Открытый урок с инновационными педагогическими технологиями по теме "Силы природы". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цель урока: организация деятельности учащихся по переводу своих знаний от усвоения отдельных фактов, понятий к их обобщению в целостную систему знаний по теме «Силы природы».

1) Познавательный (образовательный) аспект цели:

  • систематизировать специальные понятия и термины
    • взаимодействие,
    • сила – результат взаимодействия,
    • природа силы;
    • физика процесса возникновения;
    • точка приложения силы;
    • направление силы
    • величина для расчетов силы
  • продолжить формирование следующих специальных понятий и законов физики: законы Ньютона, закон Всемирного тяготения, закон Гука, сила всемирного тяготения, сила тяжести, вес тела, сила упругости, сила трения, МКТ, твердое агрегатное состояние вещества
  • систематизировать представления о таких понятиях, как взаимодействие, вектор, природа силы – гравитационная и электромагнитная, деформация
  • продолжить формирование специальных умений и навыков:
    • графическое изображение векторных величин – сил, используя масштаб
    • умение определить точку приложения силы
    • навык грамотного выполнения математических записей,
  • Продолжить формирование общеучебных умений и навыков:
    • умения работать с учебными материалами,
    • умения планировать, контролировать ход своей деятельности,
    • умения работать во времени,
    • умения работать со справочными материалами,
    • умения осознанного чтения,
    • умения находить рациональные пути выполнения работы,
    • Умения грамотно излагать свои знания по теме «Силы природы»

2) Развивающий аспект цели:

  • Развивать умение логически мылить, умение анализировать и применять знания, делать вывод при систематизации знаний по теме «Силы природы»
  • Развивать память, воображение, концентрацию внимания, наблюдательность.
  • Развивать осмысленную самостоятельность.

3)Воспитательный аспект цели.

  • Продолжить формирование научного мировоззрения, продолжить формирование знаний о процессе научного познания, о материальности мира, о взаимосвязи явлений природы.
  • Продолжить формирование умения критично оценивать результаты.
  • Продолжить формирование сознательной дисциплины при работе в парах и в коллективе
  • продолжить формирование уважительного отношения к мнениям других людей
  • Продолжить формирование системы нравственных ценностей (настойчивости, целеустремленности, трудолюбия), формирование отношений к себе, одноклассникам, школе, стране).

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Структура урока:

  • 1-3 этап – организация начала урока, подготовка учащихся к систематизации знаний, предоставления общего алгоритма разбора силы
  • 4 этап – систематизация материала (работа в группах, разбор каждой группой 1 силы)
  • 5 этап – проверка выполненной работы – систематизация всех сил
  • 6 этап – проверка систематизации всего материал (индивидуальная работа по заполнению систематизирующей таблицы)
  • 7-8 этап – контроль и самопроверка знаний – тест, заполнение карточки с основными элементами знаний
  • 9 этап – подведение итогов урока
  • 10 этап – информация о домашнем задании

Ход урока

Этап урока Время Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся
1-3 этапы. Организация начала урока, мотивация 5 мин. Объявляется тема урока, форма урока.Ставятся цели: систематизация знаний по теме «Силы природы», в конце урока каждый ученик должен будет в карточке основных элементов знаний отметить усвоенный материал.Класс разбивается на команды по 5 человек, заранее выбирается руководитель.Перечисляются все силы: сила всемирного тяготения, сила тяжести, сила упругости, вес тела, сила трения.Предоставляется общий план разбора силы на экранеПроводится жеребьевка, руководители команд вытаскивают силу, которую команда будет представлять. Получают Задание 1 Проводит беседу, мотивирует учащихся на активную познавательную деятельность Учащиеся слушают, знакомятся с целью урока, капитаны команды участвуют в жеребьевке, получают задания для первого этапа работы.
4 этап. Систематизация материала.
Задание 1.
5 мин.  Работа в группах.Каждая группа описывает полученную силу по плану, записывает на лист, графически изображает силу в масштабе. Готовит выступление одного члена команды.
Задание 1.

Описать силу по плану: 1. результат взаимодействия с чем; 2. буква обозначения; 3. единица измерения; 4. природа возникновения; 5. точка приложения; 6. направление; 7. формула для расчета, закон; 8. графическое изображение силы (изобразить силу в 500Н, самостоятельно выберите масштаб)
Подготовить устный ответ одним из членов команды
Наблюдает и контролирует деятельность групп  Работают в группах, совместно выполняют задание. На листах А4 записывают разбор силы, графически изображают силу.
5 этап. Проверка выполненной работы. Систематизация всех сил. 6 мин. Один представитель каждой команды рассказывает об одной силе, заполненный листок прикрепляет на стенд Координирует деятельность команд, участвует в обсуждении. Команда слушает выступление , помогает, корректирует в случае необходимости
6 этап. Первичная проверка усвоения знаний.  10 мин.  заполнение систематизирующей таблицы «Силы природы» Раздает задания, контролирует время выполнения заданий. участники команд заполняют систематизирующую таблицу
7-8 этапы. Проверка и самопроверка . 14 мин. 1. тест
2. заполняют карточку основных элементов знаний
Наблюдает и контролирует индивидуальную деятельность участников групп Контролирует время выполнения задания выполняют тест, отмечают в карточке усвоенные элементы знаний по теме «Силы природы»
9 этап. Подведение итогов урока. 4 мин. Беседа, обсуждение темы урокакадр презентации подводит итоги урока участвуют в обсуждении
10 этап.Информация о домашнем задании. 1 мин.  подготовка к зачету    Записывают в дневник

Приложения.