Игра "Звездный час" по теме "День Земли"

Разделы: Начальная школа


Цель: создание условий для осознания учащимися своей моральной ответственности за судьбу родной земли, формирования экологической культуры.

Задачи:

  • расширить и углублять экологические знания детей;
  • развивать любознательность, наблюдательность, мышление, память, самостоятельность суждений;
  • способствовать воспитанию чувства любви к природе, уважения ко всему живому.

Оформление и оборудование.

Зал нарядно украшен. На центральном месте – земной шар: разделенный на 4 части (4 времени года). Рядом фигурки девочки и мальчика, над ними солнце. Вокруг весенние цветы, под земным шаром комнатные растения и мягкие игрушки – животные, презентация, компьютер.

Слово учителя. Почему люди стали отмечать День Земли? В 1969 году возле американского города Санта-Барбара произошла страшная катастрофа. Миллионы тонн нефти вылилось из скважин, погибло множество пеликанов, журавлей, уток, морских львов, других животных, погибли тысячи гектаров растительности, была отравлена вода. С 1970 года каждое 22 апреля в США отмечается День Земли. Ныне он вошел во все календари мира. (1, 2 слайды). Презентация

Солнце светит, пахнет хлебом…
Лес шумит, река, трава…
Хорошо под мирным небом
Слышать добрые слова.

Хорошо зимой и летом
В день осенний и весной
Наслаждаться ярким светом,
Звонкой мирной тишиной.

Есть прекрасная планета,
А зовут ее – Земля.
И живет на той планете
Удивительный народ.

Любит Землю он и весело поет.
Вот немощный желтый круг
Это солнце вышло вдруг,
Ты мне друг, и я твой друг.

Здравствуй, солнышко, наш друг,
Ты свети нам круглый год.

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Но знают все: и млад, и стар
Что она огромный шар.

(Земля).

- Правильно. Наша планета Земля – это огромный, преогромный шар, такой большой, что нужно много, много дней, месяцев, чтобы объехать ее вокруг. На земле живет очень много людей, кроме людей, живут еще звери и птицы, и бабочки. Здесь всем хватает места.

- А сегодня мы собрались отмечать день рождение Земли.

Есть одна планета сад,
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету.
Ведь другой на свете нет.

(Исполняется песня “ Родная песенка ” сл.П.Синявского, муз. Ю.Чичкова).

http://recikus.ucoz.ru/load/0-0-0-69-20 (3-6 слайды – показываются во время исполнения)

Льется солнышко веселое
Золотыми ручейками
Над садами и над селами,
Над полями и лугами.

Припев:

Здесь идут грибные дождики,
Светят радуги цветные.
Здесь простые подорожники
С детства самые родные.
Здесь простые подорожники
С детства самые родные.

Тополиные порошицы
Закружились на опушке,
И рассыпались по рощице
Земляничные веснушки.

Припев.

И опять захороводили
Стайки ласточек над домом,
Чтобы снова спеть о Родине
Колокольчикам знакомым.

Припев.

Любимый край, моя Земля,
Родимые просторы!
У нас и реки, и поля,
Моря, леса и горы.

Солнце сияет над нашей Землей,
Синее море играет волной.
Птицы веселые в рощах поют.
Любим мы землю родную свою.

Ведущий. Много раз встречали праздники в этом зале, но таких, как этот, мы еще не знали. Сегодня мы отмечаем День рождения Земли – нашего общего дома. Начинаем игру “Звездный час”.

Отборочный тур

Участвуют все дети. Кто ответил на вопрос, тот выходит в 1 тур.

1. Растет ли дерево зимой? (Нет, оно замирает)

2. Кто из кукушек кукует – самка или самец? (Самец)

3. Какой зверек спит вниз головой? (Летучая мышь)

4. Кто из птиц не воспитывает своих птенцов? (Кукушка)

5. Какой лесной зверек сушит на деревьях грибы? (Белка)

6. Что зимой страшнее для птицы – голод или холод? (Голод)

Правила игры:

- участники, за каждый правильный ответ получают звезду;

- после каждого тура участник, отстающий от всех, или участник с наименьшим количеством звезд выбывает из игры

Перед вами кружки с цифрами. Вопросы слушайте внимательно и правильно поднимайте – карточку с правильной цифрой-отгадкой.

I тур

1. Покзываются изображения садовых и полевых цветов.

Показать цветок, который занесен в Красную книгу, очень приятно пахнет, растет в лесу, из него делают лекарство. (Ландыш). (7 слайд)

2. Изображения деревьев: береза, клен, дуб, ель, осина. (8 слайд)

а) У какого дерева осенью листья красные? (Клен).

б) Из какого дерева делают спички? (Осина).

в) У какого дерева даже в самый жаркий летний день кора остается прохладной? (Береза).

г) Одно из наиболее долговечных деревьев. В благоприятных условиях доживает до 100 лет. (Дуб).

3. Картинки птиц. (9 слайд)

Грач, кукушка, стриж, жаворонок, ласточка.

а) Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песня и полет
Вошли в стихотворение. (Жаворонок 4).

б) Что за весенняя черная птица
Трактору чуть ли на нос не садится. (Грач 1).

в) Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка 5).

г) Эта птица никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседям яйца оставляет.
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка 2).

д) Самая быстрая птица. (Стриж 3).

4. Картинки: подорожник”, ромашка, одуванчик, мать-и-мачеха. (10 слайд)

а) Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растет там, чтобы помочь, если надо, путешественнику, натершему ногу. (1)

б) Стоят в поле сестрички –
Желтый глазок, белые реснички. (2)

в) Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – теплая и нежная, как родная мать. (4)

5. Картинки “Грибы”. (11 слайд)

1. Рыжик

2. Мухомор

3. Опята

4. Подосиновик

5. Подберезовик

а) Вот лесок берёзовый.
В шляпе здесь не розовой.
В шляпке бурой, светлой.
С длинной ножкой и заметный. /5/

б) Вас в осинник привела,
Гриб другой вам назвала.
В шляпке ярко-красной.
Рви. Он не опасный. (4)

в) Этим грибом лечатся лоси. /2/

г) Он живет под елками,
Скрытый их иголками.
Много у него братишек.
Рыжий гриб зовется... /1/

д) Нет грибов дружней, чем эти, - знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. /3)

6. Рыбы, пресмыкающиеся, земноводные. (5 картинок). (12 слайд)

1. лягушка

2. улитка

3. головастик

4. черепаха

5. рак

1. Кто на себе свой дом носит? (2)

2. Кто ходит в каменной рубахе? (4)

3. Не кузнец, а с клещами. (5)

4. Выпучив глаза следит,
По-французски говорит,
По-блошачьи прыгает,
По человечьи плавает. (1)

5. Он превращается в лягушку. (Головастик)

II тур

(Картинки прикреплены на магнитной доске)

1. Изображения животных.

1. заяц

2. медведь

3. корова

4. белка

5. крот

а) У какого животного гнездо называется гайно? (4)

б) Покажите животное, которое дает молоко? (3)

в) У какого животного детенышей называют листопадничками? (1)

г) Животное, которое живет под землей? (5)

2. Птицы.

1. страус

2. цапля

3. дятел

4. скворец

а) Под какой цифрой спряталась птица, которая не умеет летать. (1).

б) Покажите птицу, которая живет на воде. (2)

в) Покажите птицу, которая живет на дереве? (3)

г) Для какой птицы делают домики? (4)

III тур

(Картинки прикреплены на магнитной доске)

1. 4 времени года, не по порядку.

1. Зима 2. Лето. 3. Весна 4. Осень

Каждое время года меняет друг – друга поочередно.

Покажете время года, которое стоит неправильно. (Лето 2).

2. Кого называют санитаром леса?

1. гусеница

2. бабочка

4. муравей

4. Божья коровка

3. Самое прожорливое насекомое планеты.

1.бабочка

2. клоп

3. клещ

4. саранча

4. Показать ядовитый гриб.

1. лисички

2. мухомор

3.рыжики

4. волнушки

5. Какой цветок символизирует жизненную силу?

1. лотос

2. роза

3. ландыш

4. кувшинка

IV тур

Заключительный.

По очереди назвать растения, которые растут в лесу. Кто назовет последним – победитель.

Победителю вручается “Диплом победителя игры “Звездный час””.

Вручение сувениров участникам.

Исполнение песни “Не дразните собак” (Е. Птичкин - М. Пляцковский)

http://narod.ru/disk/start/41.dl33sf-narod.yandex.ru/19312352001/h9fa1df6f00fcc9041c978bb63bb94b01/ne_draznite_sobak.mp3

1

Не дразните собак, не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.
И тогда воробьи песенкой разбудят,
А царапать и кусать вас никто не будет.

2

Если очень шуметь около берлоги,
То придется потом уносить вам ноги.
И пчела просто так тоже не пристанет.
Ведь и жалить, и рычать зря никто не станет.

3

Ни к чему обижать бабочку на ветке,
Веселее в лесу от ее расцветки.
Не пугайте жуков с длинными усами,
И поверьте, что жуки вас не тронут сами.

4

Если вам по душе красота земная,
Берегите ее, устали не зная.
Непременно тогда станем мы друзьями,
А про кошек и собак пойте вместе с нами!

Литература

1. Т.И. Тарабарина “И учеба, и игра: природоведение”, Ярославль, “Академия развития”, 1997 г.

2. Н.В. Елкина “Учим детей наблюдать и рассказывать”, Ярославль, “Академия развития”, 1997 г.

3 Т.М. Бондаренко “Экологические занятия”, Воронеж, ТЦ “Учитель”, 2004 г.

4. Л.М.Потапова “Детям о природе”-экология в играх, Ярославль, “Академия Холдинг”, 2002 г.

5 Журналы “Начальная школа”

6. Журналы “ПедСовет”, “Педагогическое творчество” и “Школьные игры и конкурсы”

7. Е.М. Елизарова “Знакомые незнакомцы” (кружковая работа), Волгоград, “Учитель”, 2007 г.

8. Г.Н. Решетникова, Н.и. Стрельникова “Окружающий мир” (занимательные материалы), Волгоград, “Учитель”, 2007 г.