Цель урока: организация деятельности учащихся по переводу своих знаний от усвоения отдельных фактов, понятий к их обобщению в целостную систему знаний по теме «Силы природы».
1) Познавательный (образовательный) аспект цели:
- систематизировать специальные понятия и термины
- взаимодействие,
- сила – результат взаимодействия,
- природа силы;
- физика процесса возникновения;
- точка приложения силы;
- направление силы
- величина для расчетов силы
- продолжить формирование следующих специальных понятий и законов физики: законы Ньютона, закон Всемирного тяготения, закон Гука, сила всемирного тяготения, сила тяжести, вес тела, сила упругости, сила трения, МКТ, твердое агрегатное состояние вещества
- систематизировать представления о таких понятиях, как взаимодействие, вектор, природа силы – гравитационная и электромагнитная, деформация
- продолжить формирование специальных умений и навыков:
- графическое изображение векторных величин – сил, используя масштаб
- умение определить точку приложения силы
- навык грамотного выполнения математических записей,
- Продолжить формирование общеучебных умений и навыков:
- умения работать с учебными материалами,
- умения планировать, контролировать ход своей деятельности,
- умения работать во времени,
- умения работать со справочными материалами,
- умения осознанного чтения,
- умения находить рациональные пути выполнения работы,
- Умения грамотно излагать свои знания по теме «Силы природы»
2) Развивающий аспект цели:
- Развивать умение логически мылить, умение анализировать и применять знания, делать вывод при систематизации знаний по теме «Силы природы»
- Развивать память, воображение, концентрацию внимания, наблюдательность.
- Развивать осмысленную самостоятельность.
3)Воспитательный аспект цели.
- Продолжить формирование научного мировоззрения, продолжить формирование знаний о процессе научного познания, о материальности мира, о взаимосвязи явлений природы.
- Продолжить формирование умения критично оценивать результаты.
- Продолжить формирование сознательной дисциплины при работе в парах и в коллективе
- продолжить формирование уважительного отношения к мнениям других людей
- Продолжить формирование системы нравственных ценностей (настойчивости, целеустремленности, трудолюбия), формирование отношений к себе, одноклассникам, школе, стране).
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Структура урока:
- 1-3 этап – организация начала урока, подготовка учащихся к систематизации знаний, предоставления общего алгоритма разбора силы
- 4 этап – систематизация материала (работа в группах, разбор каждой группой 1 силы)
- 5 этап – проверка выполненной работы – систематизация всех сил
- 6 этап – проверка систематизации всего материал (индивидуальная работа по заполнению систематизирующей таблицы)
- 7-8 этап – контроль и самопроверка знаний – тест, заполнение карточки с основными элементами знаний
- 9 этап – подведение итогов урока
- 10 этап – информация о домашнем задании
Ход урока
Этап урока | Время | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1-3 этапы. Организация начала урока, мотивация | 5 мин. | Объявляется тема урока, форма урока.Ставятся цели: систематизация знаний по теме «Силы природы», в конце урока каждый ученик должен будет в карточке основных элементов знаний отметить усвоенный материал.Класс разбивается на команды по 5 человек, заранее выбирается руководитель.Перечисляются все силы: сила всемирного тяготения, сила тяжести, сила упругости, вес тела, сила трения.Предоставляется общий план разбора силы на экранеПроводится жеребьевка, руководители команд вытаскивают силу, которую команда будет представлять. Получают Задание 1 | Проводит беседу, мотивирует учащихся на активную познавательную деятельность | Учащиеся слушают, знакомятся с целью урока, капитаны команды участвуют в жеребьевке, получают задания для первого этапа работы. |
4 этап. Систематизация материала. Задание 1. |
5 мин. | Работа в группах.Каждая группа описывает полученную силу по плану, записывает на лист, графически изображает силу в масштабе. Готовит выступление одного члена команды. Задание 1. Описать силу по плану: 1. результат взаимодействия с чем; 2. буква обозначения; 3. единица измерения; 4. природа возникновения; 5. точка приложения; 6. направление; 7. формула для расчета, закон; 8. графическое изображение силы (изобразить силу в 500Н, самостоятельно выберите масштаб) Подготовить устный ответ одним из членов команды |
Наблюдает и контролирует деятельность групп | Работают в группах, совместно выполняют задание. На листах А4 записывают разбор силы, графически изображают силу. |
5 этап. Проверка выполненной работы. Систематизация всех сил. | 6 мин. | Один представитель каждой команды рассказывает об одной силе, заполненный листок прикрепляет на стенд | Координирует деятельность команд, участвует в обсуждении. | Команда слушает выступление , помогает, корректирует в случае необходимости |
6 этап. Первичная проверка усвоения знаний. | 10 мин. | заполнение систематизирующей таблицы «Силы природы» | Раздает задания, контролирует время выполнения заданий. | участники команд заполняют систематизирующую таблицу |
7-8 этапы. Проверка и самопроверка . | 14 мин. | 1. тест 2. заполняют карточку основных элементов знаний |
Наблюдает и контролирует индивидуальную деятельность участников групп Контролирует время выполнения задания | выполняют тест, отмечают в карточке усвоенные элементы знаний по теме «Силы природы» |
9 этап. Подведение итогов урока. | 4 мин. | Беседа, обсуждение темы урокакадр презентации | подводит итоги урока | участвуют в обсуждении |
10 этап.Информация о домашнем задании. | 1 мин. | подготовка к зачету | Записывают в дневник |