Развитие знаково-символических универсальных учебных действий на уроках программирования

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (345 МБ)


Как справедливо отмечается в фундаментальном ядре содержания общего образования, «информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени» [5]. Согласно ФГОС цели обучения информатике формулируются в форме универсальных учебных действий, среди которых выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Особенности информатики как учебного предмета, к которым следует отнести мультимодальность и метапредметность учебного материала, емкость содержания и абстрактность базовых понятий предъявляют особые требования к подготовке обучающихся. Для успешного обучения информатике им необходимо владеть методами познания окружающей реальности, поиска и работы с информацией, методами обобщения и систематизации, уметь использовать полученные знания на практике. Таким образом, особое значение в формировании универсальных учебных действий на уроках информатики для успешного изучения информатики имеют познавательные универсальные учебные действия, в структуре которых выделяют общеучебные, знаково-символические, логические действия и действия постановки и решения проблем.

Знаково-символические действия играют немаловажную роль в познании, особенно в условиях современного информационного общества, когда ученик все чаще сталкивается со сложными знаково-символическими системами как в профессиональной деятельности (профессии типа «человек-знак), так и в повседневной жизни (реклама, интернет, интерфейс различных прикладных программ и др.). Нам представляется справедливым замечание Э. Кассисер, который в своей работе «Опыт о человеке» раскрывает принцип символизма, суть которого в том, что «вне представлений о сложной системе символов и знаков не может развиваться человек, не может возникнуть мысль».

Знаково-символические действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функцию отображения учебного материала; выделение существенного, отрыва от конкретных ситуативных значений, формирования обобщенных знаний. Это действия:

? моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
? преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Знаково-символические универсальные действия связаны с адекватным отображением реальности, формированием образа изучаемых объектов, в связи с чем, они являются основой для формирования системы универсальных учебных действий. Особая значимость знаково-символических универсальных действий для успешного изучения информатики подчеркивается тем, что в процессе обучения информатике учащиеся сталкиваются с абсолютно новой информацией и с новыми, не заложенными в естественном языке знаками, то есть с чужой для них формально-языковой средой.

Развитию знаково-символических действий, их роли в процессе познания посвящены работы А. А. Веряева, Н. Г. Салминой, А. В. Славина, Н. А. Кургановой и др. Анализ данных исследований показывает, что в процессе обучения информатике необходима работа по целенаправленному развитию представления учащихся о знаке, процессе семиозиса и их роли в адекватном отображении действительности, формировании научной картины мира.

Многие знаки, которыми мы оперируем в информатике (специальные символы программирования, элементы интерфейса) являются контекстуальными, то есть применяются в других научных областях. Рассказ об истории появления таких знаков, их особенностях и сферах применения, с нашей точки зрения, будет способствовать развитию универсальных знаково-символических действий и формированию метапредметных знаний учащихся.

Для иллюстрации представленных идей, нами разработано внеклассное мероприятие «Специальные символы языка программирования» и Презентация к нему, которое посвящено истории возникновения некоторых часто используемых символов в программировании и их применению в процессе решения учебных задач.

Литература

  1. Веряев А. А. Семиотический подход к образованию в информационном обществе : дис. док. пед. наук: 13.00.01. Барнаул, 2000. – 367 с.
  2. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988 . – 288 с.
  3. Славин А. В. Наглядный образ в структуре познания. – М.:Политиздат, 1971. – 271 с.
  4. Курганова Н. А. Развитие знаково-символической деятельности учащихся в процессе обучения информатике на основе семиотического подхода: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.02. – Омск, 2006. – 25 с.
  5. Фундаментальное ядро содержания общего образования /под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с.