Цели:
- выявление общих представлений родителей о личностных компетенциях младшего школьника и путях из развития, проблемах и путях их решений;
- наблюдения за активностью родителей и их заинтересованностью в решении проблем воспитания и обучения.
Для понимания изменений, происходящим с ребенком в период с 6-7 до 11-12 лет, необходимо рассмотреть сущность основных понятий, которые используются для описания процессов развития.
Слайд 2. Презентация
Термин развитие указывает на изменения, происходящие в строении тела, мышлении, поведении человека в результате биологических процессов организма и влияния окружающей среды. Само понятие развитие в источниках психологии имеет несколько толкований. Одно из них “направленное, закономерное изменение, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта”.
(Крайг Г. “Психология развития”)
Слайд 3 (работа по слайду психосоциальное )
Когда говорят о развитии человека, то имеют в виду три области развития: физическую, когнитивную, психосоциальную.
Слайд 4 (работа по слайду социализация )
Развитие личности характеризуется тремя процессами: созревание, научение, социализация.
Слайд 5.
Таким образом, в процессе развития появляется новая личность. В каждом обществе явно или неявно присутствует представление об идеальном типе личности. Личности, которая владеет ключевыми компетенциями адекватными социально-экономическим условиям.
Как основа ключевых компетенций в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия и выработается умение учиться
Слайд 6.
Личностные действия - внутренняя позиция школьника, адекватные мотивы учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Регулятивные действия - овладение всеми типами учебных действий, умение принимать, сохранять, планировать учебную цель и задачу, контролировать, оценивать и корректировать свои действия.
Познавательные действия - овладение знаково-символическими средствами, моделированием своих действий, широким спектром логических действий и операций.
Коммуникативные действия - умения общаться с партнерами, учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество со сверстниками и взрослыми, адекватно передавать речевую информацию.
Отличительной особенностью новых стандартов является их личностная ориентация. Поэтому одной из составляющих ключевых компетенций являются личностные компетенции.
Личностные компетенции - это превращение знаний и способов деятельности, приобретенных обучающимися, в образовательном процессе в существенные черты характера, в мировоззрение, в убеждения, в нравственные принципы, которые в свою очередь определяют систему ценностных ориентаций.
Опираясь на систему Ядченко Е.В., можно выделить группу личностных компетенций:
Слайд 7.
- ценностно-смысловые компетенции;
- гражданственно-патриотические компетенции;
- культурологические компетенции;
- здоровьесберегающие компетенции;
- личностно-развивающие компетенции.
Слайд 8.
Следует выделить так же три вида личностных действий, которые позволяют ребенку:
- лучше понимать себя, осознавать свои мотивы;
- улучшать представление о себе, чувствовать большую уверенность в своих силах;
- находить равновесие между личными целями и практической деятельностью;
- избавиться от внутренних конфликтов, лучше контролировать эмоции и поведение;
- преодолевать шаблоны и стереотипы мышления;
- видеть больше выбора в различных ситуациях.
Слайд 9.
Самоопределение первоклассников осуществляется под руководством родителей и учителя.
Деятельность учителя, предполагает проведение занятий, направленных на развитие личностных компетенций младшего школьника, как во внеурочное время, так и включенными в структуру урока. Но не всегда проблемы связанные с вопросом развития личностных компетенций лежат на поверхности и быстро решаются.
Анализируя анкетные данные родителей и детей нашего класса можно обозначить ряд проблем связанных с развитием личностных компетенций:
- проблема игровой культуры;
- проблема “Дружить или ссориться”;
- проблема толерантности;
- проблема культуры межличностного общения и поведения;
- проблема “Быть в коллективе ведомым или ведущим”;
- проблема умения брать на себя ответственность за свои поступки и пр.
Семья является источником зарождения и формирования личностных компетенций ребенка, и на основе уже имеющегося опыта продолжается их развитие.
Именно поэтому продолжение нашего собрания я предлагаю провести в форме организационно-деятельностной игры.
Слайд 10.
Организационно-деятельностная игра “развитие личностных компетенций младшего школьника” для родителей обучающихся 1 класса.
Цель: выявить в ходе игры представления родителей о проблемах, путях, формах и способах развития личностных качеств младшего школьника.
Ход проведения игры
1. Представление жюри.
2. Группы знакомятся с ходом игры:
- родители делятся на группы и придумывают название своей группе на школьную тему;
- каждый этап оценивается жюри;
- игра начинается с разминки;
- игра проходит в три этапа;
- представление разработанных группой идей.
3. Рефлексия.
4. Анализ результатов игры.
I представление жюри:
Директор шкролы.
Заместитель директора по учебной работе.
Заместитель директора по воспитательной работе.
II. Ознакомление с ходом игры.
III. Представление названия группы.
IV. Разминка.
Группы должны продолжить предложение “младший школьник это…”. (Читают ответы, сдаются экспертному жюри)
V. Первый этап.
Группы определяют проблеммы, осложняющие процесс развития личностных качеств личности младшего школьника. Время - 15 минут. (Читают ответы, сдают экспертному жюри)
VI. Второй этап.
Группы из выявленных проблем выделяют самую важную и наметить пути её решения. Время 15 минут. (Читают ответы, сдают экспертному жюри)
VII. Третий этап.
Группы разрабатывают три идеи решения главной проблемы развития личностного качества младшего школьника:
- стратегическую;
- тактическую;
- фантастическую.
Время 10 минут. (Читают ответы, сдают экспертному жюри)
VIII. Рефлексия.
Каждый родитель должен продолжить предложение: “работая с группой, я поняла (л), что…” без подписи.
IX. Cлово экспертному жюри, подведение итогов игры.
X, Анализ результатов игры:
- выявление общих представлений родителей о личностных качествах младшего школьника и путях их развития;
- анализ активности родителей в игре, их заинтересованность в решении проблем воспитания и обучения.
Заключение.
Сегодня в школах есть все необходимое для формирования и развития личности. Поэтому в заключении хотелось бы закончить собрание словами Д.Медведева “Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высоко-технологическом конкурентном мире”. Это заказ общества - подготовить его граждан к современным условиям жизни. А школа должна создавать условия для формирования личности, развивать необходимые личностные компетенции, среди которых и ключевая компетенция личностного самосовершенствования.