 3. Виды конфликтов. (2 часа)
Определение видов конфликтов и их особенностей. Личностные, межличностные, межгрупповые, внутригрупповые конфликты.
Результат: обучающиеся должны знать: основные виды конфликтов, различать конфликты по их видам, понимать общность конфликтов разных видов.
Тема 4. Характеристики конфликта. (1 час)
Описание характеристик конфликта (структурных и динамических). Результат: обучающиеся должны знать процесс и динамику конфликта. Стадии и фазы развития конфликта. Факторы обострения и ослабления конфликта. Способы завершения конфликта.
Тема 5. Возникновение конфликтов: оценка ситуации. (2 часа)
Рассмотрение внешних обстоятельств, которые человек относит к конфликтным, на основании чего осуществляется «определение ситуации», какие факторы ведут к восприятию ситуации как конфликтной.
Результат: обучающиеся должны знать критические жизненные ситуации, адекватно воспринимать и оценивать конфликтную ситуацию, знать различные факторы определения ситуации как конфликтной (объективные, групповые, индивидуальные).
Тема 6. Возникновение конфликтов: выбор стратегии реагирования. (3 часа)
Рассмотрение принципиально возможных стратегий реагирования в конфликте. Тест К.Томаса «Типы реагирования в конфликтной ситуации», проигрывание ситуаций с точки знания разных стратегий. Эффективная стратегия.
Результат: осознание преимуществ и недостатков своего реагирования в конфликтной ситуации (обсуждение результатов теста К. Томаса), реакция человека на возникающую проблему (схема), уход от конфликта и последствия, отработка практических навыков решения конфликтной ситуации.
Тема 7. Способы урегулирования конфликтов. (3 часа)
Основные формы завершения конфликта (насилие, примирение, разъединение).
Условия и факторы конструктивного разрешения конфликта. Завершение конфликта с помощью третьей стороны. Функции третьей стороны (насилие, социальное давление, суд, арбитраж, медиация). Выполнение практических упражнений направленных на развитие навыков эффективного взаимодействия.
Результат: обучающиеся должны знать: основные формы завершения конфликта, функции третьей стороны, совершенствовать свои коммуникативные навыки.
Тема 8. Эффективное поведение в конфликте. (5 часов)
Основные понятия управления конфликтами. Конструктивное и деструктивное развитие конфликтов – что выбираем мы? Знакомство с методикой анализа конфликтной ситуации. Отработка приемов активного слушания, вербального и невербального общения и т.д. Рефлексия.
Результат: повышения уровня осознания себя и своего поведения в конфликтной ситуации.